Рец. на: М.Ю. Мухин. Поколение «0». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области реактивной авиации в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Институт российской истории РАН, 2019. 235 с.

 
Код статьиS086956870012216-8-1
DOI10.31857/S086956870012216-8
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва М.Ю. Мухин. Поколение «0». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области реактивной авиации в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Институт российской истории РАН, 2019. 235 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы225-229
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено26.06.2020
Дата публикации25.11.2020
Кол-во символов12456
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Новая монография М.Ю. Мухина является, судя по всему, завершением длительной разработки сравнительно малоизученного сюжета1. Автор впервые сформулировал понятие «нулевого поколения» реактивной авиатехники, которое охватывает все её модели, разрабатывавшиеся в СССР в 1944–1945 гг., т.е. ещё до того, как у советских инженеров и конструкторов появилась возможность ознакомиться с «трофейными» реактивными самолётами Германии и с моделями турбореактивной техники, приобретёнными у недавних союзников по антигитлеровской коалиции. Название родилось на том основании, что традиционно самолёты, сконструированные под использование названных двигателей, объединяют в категорию «первое поколение советских реактивных самолётов». С таким подходом можно соглашаться, его можно оспаривать, но надо признать, что рациональные основания в нём присутствуют.

1. Мухин М.Ю. Работы по созданию реактивной авиатехники в СССР в годы Великой Отечественной войны // Проблемы изучения военной истории: сборник статей Третьей всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 2015. С. 265–271; Мухин М.Ю. Советская авиационная промышленность 1940-х гг. и первые реактивные самолёты // Российская история. 2016. № 4. С. 44–55; Мухин М.Ю. Из истории ВПК предвоенных и военных лет: организация работ в области реактивного самолётостроения в СССР в 1930-е – середине 1940-х годов // Труды ИРИ РАН. 2017. № 14. С. 72–96; Мухин М.Ю. Технический переворот середины 1940-х годов. Взгляд с уровня завода // Экономическая история. Ежегодник. 2016/17. М., 2017. С. 267–302.
2 Ранее «нулевое поколение» как исторический феномен не становилось предметом исследования ни у нас, ни за рубежом, поэтому можно только приветствовать работу, закрывающую этот досадный пробел. Нельзя не согласиться с автором в том, что «эти самолёты не стали основой советских ВВС. Они вообще практически не производились сколько-нибудь крупной серией. Но они стали важной вехой развития советской авиации, первым шагом советских реактивных самолётов в небо. На этих машинах советские конструкторы и производственники набирались опыта, осваивали новые технологии и приёмы. Очень сомнительно, что бы без этой школы “проб и ошибок” состоялось бы то первое реактивное поколение, которое мы знаем» (с. 34).
3 Хотелось бы отметить разносторонний подход автора к избранному сюжету. Монография затрагивает вопросы истории науки и техники, экономической и социальной истории, в какой-то степени – даже истории государственных учреждений. Это позволило рассмотреть события и тенденции тех лет с разных точек зрения, учитывая взаимовлияние различных факторов и обстоятельств. Перед читателем – не рассказ о самолётах, а повествование о людях, которые эти самолёты строили.
4 Классифицировать структуру работы непросто. Каждая глава имеет чёткие хронологические рамки, поэтому на первый взгляд кажется, что книга построена по хронологическому принципу. Однако каждая глава посвящена какому-либо процессу, протекавшему в тот или иной период, поэтому вернее определить построение монографии как проблемно-хронологическое. Структура работы логична и полностью соответствует поставленным автором задачам.
5 Формально книга включает в себя четыре главы, но изложение собственно исторических сюжетов предварено пространным вводным разделом, который сам автор поименовал «Вместо предисловия. О чём эта книга». Помимо обязательных и традиционных положений любой вводной части (предмет исследования, хронологические рамки, источниковый корпус и т.п.) этот раздел также содержит подробный обзор истории работ по реактивной авиации в довоенном СССР, а также в 1941–1943 гг. По объёму этот раздел вполне сопоставим с каждой из последующих глав, поэтому можно сказать, что монография про «нулевое поколение» начинается с «нулевой главы».

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 538

Оценка читателей: голосов 0

1. Мухин М.Ю. Работы по созданию реактивной авиатехники в СССР в годы Великой Отечественной войны // Проблемы изучения военной истории: сборник статей Третьей всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 2015. С. 265–271.

2. Мухин М.Ю. Советская авиационная промышленность 1940-х гг. и первые реактивные самолёты // Российская история. 2016. № 4. С. 44–55.

3. Мухин М.Ю. Из истории ВПК предвоенных и военных лет: организация работ в области реактивного самолётостроения в СССР в 1930-е – середине 1940-х годов // Труды ИРИ РАН. 2017. № 14. С. 72–96.

4. Мухин М.Ю. Технический переворот середины 1940-х годов. Взгляд с уровня завода // Экономическая история. Ежегодник. 2016/17. М., 2017. С. 267–302.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх