Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018

 
PIIS086956870010154-0-1
DOI10.31857/S086956870010154-0
Publication type Review
Source material for review Конфессиональная политика Временного правительства России / Сост., автор предисл. и коммент. М.А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 558 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow Pedagogical State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages185-187
Abstract

   

Keywords
Received24.03.2020
Publication date24.06.2020
Number of characters8532
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 На фоне массового издания источников публикация М.А. Бабкина выделяется своей фундаментальностью. Автор впервые в историографии представил обширный комплекс разнообразных документов, раскрывающих формирование вероисповедной политики и затрагивающий, по сути, все важнейшие конфессии страны в короткий, но переломный период – с марта по ноябрь 1917 г. В них прослеживается отношение Временного правительства к Православной Российской Церкви1, которой, естественно, отдаётся приоритет (с. 172–259), отделившейся от неё в условиях революции Грузинской Православной Церкви (с. 259–278), к старообрядцам (с. 279–297), католикам и униатам (с. 297–378), армянам (с. 378–383), лютеранам (с. 384–401), мусульманам (с. 416–429), иудеям (с. 429–430) и буддистам (с. 432–438), к сектантам – меннонитам, скопцам, баптистам и евангельским христианам, духоборам (с. 402–416). Книга состоит из введения, археографического предисловия, двух разделов, посвящённых правительственным распоряжениям и замыслам, и 14 приложений, отражающих конфессиональный состав населения в 1897 г., положения вероисповедного законодательства 1906–1918 гг., определения Святейшего Синода и Поместного собора 1917 г. и т.д. Обширный научно-справочный аппарат включает комментарии, списки опубликованных источников, перечни наиболее важных законов и «основных событий» 1917 г., указатель имён и т.д. 1. Как отмечает М.А. Бабкин, до 1943 г. «у “господствующей” в России Церкви не было официального, твёрдо зафиксированного наименования», она называлась «Православная Российская», «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Всероссийская», «Православная», «Российская», «Русская», «Русская Православная», «Российская Православная Кафолическая», «Православная Кафолическая Грекороссийская» и т.д. (с. 10).
2 Материал взят составителем преимущественно из десяти архивных фондов (прежде всего ГА РФ, в меньшей мере – РГИА и РГВИА), а также из периодической печати. Как правило, это нормативные и подзаконные акты, фрагменты делопроизводства Временного правительства, некоторых министерств и их департаментов, комиссий, совещаний – отношения, представления, заключения, проекты и т.п. Всего в сборнике, помимо приложений (как общих, так и к отдельным текстам) 249 документов, из них 154 (62%), публикуются впервые, а 71 не переиздавался с 1917 г. Среди них нет, разумеется, многочисленных прошений и распоряжений о пенсиях, награждениях, сметах, приобретении недвижимости и т.д., но приводятся «типовые» решения, касавшиеся бракоразводных дел, перехода в иное вероисповедание, назначения и увольнения священнослужителей, их права получать светское высшее образование и т.п.
3 В первом разделе освещены детали и механизмы выработки и осуществления новой конфессиональной политики. Во втором – представлена переписка В.Н. Львова и А.В. Карташёва, а также меры, связанные с разработкой преобразований, организацией приходов, с передачей церковно-приходских школ в учебное ведомство, с обсуждением восстановления автокефалии и последующего отделения Грузинской Православной Церкви, с подготовкой к созыву Поместного собора, эвакуации Министерства вероисповеданий, Святейшего Синода в Москву и т.д. Судя по выявленным Бабкиным документам, Временному правительству буквально недели не хватило для того, чтобы утвердить «Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», которое уравнивало её клириков в правах с духовенством других христианских исповеданий (с. 286–296). Подавляющая часть размещённых в сборнике документов о взаимодействии революционного государства с католиками, армянами, баптистами и евангельскими христианами также ранее не издавалась.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 545

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up