Soviet and foreign Islamology of the 1980s and the Soviet-Afghan War

 
PIIS086956870007391-1-1
DOI10.31857/S086956870007391-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Samara Branch of the Moscow Sity Pedagogical University
Address: Russian Federation, Samara
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages39-46
Abstract

             

Keywords
Received30.10.2019
Publication date06.11.2019
Number of characters25454
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В эпоху советско-афганского противостояния исламская тема оказалась разменной монетой в геополитических играх, средством ведения информационной войны двух сверхдержав. Как справедливо указывает В.С. Христофоров, одной из причин появления советских войск в Афганистане российская историография называет угрозу безопасности среднеазиатских республик, связанную с ростом фундаменталистских настроений не только в Иране и Афганистане, но и внутри Советского Союза, в его «мусульманских» регионах. Данная идея, по существу оправдывавшая советскую политику, звучала в начале 1980-х гг. в трудах некоторых зарубежных советологов, предлагавших рассматривать «советских» мусульман в качестве «пятой колонны», готовой низвергнуть правящий строй. Имела ли она под собой основания и как повлияла на восприятие ислама руководством СССР, на ход афганских событий? Подобные вопросы в литературе, как правило, не освещаются.
2 Основная цель моей статьи – уяснить потенциальные возможности влияния советского и зарубежного исламоведения на оценку ситуации в «мусульманских» регионах Советского Союза и в Афганистане в период войны 1979–1989 гг. Для этого я последовательно проанализирую, как выглядела «исламская» повестка в планах США и СССР, обозначу основные сюжеты и идеи зарубежной исламологии-советологии и их связь с темами советского исламоведения.
3

Современная российская и европейская историография предлагает «свежие» оценки советского востоковедения и ориентализма как комплекса научно-практических усилий, направленных на поддержку политики СССР в исламских странах и в отношении собственных «мусульманских» ареалов1. На предложенные в этих работах идеи можно опираться в рассуждениях о возможностях влияния исламоведения на ситуацию внутри СССР и в Афганистане. Кроме того, мной привлечены зарубежные – американские и европейские – исследования, увидевшие свет в 1979–1989 гг.

1. См., например: Kemper M. Russian Orientalism in Oxford Research Encyclopedia (URL: >>>>).
4 В фонде ДСП («Для служебного пользования»)2 Российской государственной библиотеки сохранился массив опубликованных, но малоизученных материалов3 исламоведческого характера, который позволяет отследить, какие идеи, темы и направления исследований выводились за пределы научного и общественного обсуждения и не стали достоянием гласности. Под грифом «ДСП», например, вышли материалы координационного совещания, посвящённого роли ислама в современных политических реалиях, состоявшегося в марте 1980 г. в Ташкенте4. Они дают достаточно полное представление о структурах, отвечавших за различные направления востоковедческой работы, об академических и практических задачах, намеченных к реализации в рамках так называемого аванплана, который разработал Институт востоковедения АН СССР. План должен был координировать исследовательскую работу в масштабах всей страны. 2. «Для служебного пользования», с точки зрения советского права, – разновидность служебной тайны, включавшая в себя два подвида информации: сведения, которые ограничивались из объективных соображений обеспечения интересов государства, и сведения, которые могли негативно повлиять на общественные умонастроения, показать управленческую элиту в невыгодном свете (Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2014. № 2. С. 142–148). Таким образом, материалы с грифом «ДСП» представляли собой несекретные данные, публичное распространение которых было признано нецелесообразным.

3. Работы, как правило, представляют собой брошюры, изданные небольшим тиражом (около 200–500, редко 1 тыс. экз.). Имеют оттиск на обложке с индивидуальным номером и гриф «ДСП».

4. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки: материалы. М.; Ташкент, 1980 (тираж 500 экз.). Ответственным редактором сборника стал директор Института востоковедения АН СССР Е.М. Примаков, что демонстрирует особо высокий уровень внимания политической и научной элиты к проблематике.

Number of purchasers: 0, views: 703

Readers community rating: votes 0

1. «Voinstvuyuschij islam» i mery protivodejstviya ego vliyaniyu / Red. R.G. Yanovskij. M., 1988.

2. Bennigsen A. Soviet Islam since the invasion of Afghanistan // Central Asian Survey. Vol. 1. 1982. Issue 1. P. 65–78.

3. Bennigsen A. Soviet Muslims and the Muslim world // Soviet nationalities in strategic perspective. L.; Sydney, 1985. P. 207–226.

4. Bennigsen A. Soviet Muslims and the world of Islam // Problems of Communism. XXIX (March–April 1980). P. 38–51.

5. Bennigsen A., Broxup M. The Islamic threat to the Soviet State. L.; Canberra, 1983.

6. Bobrovnikov V.O. The Contribution of Oriental scholarship to the Soviet anti-Islamic discourse: from the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by M. Kemper and S. Conermann. L.; N.Y., 2011. P. 66–85;

7. Ferris J. «The internationalism of Islam»: The British perception of a Muslim menace, 1840–1951 // Intelligence and national security. Vol. 24. 2009. Issue 1. P. 57–77.

8. Kemper M. Russian Orientalism in Oxford Research Encyclopedia (URL: https://oxfordre.com/asianhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-297).

9. Kemper M. The Soviet discourse on the origin and class character of Islam, 1923–1933 // Die Welt des Islams. Vol. 49. 2009. S. 1–48; Kemper M. Russian Orientalism // Oxford Research Encyclopedia (URL: https://oxfordre.com/asianhistory/view/10.1093/ acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-297).

10. Lemercier-Quelquejey Ch. The USSR and the Middle East // Central Asian survey. Vol. 1. 1982. № 1. P. 43–51.

11. Lemercier-Quelquejey Ch., Bennigsen A. Soviet experience of Muslim guerilla warfare and the war in Afghanistan // The USSR and the Muslim world. L., 1984. P. 206–214.

12. Liddle T. Islam, Afghanistan and Russia // Freethinker. Vol. 101. 1981. № 8. P. 135.

13. Macfie A. British Intelligence and the Turkish national movement, 1919–22 // Middle Eastern Studies. Vol. 37. 2001. Issue 1. P. 1–16.

14. Mamdani M. Good Muslim, bad Muslim: political perspective on culture and terrorism // American Antropologist. Vol. 104. 2002. № 3. R. 770.

15. Mathew J. Specters of Pan-Islam: methodological Nationalism and British imperial policy after the First World war // The Journal of Imperial and Commonwealth history. Vol. 45. 2017. Issue 6. P. 942–968.

16. Montgomery D.C. Return to Tashkent // Asian Affairs. Vol. 10. 1979. Pt. 3. P. 292–303.

17. Moslem troops: The Red Army’s Achilles heel // Business week (N.Y.), 1981. March 9. P. 34.

18. Olcott M.B. Soviet Islam and world revolution // World Politics. Vol. 34. 1982. Issue 4. R. 493.

19. Rywkin M. Moscow’s Muslim challenge: Soviet Central Asia. N.Y.; L., 1982.

20. Valenta J. The Soviet Invasion of Afghanistan // Orbis. XXIV (Summer 1980). P. 201–218.

21. Azimova N.Kh. K voprosu o roli makhallya v sovremennoj zhizni sel'skogo naseleniya Andizhanskoj oblasti // «Voinstvuyuschij islam» i mery protivodejstviya ego vliyaniyu. S. 154.

22. Aktual'nye problemy sovremennogo islama. Baku, 1988.

23. Babadzhanov B., Sartori P. U istokov sovetskogo diskursa o «khoroshem islame» v Tsentral'noj Azii // Ab Imperio. 2018. № 3. P. 219–255.

24. Bobrovnikov V.O. Soveticum vs Islamicum: nekotorye itogi i perspektivy izucheniya islama v Rossii // Vestnik Evrazii. 2007. № 3. S. 8–21; Kemper M. Russian Orientalism.

25. Inoyatov K. Basmachestvo: pravda i vymysel (Organizatsiya uprezhdayuschikh kontrpropagandistskikh mer po protivodejstviyu vrazhdebnoj propagande) // Tam zhe. № 3. Tashkent, 1987. S. 87–103.

26. Islam i ego rol' v sovremennoj idejno-politicheskoj bor'be razvivayuschikhsya stran Azii i Afriki: materialy. M.; Tashkent, 1980.

27. Islam i ego rol' v sovremennoj idejno-politicheskoj bor'be razvivayuschikhsya stran Azii i Afriki: materialy koordinatsionnogo soveschaniya. Materialy koordinatsionnogo soveschaniya. Tashkent, mart 1980 g. / Otv. red. E.M. Primakov. M.; Tashkent, 1980.

28. Kamalova G.G. Istoricheskie osobennosti pravovoj okhrany informatsii ogranichennogo dostupa (sluzhebnoj tajny) v sovetskij period // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ehkonomika i pravo. 2014. № 2. S. 142–148.

29. Kirchanov M.V. Voobrazhaya i (de)konstruiruya Vostok. Identichnost', loyal'nost' i protest v politicheskikh modernizatsiyakh i transformatsiyakh. Voronezh, 2008. S. 56, 57.

30. Kuchkarov A.K., Turdaliev K., Tashlanov T.T. O rezul'tatakh sotsiologicheskogo issledovaniya otnosheniya naseleniya Ferganskoj oblasti Uzbekskoj SSR k tragicheskim sobytiyam maya–iyunya 1989 g. // Tam zhe. № 6. Tashkent, 1990. S. 64–70.

31. Mirova S. Preodolenie shariatsko-adatskikh traditsij v semejno-bytovykh otnosheniyakh (po materialam Uzbekskoj SSR) // Tam zhe. № 5. Tashkent, 1988. S. 52–60.

32. Problemy preodoleniya religioznogo ehkstremizma. M., 1982.

33. Senyutkina O.N. Tyurkizm kak istoricheskoe yavlenie (na materialakh istorii Rossijskoj imperii 1905–1916 gg.). N. Novgorod, 2007.

34. Senyutkina O.N., Guseva Yu.N. Diskurs o rossijskikh musul'manakh v materialakh Osobykh soveschanij 1905–1914 gg. // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2018. № 4. S. 231–254.

35. Spravki ob organizatsiyakh «Islamskaya konferentsiya», «Brat'ya-musul'mane» // Tam zhe. № 4. Tashkent, 1987.

36. Tairov S.T. O nekotorykh kontseptsiyakh islamskogo fundamentalizma v respublikakh Srednej Azii // Tam zhe. S. 42–52.

37. Turdaliev K. Shiizm i shiitskoe dukhovenstvo v sovremennom Irake (1958–1978). Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Tashkent, 1981.

38. Usmanov M. O suschnosti «islamskogo faktora» // Tam zhe. № 2. Tashkent, 1986. S. 87–98.

39. Khristoforov V.S. Afganistan. Voenno-politicheskoe prisutstvie SSSR 1979–1989 gg. M., 2016. S. 280.

40. Yandieva Z.A. Problemy ideologicheskoj izolyatsii reaktsionnoj chasti musul'manskogo dukhovenstva v Checheno-Ingushetii // Informatsionnyj byulleten'. № 1. Tashkent, 1985 C. 24–35.

Система Orphus

Loading...
Up