История исторической науки в творчестве А.И. Клибанова

 
Код статьиS086956870010788-7-1
DOI10.31857/S086956870010788-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 4
Страницы205-213
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено18.05.2020
Дата публикации07.09.2020
Кол-во символов26406
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Научное творчество всегда окрашивается и обогащается личностью его создателя. Александр Ильич Клибанов принадлежал к тому редкому типу учёных, которые органично сочетают рационализм профессионального подхода к науке и склонность к раздумьям, размышлениям и даже поэтическому восприятию истории, мира и жизни, несмотря на невзгоды, которые ему пришлось пережить. Он и сам писал стихи, собирал картины, в совершенстве владел умением анализировать и обобщать исторический материал. В полемике с оппонентами он неизменно оставался интеллигентен, сдержан, деликатен, однако его вежливые и остроумные возражения не раз обезоруживали собеседника.
2 Научное творчество А.И. Клибанова – религиозная и общественно-политическая мысль, реформационные движения в России ХIV – первой половины ХVI., народные социальные утопии ХVI и ХIX вв. Труды Клибанова – исследователя духовной культуры России – проникнуты идеей гуманизма и связаны с мыслью о человеке, его достоинстве, сознании, идеалах, о заложенном в нём потенциале общечеловеческих ценностей и любви к свободе. Для него как учёного свойственно обращение к истории исторической науки, к процессу развития научной мысли как части культуры, к профессиональному историческому мышлению. Особое его внимание привлекали переходные эпохи, отражение перемен в общественном сознании в тех условиях, когда ярко выявляются интеллектуальные созидательные возможности личности.
3 Будучи истым западником, Клибанов включал историю России в контекст европейской истории. Другая характерная черта этого историка – глубокое знание и интерес к философским концепциям истории, к спорам марксистов, позитивистов и неокантианцев – спорам, которые были насильственно оборваны в начале 1930-х гг. Но не для Клибанова. Его чрезвычайно привлекало творчество учёных начала ХХ в., в частности А.С. Лаппо-Данилевского, одного из первых русских историков-неокантианцев.
4 Проблему преемственности исторической науки Клибанов считал основополагающей в поступательном развитии научной мысли. При этом одним из составляющих факторов, обеспечивающих преемственность, он признавал отношение историка к своей стране. В сфере же науки, по мысли Клибанова, – это преемственность научного знания, которую он воплотил в созданную им самим формулу «культура исследовательского процесса». В эту формулу он включил «терпеливую работу с первоисточниками во всеоружии вспомогательных исторических дисциплин», мастерство источниковедческого анализа. Он – убеждённый сторонник комплексного подхода к изучаемым проблемам, использования достижений смежных наук: истории литературы и литературоведения, лингвистики, истории искусств и искусствоведения, применения сравнительно-исторических подходов и знания как древних, так и новых языков. Важным компонентом этой формулы Клибанов считал включение в орбиту исследования новых тем, возникавших в ходе развития науки, способных определить и новые подходы к изучаемой проблеме1. 1. Клибанов А.И. Мастера исторической науки // Л.В. Черепнин. Отечественные историки ХVII–XX вв. Сборник статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984. С. 6.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 204

Оценка читателей: голосов 0

1. Клибанов А.И. Мастера исторической науки // Л.В. Черепнин. Отечественные историки ХVII–XX вв. Сборник статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984. С. 6.

2. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977. С. 10–11, 13–18, 168, 173 и др.

3. Клибанов А.И. Мастера исторической науки… С. 7–8; Клибанов А.И. Высокие уроки // Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982. С. 93–95.

4. Клибанов А.И. Александр Иванович Якубович: действительность и легенда // Исторические записки. Вып. 106. М., 1981. С. 203.

5. Алпатов М.А. Кризис русской буржуазной медиевистики в начале ХХ века // Проблемы историографии. Воронеж, 1960. С. 23–27.

6. Черепнин Л.В. Основные черты кризиса буржуазной историографии // Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 3. М., 1963. С. 239–278; Хмылев Л.Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца ХIX – начала ХХ в. Томск, 1978. С. 170.

7. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХI века // Вопросы истории. 1996. № 4; Шикло А.Е. Историческая наука в поисках новых подходов и изучению и осмыслению истории (конец ХIX – начала ХХ в.) // Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории СССР. М., 2008. С. 226–227; Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала XX века. Ч. 1–2. Волгоград, 1999.

8. Клибанов А.И. А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель // А.С. Лаппо-Данилевский. История русской общественной мысли и культуры ХVII–XVIII вв. М., 1990. С. 249–280.

9. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 2. М., 1971. С. 351–360.

10. Пресняков А.Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг., 1922. С. 5–7. См. также: Пресняков А.Е. А.С. Лаппо-Данилевский как учёный и мыслитель // Русский исторический журнал. Кн. 6. Пг., 1920. Этот выпуск журнала был полностью посвящён «Памяти академика А.С. Лаппо-Данилевского».

Система Orphus

Загрузка...
Вверх