Granting autocephaly to the Orthodox Church in America and Moscow-Constantinople relations

 
PIIS086956870010150-6-1
DOI10.31857/S086956870010150-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Tikhon Orthodox Humanitarian University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages148-155
Abstract

  

Keywords
Received11.03.2020
Publication date24.06.2020
Number of characters26493
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 1970 г. Московский патриархат предоставил автокефалию Православной Церкви в Америке. Главным основанием для этого являлось то, что именно Российская Церковь некогда принесла православие на американскую землю и основала там епархию. Однако это решение до сих пор не признаётся Константинопольской патриархатом. К сожалению, действия сторон в сложившейся 50 лет назад ситуации в историографии освещены достаточно схематично и преимущественно в работах, имеющих обзорный характер1. Между тем для их понимания требуется привлечение широкого круга документов, хранящихся как в церковных2, так и в государственных архивах3, публикаций в периодической печати Русского зарубежья и т.д. 1. Об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 6; Об учреждении Автокефальной Православной Церкви в Америке. Послание местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена святейшему Афинагору, архиепископу Константинополя – Нового Рима и вселенскому патриарху // Журнал Московской патриархии. 1970. № 7; Переписка иерархов в связи с автокефалией Американской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 9; Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. М., 1994. С. 279–288; Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997. С. 602–603; Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. P. 261–264; Русско-американский православный вестник. 1967. № 2. С. 17–21.

2. Кострюков А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3(70). С. 93–103.

3. В частности, в фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР в ГА РФ (ф. 6991).
2 Ещё в начале ХХ в. русская Североамериканская епархия шла по пути к превращению в независимую Церковь4. Однако после революции и гражданской войны её глава митрополит Платон (Рождественский) потерял связь с Московской патриархией, а затем вступил в конфликт с руководством Русской Зарубежной Церкви. После требования в 1933 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) предоставить подписку о прекращении антисоветских высказываний Североамериканская митрополия окончательно отмежевалась от Москвы. Ситуация осложнилась ещё и тем, что советское руководство навязывало Северной Америке обновленцев, выигравших судебный процесс, на котором рассматривались права на владение имуществом Русской Церкви. 4. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. М., 2004. С. 582.
3 Все эти печальные явления позволили другим поместным церквам открывать в Америке свои епархии, причём особую активность проявила Константинопольская патриархия, в 1923 г. образовавшая на территории США сразу 4 епархии. Греческий архиепископ Нью-Йорка стал именоваться Американским, что свидетельствовало о претензии Константинополя главенствовать на континенте5. Сложилась неканоничная ситуация, когда на одной территории параллельно существовало сразу несколько юрисдикций. Особенно болезненным оказалось положение русского православия. В 1960-е гг. в США одновременно действовали Русская Зарубежная Церковь, Североамериканская митрополия (Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке) и Североамериканский экзархат Московской патриархии. 5. Греческая Церковь в Америке // Церковные ведомости. 1923. № 19–20. С. 16.
4 В Москве не питали надежд на примирение с Русской Зарубежной Церковью, не скрывавшей своей антисоветской политики и обвинявшей Московскую патриархию в потворстве атеистическому режиму. Иным было отношение к Североамериканской митрополии, соглашение с которой считалось возможным, хотя её нередко называли «расколом»6. Правда, попытка, предпринятая в конце Второй мировой войны, успехом не увенчалась, но она была далеко не последней. В марте 1963 г. делегацию Московской патриархии принял предстоятель Североамериканской митрополии митрополит Леонтий (Туркевич), который изложил условия, необходимые для сближения. Другая встреча состоялась в Рочестере (штат Нью-Йорк) в 1964 г. По свидетельству протоиерея Александра Шмемана, именно там впервые прозвучало слово «автокефалия»7. О том, что Москва была готова к этому шагу, говорилось и в официальном сообщении, опубликованном американцами пять лет спустя. Возможно, переговоры имели бы продолжение, если бы не смерть митрополита Леонтия8. Сменивший его в 1965 г., митрополит Ириней (Бекиш) называл клириков Московской патриархии коммунистическими агентами и запрещал своему духовенству сослужить с ними9. Москва в долгу не оставалась, периодически напоминая поместным церквам, что клир Североамериканской митрополии в своё время подвергся запрещению и сослужение с ним невозможно10. 6. Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. С. 279.

7. ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 279, л. 151.

8. Пиштей И., прот. Официальное сообщение Русской православной Греко-кафолической Церкви (митрополии) Америки // Православная Русь. 1969. № 23. С. 8–9.

9. ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 279, л. 184.

10. Архив ОВЦС, д. «Русская Зарубежная Церковь», п. «1967», л. 14; Паломничество в Св. Землю митрополита Иринея // Новое русское слово. 1967. 12 августа.

Number of purchasers: 0, views: 839

Readers community rating: votes 0

1. Ob avtokefalii Russkoj Pravoslavnoj Greko-Kafolicheskoj Tserkvi Ameriki (mitropolichij okrug) i avtonomii Yaponskoj Pravoslavnoj Tserkvi // Zhurnal Moskovskoj patriarkhii. 1970. № 6; Ob uchrezhdenii Avtokefal'noj Pravoslavnoj Tserkvi v Amerike. Poslanie mestoblyustitelya moskovskogo patriarshego prestola mitropolita Krutitskogo i Kolomenskogo Pimena svyatejshemu Afinagoru, arkhiepiskopu Konstantinopolya – Novogo Rima i vselenskomu patriarkhu // Zhurnal Moskovskoj patriarkhii. 1970. № 7; Perepiska ierarkhov v svyazi s avtokefaliej Amerikanskoj Pravoslavnoj Tserkvi // Zhurnal Moskovskoj patriarkhii. 1970. № 9; Skurat K. Istoriya pomestnykh pravoslavnykh tserkvej. Ch. 2. M., 1994. S. 279–288; Tsypin V., prot. Istoriya Russkoj Tserkvi 1917–1997. M., 1997. S. 602–603; Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. P. 261–264; Russko-amerikanskij pravoslavnyj vestnik. 1967. № 2. S. 17–21.

2. Kostryukov A. Darovanie avtokefalii Pravoslavnoj Tserkvi v Amerike v svete dokumentov tserkovnykh arkhivov // Vestnik PSTGU. II. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi. 2016. Vyp. 3(70). S. 93–103.

3. V chastnosti, v fonde Soveta po delam religij pri Sovete ministrov SSSR v GA RF (f. 6991).

4. Otzyvy eparkhial'nykh arkhiereev po voprosu o tserkovnoj reforme. Ch. 1. M., 2004. S. 582.

5. Grecheskaya Tserkov' v Amerike // Tserkovnye vedomosti. 1923. № 19–20. S. 16.

6. Skurat K. Istoriya pomestnykh pravoslavnykh tserkvej. Ch. 2. S. 279.

7. Pishtej I., prot. Ofitsial'noe soobschenie Russkoj pravoslavnoj Greko-kafolicheskoj Tserkvi (mitropolii) Ameriki // Pravoslavnaya Rus'. 1969. № 23. S. 8–9.

8. Arkhiv OVTsS, d. «Russkaya Zarubezhnaya Tserkov'», p. «1967», l. 14; Palomnichestvo v Sv. Zemlyu mitropolita Irineya // Novoe russkoe slovo. 1967. 12 avgusta.

9. Eschyo v 1950-kh gg. arkhiereyam Moskovskoj patriarkhii, naznachaemym v SShA i Zapadnuyu Evropu, predostavlyali vizu krajne neokhotno, a inogda i poprostu otkazyvali (GA RF, f. 6991, op. 2, d. 196, l. 131, 236; op. 1, d. 843, l. 48–48 ob.).

10. «Vselenskie sobory, – pisal o. Ioann, – razdelili vselennuyu mezhdu pyat'yu patriarkhatami, predostaviv pervomu patriarkhu v kazhdoj polovine khristianskogo mira popechenie o tserkvakh, nakhodyaschikhsya sredi inoplemennikov. Nyne zhe K[onstantinopol'skij] p[atriarshij] prestol odin upravlyaet ehtimi tserkvami i daruet im avtokefaliyu» (Mejendorf I. Konstantinopol' i Moskva // Tserkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskogo pravoslavnogo russkogo ehkzarkhata. 1949. № 16. S. 8).

11. Yuvenalij (Poyarkov), mitr. Chelovek Tserkvi. M., 1998. S. 181.

12. Letom 1965 g. – s episkopom Tokijskim Vladimirom (Nagosskim), v iyune 1966 g. – s arkhiepiskopom Monreal'skim i Kanadskim Sil'vestrom (Kharunsom) i t.d. (Tam zhe, d. 69, l. 61).

13. Psaryov A. Razvitie mirovozzreniya Russkoj Zarubezhnoj Tserkvi v otnoshenii Pomestnykh Tserkvej i inoslaviya // Deyaniya IV Vsezarubezhnogo sobora Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi za granitsej. M., 2012. S. 186.

14. Tam zhe, l. 52. Vozmozhno, takie podozreniya imeli pod soboj osnovaniya. Naprimer, 22 sentyabrya 1968 g. protoierej Ioann Mejendorf soobschal predstavitelyu Moskovskoj patriarkhii: «Konventsiya grecheskoj arkhiepiskopii (v Afinakh) prinyala ofitsial'nuyu rezolyutsiyu v pol'zu ob'edineniya amerikanskogo pravoslaviya pod avtonomnym Sinodom, nakhodyaschimsya v K[onstantino]p[ol'sk]oj yurisdiktsii» (Arkhiv OVTsS, d. 49 «Russkij Zagranichnyj tserkovnyj raskol», p. «1968», l. 14).

15. Zhurnal Moskovskoj Patriarkhii. 1965. № 12. S. 4–5.

16. Fotiev K., svyasch. Otchyot o vstreche spetsial'noj komissii mitropolii s mitropolitom Nikodimom 21 yanvarya 1969 g. (Arkhiv Svyato-Troitskoj dukhovnoj seminarii, f. «Maevskij», k. 4, p. 1, s. 2).

17. Nikodim (Rotov), mitr. Amerikanskaya pravoslavnaya mitropoliya (Arkhiv OVTsS, d. 49, p. «1969», l. 14–15).

18. Yuvenalij (Poyarkov), mitr. Chelovek Tserkvi. S. 186.

19. Arkhiv OVTsS, d. 49, p. «1969», l. 12. Pechal'noe polozhenie prikhodov ehkzarkhata podtverzhdayut i drugie istochniki, naprimer, doklady episkopa Dosifeya (Ivanchenko) i protoiereya Matfeya Stadnyuka: GA RF, f. 6991, op. 6, d. 69, l. 87; d. 211, l. 35–37.

20. Tak, naprimer, episkop Filadel'fijskij Kiprian (Borisevich), ierarkh Pravoslavnoj Tserkvi v Amerike, 5 fevralya 1971 g. setoval v pis'me k mitropolitu Nikodimu (Rotovu) na to, chto upravlyayuschij prikhodami Moskovskoj patriarkhii episkop Makarij (Svistun) i episkopskij sovet «razrabotali narochito slozhnuyu protseduru, kotoroj dolzhny priderzhivat'sya prikhody, zhelayuschie vojti v sostav Pravoslavnoj Tserkvi v Amerike» (GA RF, f. 6991, op. 6, d. 454, l. 58). 23 sentyabrya togo zhe goda o namerenii mnogikh obschin byvshego ehkzarkhata smenit' yurisdiktsiyu soobschal v raporte mitropolitu Nikodimu 1971 g. i nastoyatel' Nikol'skogo sobora v N'yu-Jorke protoierej M. Stadnyuk (Tam zhe, l. 154).

21. Gul' R. K voprosu ob «avtokefalii» // Novyj zhurnal (N'yu-Jork). 1974. № 114. S. 226.

22. Ehkzarkhat Moskovskoj Patriarkhii ob avtokefalii // Pravoslavnaya Rus'. 1970. № 3. S. 6.

23. Filaret (Denisenko), mitr. Obraschenie k sobraniyu episkopov, klira i miryan v Sv. Tikhonovskom monastyre // Pravoslavnaya Rus'. 1970. № 20. S. 3.

24. Gul' R. Chto dali dva goda «avtokefalii»? // Novyj zhurnal. 1972. № 106. S. 233–234.

25. Poslanie patriarkha Afinagora mitropolitu Pimenu Krutitskomu ob amerikanskoj avtokefalii // Pravoslavnaya Rus'. 1970. № 19. S. 11–13.

26. K voprosu ob «avtokefalii» // Novyj zhurnal. 1972. № 106. S. 221–225.

Система Orphus

Loading...
Up