Отечественное и зарубежное исламоведение 1980-х гг. и советско-афганская война

 
Код статьиS086956870007391-1-1
DOI10.31857/S086956870007391-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Адрес: Российская Федерация, Самара
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы39-46
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено30.10.2019
Дата публикации06.11.2019
Кол-во символов25454
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В эпоху советско-афганского противостояния исламская тема оказалась разменной монетой в геополитических играх, средством ведения информационной войны двух сверхдержав. Как справедливо указывает В.С. Христофоров, одной из причин появления советских войск в Афганистане российская историография называет угрозу безопасности среднеазиатских республик, связанную с ростом фундаменталистских настроений не только в Иране и Афганистане, но и внутри Советского Союза, в его «мусульманских» регионах. Данная идея, по существу оправдывавшая советскую политику, звучала в начале 1980-х гг. в трудах некоторых зарубежных советологов, предлагавших рассматривать «советских» мусульман в качестве «пятой колонны», готовой низвергнуть правящий строй. Имела ли она под собой основания и как повлияла на восприятие ислама руководством СССР, на ход афганских событий? Подобные вопросы в литературе, как правило, не освещаются.
2 Основная цель моей статьи – уяснить потенциальные возможности влияния советского и зарубежного исламоведения на оценку ситуации в «мусульманских» регионах Советского Союза и в Афганистане в период войны 1979–1989 гг. Для этого я последовательно проанализирую, как выглядела «исламская» повестка в планах США и СССР, обозначу основные сюжеты и идеи зарубежной исламологии-советологии и их связь с темами советского исламоведения.
3

Современная российская и европейская историография предлагает «свежие» оценки советского востоковедения и ориентализма как комплекса научно-практических усилий, направленных на поддержку политики СССР в исламских странах и в отношении собственных «мусульманских» ареалов1. На предложенные в этих работах идеи можно опираться в рассуждениях о возможностях влияния исламоведения на ситуацию внутри СССР и в Афганистане. Кроме того, мной привлечены зарубежные – американские и европейские – исследования, увидевшие свет в 1979–1989 гг.

1. См., например: Kemper M. Russian Orientalism in Oxford Research Encyclopedia (URL: >>>>).
4 В фонде ДСП («Для служебного пользования»)2 Российской государственной библиотеки сохранился массив опубликованных, но малоизученных материалов3 исламоведческого характера, который позволяет отследить, какие идеи, темы и направления исследований выводились за пределы научного и общественного обсуждения и не стали достоянием гласности. Под грифом «ДСП», например, вышли материалы координационного совещания, посвящённого роли ислама в современных политических реалиях, состоявшегося в марте 1980 г. в Ташкенте4. Они дают достаточно полное представление о структурах, отвечавших за различные направления востоковедческой работы, об академических и практических задачах, намеченных к реализации в рамках так называемого аванплана, который разработал Институт востоковедения АН СССР. План должен был координировать исследовательскую работу в масштабах всей страны. 2. «Для служебного пользования», с точки зрения советского права, – разновидность служебной тайны, включавшая в себя два подвида информации: сведения, которые ограничивались из объективных соображений обеспечения интересов государства, и сведения, которые могли негативно повлиять на общественные умонастроения, показать управленческую элиту в невыгодном свете (Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2014. № 2. С. 142–148). Таким образом, материалы с грифом «ДСП» представляли собой несекретные данные, публичное распространение которых было признано нецелесообразным.

3. Работы, как правило, представляют собой брошюры, изданные небольшим тиражом (около 200–500, редко 1 тыс. экз.). Имеют оттиск на обложке с индивидуальным номером и гриф «ДСП».

4. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки: материалы. М.; Ташкент, 1980 (тираж 500 экз.). Ответственным редактором сборника стал директор Института востоковедения АН СССР Е.М. Примаков, что демонстрирует особо высокий уровень внимания политической и научной элиты к проблематике.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 687

Оценка читателей: голосов 0

1. «Воинствующий ислам» и меры противодействия его влиянию / Ред. Р.Г. Яновский. М., 1988.

2. Bennigsen A. Soviet Islam since the invasion of Afghanistan // Central Asian Survey. Vol. 1. 1982. Issue 1. P. 65–78.

3. Bennigsen A. Soviet Muslims and the Muslim world // Soviet nationalities in strategic perspective. L.; Sydney, 1985. P. 207–226.

4. Bennigsen A. Soviet Muslims and the world of Islam // Problems of Communism. XXIX (March–April 1980). P. 38–51.

5. Bennigsen A., Broxup M. The Islamic threat to the Soviet State. L.; Canberra, 1983.

6. Bobrovnikov V.O. The Contribution of Oriental scholarship to the Soviet anti-Islamic discourse: from the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by M. Kemper and S. Conermann. L.; N.Y., 2011. P. 66–85;

7. Ferris J. «The internationalism of Islam»: The British perception of a Muslim menace, 1840–1951 // Intelligence and national security. Vol. 24. 2009. Issue 1. P. 57–77.

8. Kemper M. Russian Orientalism in Oxford Research Encyclopedia (URL: https://oxfordre.com/asianhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-297).

9. Kemper M. The Soviet discourse on the origin and class character of Islam, 1923–1933 // Die Welt des Islams. Vol. 49. 2009. S. 1–48; Kemper M. Russian Orientalism // Oxford Research Encyclopedia (URL: https://oxfordre.com/asianhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-297).

10. Lemercier-Quelquejey Ch. The USSR and the Middle East // Central Asian survey. Vol. 1. 1982. № 1. P. 43–51.

11. Lemercier-Quelquejey Ch., Bennigsen A. Soviet experience of Muslim guerilla warfare and the war in Afghanistan // The USSR and the Muslim world. L., 1984. P. 206–214.

12. Liddle T. Islam, Afghanistan and Russia // Freethinker. Vol. 101. 1981. № 8. P. 135.

13. Macfie A. British Intelligence and the Turkish national movement, 1919–22 // Middle Eastern Studies. Vol. 37. 2001. Issue 1. P. 1–16.

14. Mamdani М. Good Muslim, bad Muslim: political perspective on culture and terrorism // American Antropologist. Vol. 104. 2002. № 3. Р. 770.

15. Mathew J. Specters of Pan-Islam: methodological Nationalism and British imperial policy after the First World war // The Journal of Imperial and Commonwealth history. Vol. 45. 2017. Issue 6. P. 942–968.

16. Montgomery D.C. Return to Tashkent // Asian Affairs. Vol. 10. 1979. Pt. 3. P. 292–303.

17. Moslem troops: The Red Army’s Achilles heel // Business week (N.Y.), 1981. March 9. P. 34.

18. Olcott M.B. Soviet Islam and world revolution // World Politics. Vol. 34. 1982. Issue 4. Р. 493.

19. Rywkin M. Moscow’s Muslim challenge: Soviet Central Asia. N.Y.; L., 1982.

20. Valenta J. The Soviet Invasion of Afghanistan // Orbis. XXIV (Summer 1980). P. 201–218.

21. Азимова Н.Х. К вопросу о роли махалля в современной жизни сельского населения Андижанской области // «Воинствующий ислам» и меры противодействия его влиянию. С. 154.

22. Актуальные проблемы современного ислама. Баку, 1988.

23. Бабаджанов Б., Сартори П. У истоков советского дискурсa о «хорошем исламе» в Центральной Азии // Ab Imperio. 2018. № 3. P. 219–255.

24. Бобровников В.О. Soveticum vs Islamicum: некоторые итоги и перспективы изучения ислама в России // Вестник Евразии. 2007. № 3. С. 8–21; Kemper М. Russian Orientalism.

25. Иноятов К. Басмачество: правда и вымысел (Организация упреждающих контрпропагандистских мер по противодействию враждебной пропаганде) // Там же. № 3. Ташкент, 1987. С. 87–103.

26. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки: материалы. М.; Ташкент, 1980.

27. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки: материалы координационного совещания. Материалы координационного совещания. Ташкент, март 1980 г. / Отв. ред. Е.М. Примаков. М.; Ташкент, 1980.

28. Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2014. № 2. С. 142–148.

29. Кирчанов М.В. Воображая и (де)конструируя Восток. Идентичность, лояльность и протест в политических модернизациях и трансформациях. Воронеж, 2008. С. 56, 57.

30. Кучкаров А.К., Турдалиев К., Ташланов Т.Т. О результатах социологического исследования отношения населения Ферганской области Узбекской ССР к трагическим событиям мая–июня 1989 г. // Там же. № 6. Ташкент, 1990. С. 64–70.

31. Мирова С. Преодоление шариатско-адатских традиций в семейно-бытовых отношениях (по материалам Узбекской ССР) // Там же. № 5. Ташкент, 1988. С. 52–60.

32. Проблемы преодоления религиозного экстремизма. М., 1982.

33. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905–1916 гг.). Н. Новгород, 2007.

34. Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Дискурс о российских мусульманах в материалах Особых совещаний 1905–1914 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 231–254.

35. Справки об организациях «Исламская конференция», «Братья-мусульмане» // Там же. № 4. Ташкент, 1987.

36. Таиров С.Т. О некоторых концепциях исламского фундаментализма в республиках Средней Азии // Там же. С. 42–52.

37. Турдалиев К. Шиизм и шиитское духовенство в современном Ираке (1958–1978). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ташкент, 1981.

38. Усманов М. О сущности «исламского фактора» // Там же. № 2. Ташкент, 1986. С. 87–98.

39. Христофоров В.С. Афганистан. Военно-политическое присутствие СССР 1979–1989 гг. М., 2016. С. 280.

40. Яндиева З.А. Проблемы идеологической изоляции реакционной части мусульманского духовенства в Чечено-Ингушетии // Информационный бюллетень. № 1. Ташкент, 1985 C. 24–35.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх