Точка или многоточие? Новая книга о судьбе экзарха Прибалтики митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского)

 
Код статьиS086956870009278-6-1
DOI10.31857/S086956870009278-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Шлевис Г. «Он пришёл сюда как странник…». Судьба митрополита Сергия (Воскресенского). Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 2017. 272 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы194-197
Аннотация

  

Ключевые слова
Источник финансированияМатериал подготовлен при поддержке гранта РНФ № 18-78-00048 «Служение русского православного пастырства на временно оккупированных районах РСФСР в 1941–1944 гг.».
Получено03.04.2020
Дата публикации24.06.2020
Кол-во символов10816
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Среди православных епископов середины ХХ в. сложно найти более деятельного и одновременно противоречивого молодого архиерея, чем владыка Сергий (Воскресенский). Один из первых архипастырей, сформировавшихся уже в условиях религиозных гонений, он был верным сторонником «Сергия Старшего» – будущего патриарха Московского и всея Руси. На посту редактора «Журнала Московской патриархии», а затем – митрополита Виленского и Литовского, экзарха в Прибалтике, он стойко отстаивал церковные и государственные интересы Москвы. Однако начавшаяся в июне 1941 г. война превратила до той поры малозаметного молодого епископа-«сергианца» для одних – в символ и главную фигуру церковного возрождения на временно оккупированных нацистами территориях, для других – в предателя родины и Церкви. Впоследствии историки Русского зарубежья чаще всего оправдывали его деятельность1, тогда как в СССР в ней долго усматривали пример «предательской сущности» православного духовенства2. Лишь в 1995 г. О.Ю. Васильева постаралась подняться над устоявшимися оценками и проанализировать основные вехи биографии владыки3. Затем его судьба и «феномен Прибалтийского экзархата» не раз освещались в трудах М.В. Шкаровского, священника Ильи Соловьёва, К.П. Обозного, А.В. Гаврилина, Р. Лаукайтите4, а также в публикациях архивных документов5. 1. Алексеев В.И. Смерть экзарха Сергия (Воскресенского) и выборы московского патриарха в свете немецких секретных документов // Церковная жизнь. 1958. № 7/12. 7; Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1981. № 13–15.

2. Балевиц З.В. Православная Церковь Латвии под сенью свастики (1941–1944). Рига, 1967; Веверс Я.Я. Православная духовная миссия – агентура немецкой разведки (материал в помощь лектору). Рига, 1973.

3. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия (Воскресенского) // Наука и религия. 1995. № 5.

4. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002; Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007; Шкаровский М.В., Соловьёв И., свящ. Церковь против большевизма. М., 2013; Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008; Гаврилин А.В. Под покровом тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009; Лаукайтите Р. Литовская православная епархия под властью митрополита Сергия (Воскресенского). 1941–1944 // Православие Балтии. 2015. № 3(12). С. 97–109.

5. История Псковской православной миссии в документах / Сост. А.А. Кузнецова , иеромонах Платон (Рожков), С.Н. Романова, Л.И. Соколова, З.Н. Столярова. Ч. 1–2. Козельск, 2017; Приказ: архив уничтожить! Прибалтийский экзархат и Псковская православная миссия в годы немецкой оккупации 1941–1944. Сборник документов / Сост. С.К. Бернев, А.И. Рупасов. СПб., 2016.
2 Между тем в 2017 г. Герман Шлевис, долгие годы являвшийся официальным историографом Литовской епархии и известный работами о православных храмах Литвы и служении будущего патриарха Тихона (Белавина) на Виленской кафедре6, обратил внимание на то, что в историографии практически не раскрыта роль правящего архиерея в жизни епархиального центра – Вильно, куда митрополит, постоянно проживавший в Риге, часто приезжал в годы нацистской оккупации. В отличие от других исследователей, изучавших в основном фонды германских, российских и балтийских государственных архивов, Шлевис опирается на документы Архива Виленско-Литовской епархии (Lietuvos staciatikiu arkvivyskupijos archyvas). Именно в этом хранилище, располагавшемся на протяжении десятилетий в башне Свято-Духова монастыря в Вильнюсе, можно отыскать немало распоряжений экзаршего управления, подписанных лично митрополитом Сергием, докладов благочинных, писем священников. Там же находятся материалы богословских курсов, отражающие замыслы экзарха по пополнению православного клира как Балтии, так и России. 6. Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2005; Арефьева И., Шлевис Г. Примите меня в свою любовь… Вильнюс, 2008.
3 Первоначально в Литве с опаской и даже неприятием отнеслись к назначенному из Москвы «гостю», не знакомому с традициями и особенностями жизни местного духовенства (с. 40). Однако ему удалось разрушить этот барьер, стать для большинства в «православном Вильно» своим, ещё более русским и православным, чем его предшественники. При этом на пути экзарха встречалось немало проблем, которым в книге Шлевиса посвящены краткие, но весьма информативные очерки. Так, в главе «Как мирянин Н.П. Юзвьюк стал епископом» убедительно показано, что на территории Литвы могло возникнуть противостояние между правящим архиереем и владыкой Феодосием (Феодосиевым), проживавшим на покое в Свято-Духовом монастыре и желавшим объявить автокефалию (с. 65). Именно поэтому митрополиту понадобился викарий, способный предотвратить выступления автокефалистов. Наиболее подходящей фигурой он счёл многолетнего преподавателя Виленской духовной семинарии Н. Юзвьюка, прекрасно знакомого с канонами и верного московским церковным властям. Юзвьюк сначала категорически отказался от соответствующего предложения, сделанного инициативной группой виленских мирян, но затем экзарх сумел его убедить (согласие стоило ему пяти лет, проведённых в советских лагерях) (с. 66–67).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 682

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев В.И. Смерть экзарха Сергия (Воскресенского) и выборы московского патриарха в свете немецких секретных документов // Церковная жизнь. 1958. № 7/12. 7; Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1981. № 13–15.

2. Балевиц З.В. Православная Церковь Латвии под сенью свастики (1941–1944). Рига, 1967; Веверс Я.Я. Православная духовная миссия – агентура немецкой разведки (материал в помощь лектору). Рига, 1973.

3. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия (Воскресенского) // Наука и религия. 1995. № 5.

4. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. Немецкая политика по отношению к Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002; Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007; Шкаровский М.В., Соловьёв И., свящ. Церковь против большевизма. М., 2013; Обозный К.П. История Псковской православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008; Гаврилин А.В. Под покровом тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009; Лаукайтите Р. Литовская православная епархия под властью митрополита Сергия (Воскресенского). 1941–1944 // Православие Балтии. 2015. № 3(12). С. 97–109.

5. История Псковской православной миссии в документах / Сост. А.А. Кузнецова , иеромонах Платон (Рожков), С.Н. Романова, Л.И. Соколова, З.Н. Столярова. Ч. 1–2. Козельск, 2017; Приказ: архив уничтожить! Прибалтийский экзархат и Псковская православная миссия в годы немецкой оккупации 1941–1944. Сборник документов / Сост. С.К. Бернев, А.И. Рупасов. СПб., 2016.

6. Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2005; Арефьева И., Шлевис Г. Примите меня в свою любовь… Вильнюс, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх