Point or ellipsis? A new book about the fate of the Baltic exarch Metropolitan of Vilna and Lithuania Sergius (Voskresensky)

 
PIIS086956870009278-6-1
DOI10.31857/S086956870009278-6
Publication type Review
Source material for review Шлевис Г. «Он пришёл сюда как странник…». Судьба митрополита Сергия (Воскресенского). Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 2017. 272 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages194-197
Abstract

   

Keywords
AcknowledgmentThis research was supported by the Russian Science Foundation, project № 18-78-00048 «Orthodox clergy on the Occupied areas of the RSFSR in 1941-1944».
Received03.04.2020
Publication date24.06.2020
Number of characters10816
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди православных епископов середины ХХ в. сложно найти более деятельного и одновременно противоречивого молодого архиерея, чем владыка Сергий (Воскресенский). Один из первых архипастырей, сформировавшихся уже в условиях религиозных гонений, он был верным сторонником «Сергия Старшего» – будущего патриарха Московского и всея Руси. На посту редактора «Журнала Московской патриархии», а затем – митрополита Виленского и Литовского, экзарха в Прибалтике, он стойко отстаивал церковные и государственные интересы Москвы. Однако начавшаяся в июне 1941 г. война превратила до той поры малозаметного молодого епископа-«сергианца» для одних – в символ и главную фигуру церковного возрождения на временно оккупированных нацистами территориях, для других – в предателя родины и Церкви. Впоследствии историки Русского зарубежья чаще всего оправдывали его деятельность1, тогда как в СССР в ней долго усматривали пример «предательской сущности» православного духовенства2. Лишь в 1995 г. О.Ю. Васильева постаралась подняться над устоявшимися оценками и проанализировать основные вехи биографии владыки3. Затем его судьба и «феномен Прибалтийского экзархата» не раз освещались в трудах М.В. Шкаровского, священника Ильи Соловьёва, К.П. Обозного, А.В. Гаврилина, Р. Лаукайтите4, а также в публикациях архивных документов5. 1. Алексеев В.И. Смерть экзарха Сергия (Воскресенского) и выборы московского патриарха в свете немецких секретных документов // Церковная жизнь. 1958. № 7/12. 7; Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1981. № 13–15.

2. Балевиц З.В. Православная Церковь Латвии под сенью свастики (1941–1944). Рига, 1967; Веверс Я.Я. Православная духовная миссия – агентура немецкой разведки (материал в помощь лектору). Рига, 1973.

3. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия (Воскресенского) // Наука и религия. 1995. № 5.

4. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002; Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007; Шкаровский М.В., Соловьёв И., свящ. Церковь против большевизма. М., 2013; Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008; Гаврилин А.В. Под покровом тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009; Лаукайтите Р. Литовская православная епархия под властью митрополита Сергия (Воскресенского). 1941–1944 // Православие Балтии. 2015. № 3(12). С. 97–109.

5. История Псковской православной миссии в документах / Сост. А.А. Кузнецова , иеромонах Платон (Рожков), С.Н. Романова, Л.И. Соколова, З.Н. Столярова. Ч. 1–2. Козельск, 2017; Приказ: архив уничтожить! Прибалтийский экзархат и Псковская православная миссия в годы немецкой оккупации 1941–1944. Сборник документов / Сост. С.К. Бернев, А.И. Рупасов. СПб., 2016.
2 Между тем в 2017 г. Герман Шлевис, долгие годы являвшийся официальным историографом Литовской епархии и известный работами о православных храмах Литвы и служении будущего патриарха Тихона (Белавина) на Виленской кафедре6, обратил внимание на то, что в историографии практически не раскрыта роль правящего архиерея в жизни епархиального центра – Вильно, куда митрополит, постоянно проживавший в Риге, часто приезжал в годы нацистской оккупации. В отличие от других исследователей, изучавших в основном фонды германских, российских и балтийских государственных архивов, Шлевис опирается на документы Архива Виленско-Литовской епархии (Lietuvos staciatikiu arkvivyskupijos archyvas). Именно в этом хранилище, располагавшемся на протяжении десятилетий в башне Свято-Духова монастыря в Вильнюсе, можно отыскать немало распоряжений экзаршего управления, подписанных лично митрополитом Сергием, докладов благочинных, писем священников. Там же находятся материалы богословских курсов, отражающие замыслы экзарха по пополнению православного клира как Балтии, так и России. 6. Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2005; Арефьева И., Шлевис Г. Примите меня в свою любовь… Вильнюс, 2008.
3 Первоначально в Литве с опаской и даже неприятием отнеслись к назначенному из Москвы «гостю», не знакомому с традициями и особенностями жизни местного духовенства (с. 40). Однако ему удалось разрушить этот барьер, стать для большинства в «православном Вильно» своим, ещё более русским и православным, чем его предшественники. При этом на пути экзарха встречалось немало проблем, которым в книге Шлевиса посвящены краткие, но весьма информативные очерки. Так, в главе «Как мирянин Н.П. Юзвьюк стал епископом» убедительно показано, что на территории Литвы могло возникнуть противостояние между правящим архиереем и владыкой Феодосием (Феодосиевым), проживавшим на покое в Свято-Духовом монастыре и желавшим объявить автокефалию (с. 65). Именно поэтому митрополиту понадобился викарий, способный предотвратить выступления автокефалистов. Наиболее подходящей фигурой он счёл многолетнего преподавателя Виленской духовной семинарии Н. Юзвьюка, прекрасно знакомого с канонами и верного московским церковным властям. Юзвьюк сначала категорически отказался от соответствующего предложения, сделанного инициативной группой виленских мирян, но затем экзарх сумел его убедить (согласие стоило ему пяти лет, проведённых в советских лагерях) (с. 66–67).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 819

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev V.I. Smert' ehkzarkha Sergiya (Voskresenskogo) i vybory moskovskogo patriarkha v svete nemetskikh sekretnykh dokumentov // Tserkovnaya zhizn'. 1958. № 7/12. 7; Alekseev V.I., Stavru F. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na okkupirovannoj nemtsami territorii // Russkoe vozrozhdenie. 1981. № 13–15.

2. Balevits Z.V. Pravoslavnaya Tserkov' Latvii pod sen'yu svastiki (1941–1944). Riga, 1967; Vevers Ya.Ya. Pravoslavnaya dukhovnaya missiya – agentura nemetskoj razvedki (material v pomosch' lektoru). Riga, 1973.

3. Vasil'eva O.Yu. Zhrebij mitropolita Sergiya (Voskresenskogo) // Nauka i religiya. 1995. № 5.

4. Shkarovskij M.V. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov'. Nemetskaya politika po otnosheniyu k Pravoslavnoj Tserkvi i religioznoe vozrozhdenie na okkupirovannoj territorii SSSR. M., 2002; Shkarovskij M.V. Krest i svastika. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov'. M., 2007; Shkarovskij M.V., Solov'yov I., svyasch. Tserkov' protiv bol'shevizma. M., 2013; Oboznyj K.P. Istoriya Pskovskoj pravoslavnoj missii. 1941–1944 gg. M., 2008; Gavrilin A.V. Pod pokrovom tikhvinskoj ikony. Arkhipastyrskij put' Ioanna (Garklavsa). SPb., 2009; Laukajtite R. Litovskaya pravoslavnaya eparkhiya pod vlast'yu mitropolita Sergiya (Voskresenskogo). 1941–1944 // Pravoslavie Baltii. 2015. № 3(12). S. 97–109.

5. Istoriya Pskovskoj pravoslavnoj missii v dokumentakh / Sost. A.A. Kuznetsova , ieromonakh Platon (Rozhkov), S.N. Romanova, L.I. Sokolova, Z.N. Stolyarova. Ch. 1–2. Kozel'sk, 2017; Prikaz: arkhiv unichtozhit'! Pribaltijskij ehkzarkhat i Pskovskaya pravoslavnaya missiya v gody nemetskoj okkupatsii 1941–1944. Sbornik dokumentov / Sost. S.K. Bernev, A.I. Rupasov. SPb., 2016.

6. Shlevis G. Pravoslavnye khramy Litvy. Vil'nyus, 2005; Aref'eva I., Shlevis G. Primite menya v svoyu lyubov'… Vil'nyus, 2008.

Система Orphus

Loading...
Up