Предоставление автокефалии Православной Церкви в Америке и московско-константинопольские отношения

 
Код статьиS086956870010150-6-1
DOI10.31857/S086956870010150-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы148-155
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено11.03.2020
Дата публикации24.06.2020
Кол-во символов26493
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1970 г. Московский патриархат предоставил автокефалию Православной Церкви в Америке. Главным основанием для этого являлось то, что именно Российская Церковь некогда принесла православие на американскую землю и основала там епархию. Однако это решение до сих пор не признаётся Константинопольской патриархатом. К сожалению, действия сторон в сложившейся 50 лет назад ситуации в историографии освещены достаточно схематично и преимущественно в работах, имеющих обзорный характер1. Между тем для их понимания требуется привлечение широкого круга документов, хранящихся как в церковных2, так и в государственных архивах3, публикаций в периодической печати Русского зарубежья и т.д. 1. Об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 6; Об учреждении Автокефальной Православной Церкви в Америке. Послание местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена святейшему Афинагору, архиепископу Константинополя – Нового Рима и вселенскому патриарху // Журнал Московской патриархии. 1970. № 7; Переписка иерархов в связи с автокефалией Американской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 9; Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. М., 1994. С. 279–288; Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997. С. 602–603; Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. P. 261–264; Русско-американский православный вестник. 1967. № 2. С. 17–21.

2. Кострюков А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3(70). С. 93–103.

3. В частности, в фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР в ГА РФ (ф. 6991).
2 Ещё в начале ХХ в. русская Североамериканская епархия шла по пути к превращению в независимую Церковь4. Однако после революции и гражданской войны её глава митрополит Платон (Рождественский) потерял связь с Московской патриархией, а затем вступил в конфликт с руководством Русской Зарубежной Церкви. После требования в 1933 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) предоставить подписку о прекращении антисоветских высказываний Североамериканская митрополия окончательно отмежевалась от Москвы. Ситуация осложнилась ещё и тем, что советское руководство навязывало Северной Америке обновленцев, выигравших судебный процесс, на котором рассматривались права на владение имуществом Русской Церкви. 4. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. М., 2004. С. 582.
3 Все эти печальные явления позволили другим поместным церквам открывать в Америке свои епархии, причём особую активность проявила Константинопольская патриархия, в 1923 г. образовавшая на территории США сразу 4 епархии. Греческий архиепископ Нью-Йорка стал именоваться Американским, что свидетельствовало о претензии Константинополя главенствовать на континенте5. Сложилась неканоничная ситуация, когда на одной территории параллельно существовало сразу несколько юрисдикций. Особенно болезненным оказалось положение русского православия. В 1960-е гг. в США одновременно действовали Русская Зарубежная Церковь, Североамериканская митрополия (Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке) и Североамериканский экзархат Московской патриархии. 5. Греческая Церковь в Америке // Церковные ведомости. 1923. № 19–20. С. 16.
4 В Москве не питали надежд на примирение с Русской Зарубежной Церковью, не скрывавшей своей антисоветской политики и обвинявшей Московскую патриархию в потворстве атеистическому режиму. Иным было отношение к Североамериканской митрополии, соглашение с которой считалось возможным, хотя её нередко называли «расколом»6. Правда, попытка, предпринятая в конце Второй мировой войны, успехом не увенчалась, но она была далеко не последней. В марте 1963 г. делегацию Московской патриархии принял предстоятель Североамериканской митрополии митрополит Леонтий (Туркевич), который изложил условия, необходимые для сближения. Другая встреча состоялась в Рочестере (штат Нью-Йорк) в 1964 г. По свидетельству протоиерея Александра Шмемана, именно там впервые прозвучало слово «автокефалия»7. О том, что Москва была готова к этому шагу, говорилось и в официальном сообщении, опубликованном американцами пять лет спустя. Возможно, переговоры имели бы продолжение, если бы не смерть митрополита Леонтия8. Сменивший его в 1965 г., митрополит Ириней (Бекиш) называл клириков Московской патриархии коммунистическими агентами и запрещал своему духовенству сослужить с ними9. Москва в долгу не оставалась, периодически напоминая поместным церквам, что клир Североамериканской митрополии в своё время подвергся запрещению и сослужение с ним невозможно10. 6. Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. С. 279.

7. ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 279, л. 151.

8. Пиштей И., прот. Официальное сообщение Русской православной Греко-кафолической Церкви (митрополии) Америки // Православная Русь. 1969. № 23. С. 8–9.

9. ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 279, л. 184.

10. Архив ОВЦС, д. «Русская Зарубежная Церковь», п. «1967», л. 14; Паломничество в Св. Землю митрополита Иринея // Новое русское слово. 1967. 12 августа.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 833

Оценка читателей: голосов 0

1. Об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 6; Об учреждении Автокефальной Православной Церкви в Америке. Послание местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена святейшему Афинагору, архиепископу Константинополя – Нового Рима и вселенскому патриарху // Журнал Московской патриархии. 1970. № 7; Переписка иерархов в связи с автокефалией Американской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1970. № 9; Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. М., 1994. С. 279–288; Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997. С. 602–603; Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. P. 261–264; Русско-американский православный вестник. 1967. № 2. С. 17–21.

2. Кострюков А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3(70). С. 93–103.

3. В частности, в фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР в ГА РФ (ф. 6991).

4. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. М., 2004. С. 582.

5. Греческая Церковь в Америке // Церковные ведомости. 1923. № 19–20. С. 16.

6. Скурат К. История поместных православных церквей. Ч. 2. С. 279.

7. Пиштей И., прот. Официальное сообщение Русской православной Греко-кафолической Церкви (митрополии) Америки // Православная Русь. 1969. № 23. С. 8–9.

8. Архив ОВЦС, д. «Русская Зарубежная Церковь», п. «1967», л. 14; Паломничество в Св. Землю митрополита Иринея // Новое русское слово. 1967. 12 августа.

9. Ещё в 1950-х гг. архиереям Московской патриархии, назначаемым в США и Западную Европу, предоставляли визу крайне неохотно, а иногда и попросту отказывали (ГА РФ, ф. 6991, оп. 2, д. 196, л. 131, 236; оп. 1, д. 843, л. 48–48 об.).

10. «Вселенские соборы, – писал о. Иоанн, – разделили вселенную между пятью патриархатами, предоставив первому патриарху в каждой половине христианского мира попечение о церквах, находящихся среди иноплеменников. Ныне же К[онстантинопольский] п[атриарший] престол один управляет этими церквами и дарует им автокефалию» (Мейендорф И. Константинополь и Москва // Церковный вестник Западно-Европейского православного русского экзархата. 1949. № 16. С. 8).

11. Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. М., 1998. С. 181.

12. Летом 1965 г. – с епископом Токийским Владимиром (Нагосским), в июне 1966 г. – с архиепископом Монреальским и Канадским Сильвестром (Харунсом) и т.д. (Там же, д. 69, л. 61).

13. Псарёв А. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного собора Русской Православной Церкви за границей. М., 2012. С. 186.

14. Там же, л. 52. Возможно, такие подозрения имели под собой основания. Например, 22 сентября 1968 г. протоиерей Иоанн Мейендорф сообщал представителю Московской патриархии: «Конвенция греческой архиепископии (в Афинах) приняла официальную резолюцию в пользу объединения американского православия под автономным Синодом, находящимся в К[онстантино]п[ольск]ой юрисдикции» (Архив ОВЦС, д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол», п. «1968», л. 14).

15. Журнал Московской Патриархии. 1965. № 12. С. 4–5.

16. Фотиев К., свящ. Отчёт о встрече специальной комиссии митрополии с митрополитом Никодимом 21 января 1969 г. (Архив Свято-Троицкой духовной семинарии, ф. «Маевский», к. 4, п. 1, с. 2).

17. Никодим (Ротов), митр. Американская православная митрополия (Архив ОВЦС, д. 49, п. «1969», л. 14–15).

18. Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. С. 186.

19. Архив ОВЦС, д. 49, п. «1969», л. 12. Печальное положение приходов экзархата подтверждают и другие источники, например, доклады епископа Досифея (Иванченко) и протоиерея Матфея Стаднюка: ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 69, л. 87; д. 211, л. 35–37.

20. Так, например, епископ Филадельфийский Киприан (Борисевич), иерарх Православной Церкви в Америке, 5 февраля 1971 г. сетовал в письме к митрополиту Никодиму (Ротову) на то, что управляющий приходами Московской патриархии епископ Макарий (Свистун) и епископский совет «разработали нарочито сложную процедуру, которой должны придерживаться приходы, желающие войти в состав Православной Церкви в Америке» (ГА РФ, ф. 6991, оп. 6, д. 454, л. 58). 23 сентября того же года о намерении многих общин бывшего экзархата сменить юрисдикцию сообщал в рапорте митрополиту Никодиму 1971 г. и настоятель Никольского собора в Нью-Йорке протоиерей М. Стаднюк (Там же, л. 154).

21. Гуль Р. К вопросу об «автокефалии» // Новый журнал (Нью-Йорк). 1974. № 114. С. 226.

22. Экзархат Московской Патриархии об автокефалии // Православная Русь. 1970. № 3. С. 6.

23. Филарет (Денисенко), митр. Обращение к собранию епископов, клира и мирян в Св. Тихоновском монастыре // Православная Русь. 1970. № 20. С. 3.

24. Гуль Р. Что дали два года «автокефалии»? // Новый журнал. 1972. № 106. С. 233–234.

25. Послание патриарха Афинагора митрополиту Пимену Крутицкому об американской автокефалии // Православная Русь. 1970. № 19. С. 11–13.

26. К вопросу об «автокефалии» // Новый журнал. 1972. № 106. С. 221–225.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх