The problem of canonical subordination of Orthodox parishes in the occupied territories of the RSFSR: 1941–1942

 
PIIS086956870005138-2-1
DOI10.31857/S086956870005138-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assistant
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages125-133
Abstract

       

Keywords
Received14.05.2019
Publication date30.05.2019
Number of characters23271
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Православные приходы, оказавшиеся в 1941–1942 гг. на оккупированных вермахтом территориях, а также общины вновь открывавшихся с разрешения немцев храмов находились в сложнейшем положении. С одной стороны, они вынуждены были так или иначе взаимодействовать с оккупантами и коллаборационистской администрацией, а с другой – не могли существовать без архиерейского руководства и подчинения каноничным церковным властям. Между тем предстоятели двух ведущих легально существовавших в СССР ветвей православия – сергианской (тихоновской) и обновленческой – чётко сформулировали свою жёсткую антинемецкую позицию, решительно исключавшую какое-либо сотрудничество с врагом. Как митрополит Сергий (Страгородский), так и обновленческие лидеры «митрополит» Виталий (Введенский) и его заместитель Александр Введенский выступили с эмоционально окрашенными патриотическими обращениями. В частности, Введенские напоминали о подвигах Александра Невского, примере князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, о непреклонности патриарха Гермогена, а также Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предрекли Гитлеру судьбу Наполеона1. В этих условиях подчинение Москве священников в захваченных противником областях становилось практически невозможным. В то же время как всегда резко антисоветски настроенная Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) допущена на оккупированную территорию РСФСР не была. В результате начавшееся там восстановление приходской жизни оказывалось, по сути, в вакууме, из которого приходилось искать выход. При этом в РСФСР, в отличие от других республик, это осложнялось не столько противоречиями между приверженцами разных юрисдикций (чаще всего автокефалистами и автономистами), сколько нехваткой епископата. 1. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. Р-9324, оп. 1, д. 5, л. 4.
2 Впервые в отечественной историографии проблему канонической принадлежности православных приходов на временно занятых территориях отметила О.Ю. Васильева2, охарактеризовавшая курс митрополита, а впоследствии патриарха Сергия (Страгородского) и попытки советского руководства использовать Русскую Православную Церковь для осуществления своих внешнеполитических планов3. Настоящим прорывом в изучении деятельности православных приходов под оккупацией стало издание ею вместе с И.И. Кудрявцевым и Л.А. Лыковой сборника документов «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»4. М.В. Шкаровский, проработав массив архивных материалов, рассредоточенных в США, Германии, Болгарии, Сербии и многих других странах, уделил особое внимание «церковному возрождению в русских областях прифронтовой полосы»5. Однако в основном им исследовались события, происходившие на северо-западе России и связанные с феноменом Псковской православной миссии. Специфика приходской жизни в других захваченных нацистами регионах освещалась им лишь частично. К тому же свою главную задачу исследователь видел не в анализе местной структуры управления приходами и оценке каноничности их принадлежности к той или иной церковной юрисдикции, а в обобщении статистических данных об открытых храмах и в выявлении всей сложности взаимоотношений между разными германскими инстанциями, участвовавшими в решении «православного вопроса». Наиболее подробно и весьма взвешенно деятельность Псковской миссии описана учеником О.Ю. Васильевой К.П. Обозным6. Положение смоленского духовенства в период Великой Отечественной войны раскрыто в монографии иеромонаха, а ныне – епископа Петергофского и ректора Санкт-Петербургской духовной академии Серафима (Амельченкова), изучившего материалы семи центральных (ГА РФ, РГАСПИ, РГАЭ) и смоленских архивов7. Им кратко очерчено и формирование структур управления приходами Смоленщины в начальный период оккупации, однако каноничность их перехода в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви фактически не рассматривается. 2. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927–1943 годах // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35–46; Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия // Наука и религия. 1995. № 5. С. 20–25.

3. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в1943–1948 гг. М., 2001.

4. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Сборник документов / Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009.

5. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007. С. 355–399.

6. Обозный К.П. История Псковской Православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008; Обозный К.П. Народное образование, Псковская миссия и церковная школа в условиях немецкой оккупации // Вестник церковной истории. 2006. № 4. С. 176–204.

7. Амельченков В.Л. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск, 2012.

Number of purchasers: 2, views: 1254

Readers community rating: votes 0

1. Amel'chenkov V.L. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i obschestvo v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 godov (na materialakh Smolenskoj oblasti). Smolensk, 2012.

2. Borschevich V. Єpiskop Melіtopol's'ko-Tavrіjs'kij Serafim (Kushneruk): povernennya іz nebuttya. // Yugo-Zapad Odessika. Istoriko-kraevedcheskij nauchnyj al'manakh. 2009. № 7. S. 226.

3. Bochkov P., svyasch. Zhiznennyj put' Nikolaya Petrovicha Avtonomova – obnovlencheskogo «arkhiepiskopa», «katolicheskogo mitropolita», greko-katolicheskogo «svyaschennika» // Studia Humanitatis. 2017. № 1. S. 3–4.

4. Vasil'eva O.Yu. Zhrebij mitropolita Sergiya // Nauka i religiya. 1995. № 5. S. 20–25.

5. Vasil'eva O.Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v 1927–1943 godakh // Voprosy istorii. 1994. № 4. S. 35–46.

6. Vasil'eva O.Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v politike sovetskogo gosudarstva v1943–1948 gg. M., 2001.

7. Efimov S., prot. Iz dnevnika missionera. Na zare obnovleniya religioznoj zhizni v osvobozhdyonnykh ot bol'shevizma mestnostyakh // Pravoslavnyj khristianin. 1943. № 6–7(1–2). S. 6.

8. Kolupaev V.E. Zhiznennaya istoriya Roslavl'skogo episkopa Pavla (Melet'eva). Smolensk, 2018.

9. Lavrinov V. svyasch. Obnovlencheskij raskol v portretakh ego deyatelej. M., 2016.

10. Linets S.I., Somova I.Yu. Kul'turnye i religioznye uchrezhdeniya Stavropol'skogo kraya v period Velikoj Otechestvennoj vojny. Pyatigorsk, 2009.

11. Oboznyj K.P. Istoriya Pskovskoj Pravoslavnoj missii. 1941–1944 gg. M., 2008.

12. Oboznyj K.P. Narodnoe obrazovanie, Pskovskaya missiya i tserkovnaya shkola v usloviyakh nemetskoj okkupatsii // Vestnik tserkovnoj istorii. 2006. № 4. S. 176–204.

13. Oboznyj K.P. Preterpevshij do kontsa… O zhizni i sluzhenii presvitera Gordiya Ol'shevskogo // Pravoslavie v Baltii. 2017. № 6(15). S. 32.

14. Perelygin A.I. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v Orlovskom krae. (1917–1953 gg.). Oryol, 2008.

15. Petrov I.V. Pravoslavnaya Baltiya 1939–1953 gg. Period vojn, repressiĭ i mezhnatsional'nykh protivorechij. SPb., 2016. S. 156–158.

16. Petrovskij A., svyasch. Eparkhial'noe sobranie v Smolenske // Novyj put'. 1943. № 42(167). 15 iyunya. S. 2.

17. Prikaz: arkhiv unichtozhit'! Pribaltijskij ehkzarkhat i Pskovskaya pravoslavnaya missiya v gody nemetskoj okkupatsii. 1941–1944 / Sost. S.K. Bernev, A.I. Rupasov. SPb., 2016. S. 3–19.

18. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941–1945 gg. Sbornik dokumentov / Sost. O.Yu. Vasil'eva, I.I. Kudryavtsev, L.A. Lykova. M., 2009.

19. Svet radosti v mire pechali. Mitropolit Alma-Atinskij i Kazakhstanskij Iosif / Sost. V. Korolyova. M., 2017.

20. Slesarev A.V. Novootkrytye svedeniya o missionerskom sluzhenii prepodobnomuchenika Serafima (Shakhmutya), arkhimandrita Zhirovichskogo // Tserkovno-istoricheskij vestnik ΧΡΟΝΟΣ. 2017. № 4. S. 117–118.

21. Shishkin E.N., svyasch. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na okkupirovannykh territoriyakh Kavkaza v avguste 1942 – fevrale 1943 gg. // Vestnik PSTGU. 2014. Ser. II. Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi. Vyp. 6(61). S. 113–127.

22. Shkarovskij M.V. Krest i svastika. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov'. M., 2007.

23. Shkarovskij M.V. Politika Tret'ego rejkha po otnosheniyu k Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi v svete arkhivnykh materialov 1935–1945 godov. Sbornik dokumentov. M., 2003.

24. Shkarovskij M.V., Solov'yov I., svyasch. Tserkov' protiv bol'shevizma. M., 2013.

Система Orphus

Loading...
Up