Х. Духхардт. Путь к катастрофе Тридцатилетней войны. Кризисное десятилетие 1608—1618. Мюнхен — Берлин — Цюрих, 2017

 
Код статьиS013038640000120-0-1
DOI10.31857/S013038640000120-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: СмолГУ
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаНовая и новейшая история
Выпуск
Страницы242-243
Аннотация

empty

Ключевые словаempty
Получено06.11.2018
Дата публикации07.11.2018
Кол-во символов6213
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В преддверии 400-летия начала Тридцатилетней войны в зарубежной литературе стали появляться новые работы, в которых проводится переоценка сложившихcя представлений и привычных подходов к этому событию. Известный немецкий историк, в 1994–2011 гг. директор Института европейской истории в Майнце профессор Хайнц Духхардт в своей новой книге акцентирует внимание на многочисленных кризисных явлениях, сделавших Тридцатилетнюю войну неизбежной. Делает это он вдумчиво, осторожно, убедительно. Духхардт подчеркивает, что в спорах о том, была ли Тридцатилетняя война больше «немецкой» или «европейской», религиозной или же государственно-политической, надо видеть широкую европейскую панораму событий и явлений. В сущности, европейская система государств с середины XVI в. не изменилась, но она стала более дифференцированной, международные отношения приобрели дополнительный динамизм. Вместе с тем Священная Римская империя, будучи главным игроком в европейской политике, была не в состоянии решить свои внутренние проблемы, поскольку ее конфессиональные противоречия стали государственными противоречиями, мешавшими проводить активную внешнюю политику (с. 21, 25, 27–29).
2 Безусловно, немецкий историк прав, утверждая, что конфессиональная проблема в масштабе всей Европы была движущей силой кризисной декады (с. 36, 41). Эта проблема обострилась не только из-за того, что кальвинистские княжества не упоминались в статьях Аугсбургского религиозного мира 1555 г., но и потому, что в 1617 г. протестантские проповедники и теологи отмечали 100-летний юбилей Реформации резкими выпадами против католической церкви, в которых преобладал мотив Антихриста. Конфессиональный фундаментализм проявлялся с обеих сторон и был направлен не на примирение конфессий, а на конфронтацию (с. 51–53). К конфессиональным противоречиям добавлялись оппозиция сословий по отношению к князьям, особенно в Чехии (Богемии) и Венгрии, а также конкуренция братьев, т.е. императоров Рудольфа II и Маттиаса, в Доме Габсбургов. Попытки Габсбургов вернуться к конфессиональному единообразию наталкивались на сопротивление сословной верхушки, что также обостряло ситуацию и могло вести к катастрофе.
3 Интересен раздел книги под названием «Драматизация личности: акторы и статисты», в котором даны характеристики императора Священной Римской империи Рудольфа II, полностью отошедшего в конце жизни от политики, имперских князей, прежде всего герцога Максимилиана I Баварского и его противника курфюрста Пфальцского Фридриха V, пытавшихся усилить свои позиции военным путем, римского папы Павла V, который не стал подливать масла в огонь и разжигать конфессиональные страсти. Любопытно, что одним из факторов, способствовавших обострению отношений между европейскими странами, Духхардт называет смену властителей на рубеже первого и второго десятилетий XVII в. – во Франции в результате убийства Генриха IV в 1610 г. восшествие на престол малолетнего Людовика XIII, в Швеции в 1611 г. несовершеннолетнего Густава II Адольфа, в Трансильвании приход к власти Бетлена Габора, в Московском государстве после Смутного времени воцарение династии Романовых, наконец, в Священной Римской империи после смерти императора Рудольфа II усиление контрреформационных настроений с одной стороны и агрессивность кальвинистов во главе с Фридрихом V Пфальцским – с другой. Региональные войны и оппозиционные выступления в Чехии и Венгрии также обостряли ситуацию в Священной Римской империи (с. 98–103). Напряженные отношения между двумя конфессиональными партиями в последней четверти XVI в. происходили во многом из-за неясности формулировок Религиозного мира 1555 г. Правда, не уменьшились противоречия между лютеранами и кальвинистами, что давало надежду Габсбургам и католикам Империи на раскол партии реформаторов. Результатом этого был эпизод с захватом в Швабии протестантского города Донаувёрта агрессивно настроенным католиком герцогом Баварским Максимилианом I (с. 113–114, 119–120).

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 864

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх