Mental reality and the subject of psychology

 
PIIS020595920009334-3-1
DOI10.31857/S020595920009334-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Honorary professor
Affiliation: Federal State Scientific Establishment Psychological Institute of the Russian Academy of Education
Address: Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 41 Issue 4
Pages92-104
Abstract

The statement that mental reality which psychological science could not find for a long time is a reflective and behavior-regulating activity of the brain is grounded in the article. This activity rightfully according to F. Crick can be considered and called brain’s mental activity. It should be recognized and actually is the real ontological object of psychology. The fundamental difference between mental activity of brain and all other biological processes in animals’ and humans’ bodies is revealed. The processes of mental activity of a brain have a dual ideal-material nature. They are ideal in their content, because they embody the existing reality outside of them. They are material, since they are spatially-material from beginning to end. To substantiate the proposed statements the data of neurophysiology about brain neurons-detectors, ideas of modern evolutionary epistemology (K. Lorenz, G. Vollmer), the philosophical views of Aristotle and Spinoza, and definition of the nature of the ideal by E. Il’yenkov have been used. The structure of mental reality is considered as an integral functional system consisting of seven main subsystems (cognitive, need-motivational, emotional, mnemonic, communicative, integration-regulatory, activity-energy). The possibility of conceptual convergence of psychology of mental processes and personality psychology is discussed. Hypothetical ideas about psycho physiological mechanisms of human consciousness (John Edelman, A. M. Ivanitsky) are analyzed. J. Edelman’s fundamental program for complex study of mental reality is described briefly. 

KeywordsMental reality, ideal-material nature of mental reality, object of psychology, particular subjects of different psychological sciences, system structure of mental reality, human consciousness
Received26.04.2020
Publication date04.08.2020
Number of characters45038
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Психологическая наука все еще не обрела своего общепризнанного предмета. Такое положение вещей является закономерным следствием отсутствия ясности в понимании природы той реальности (mind, psyche, mentalstates), которую она призвана изучать. Более того, само существование такой реальности или какая-либо ее роль в жизненных процессах и поведении подвергается сомнению. Реальность психического постоянно “ускользает” от определения. Это обстоятельство в свое время привело к отказу от ее изучения, и предметом психологии было признано поведение (методологический и радикальный бихевиоризм). В наши дни та же тенденция возрождается в достаточно популярной теории тождества души и тела, согласно радикальному варианту которой психика как таковая (mind, psyche) вообще не существует. Это лишь символ для обозначения специфического уровня биологической активности человека, активности его мозга [13].
2 Выразительная формулировка радикальной версии теории тождества представлена в книге Д. Свааба, которая так и называется: “Мы – это наш мозг”. Автор пишет: “Психология изучает не душу, но наше поведение и мозг. Никаких психонов не существует – существуют нейроны. Когда человек испускает дух, не душа его отлетает – перестает действовать его мозг. Я ни разу не слышал убедительного возражения на простое заключение: дух – это результат деятельности наших 100 миллиардов мозговых клеток, а душа – всего лишь недоразумение” [15, с. 407].
3 Теория тождества психики (души, mind) и биологических процессов в теле (в мозге) находит отражение в учебниках психологии. В известном учебнике Д. Майерса, переведенном на несколько языков, в том числе на русский, неоднократно повторяется, что психические явления это явления биологические. “Каждая ваша идея, – говорит Майерс, – каждое настроение, каждый порыв есть биологическое событие. Вы – это тело” [10, с. 69].
4 История вопроса показывает, что природа психики всегда обсуждалась в контексте ее соотношения с деятельностью организма, материальная (физическая, физико-химическая, биологическая) природа которой не вызывает сомнений.
5 В этом контексте кажется, что теория психофизического тождества отвечает неоспоримым фактам, твердо установленным наукой. Действительно, сегодня вряд ли кто-нибудь сомневается, что психические явления — это результат работы 100 миллиардов мозговых клеток, что без работы нервной системы и мозга не может существовать никакой психики. Однако при более внимательном анализе теория встречается с серьезными трудностями. Она должна быть заменена другой теорией, более корректно трактующей факты неразрывной и непреложной связи психических явлений с материальной деятельностью мозга. Эту теорию следует назвать психофизической теорией единства души и тела, которая не является редукционистской в отличие от психофизической теории их тождества.

Number of purchasers: 2, views: 705

Readers community rating: votes 0

1. Anohin P.K. Psihicheskaja forma otrazhenija. Leninskaja teorija otrazhenija i sovremennost'. Sost. i red. T. Pavlov. Sofija: Nauka i iskusstvo, 1969. P. 109–139.

2. Aristotel'. O dushe. Sochinenija v chetyreh tomah. V. 1. Red. V.F. Asmus. Moscow: Mysl', 1976. P. 369–448.

3. Gregori R.L. Glaz i mozg. Moscow: Progress, 1970.

4. Zubkova L.G. Teorija jazyka v ee razvitii: ot naturocentrizma k logocentrizmu cherez sintez k lingvocentrizmu i k novomu sintezu. Moscow: Izd. Dom JaSK, 2016.

5. Ivanickij A.M. Glavnaja zagadka prirody: kak na osnove processov mozga voznikajut sub’’ektivnye perezhivanija. Psikhologicheskii zhurnal. 1999. V. 20. № 3. P. 93–104.

6. Ivanickij A.M. Estestvennye nauki i problema soznanija. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2004. V. 4. № 8. P. 716–723.

7. Il'enkov Je.V. Problema ideal'nogo. Nachalo. Voprosy filosofii, 1979. № 6. P. 128–140.

8. Il'enkov Je.V. Problema ideal'nogo. Okonchanie. Voprosy filosofii. 1979. № 7. P. 143–158.

9. Levin G.D. Klassicheskaja teorija istiny i paradoks “lzhec”. Jepistemologija i filosofskie nauki. 2012. T. HV. № 1. P. 83–99.

10. Majers D. Psihologija. Minsk: Poppuri, 2001.

11. Nagel' T. Myslimost' nevozmozhnogo i problema duha i tela. Voprosy filosofii, 2001. № 8. P. 101–112.

12. Nagumanova S.F. Sushhestvuet li razryv v materialisticheskih ob’’jasnenijah psihiki? Voprosy filosofii. 2007. № 1. P. 90–105.

13. Psihologicheskaja jenciklopedija. Eds.: R. Korsini, A. Aujerbaha. St. Petersburg: Piter, 2006.

14. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1957.

15. Svaab D. My — jeto nash mozg: ot matki do Al'cgejmera. St. Petersburg: Izd-vo Ivana Limbaha, 2014.

16. Smit N. Sovremennye sistemy psihologii. St. Petersburg: Prajm-EVROZNAK, 2003.

17. Spinoza B. Jetika. Moscow-L.: Gossocjekonomizdat, 1933.

18. Chuprikova N.I. Psihika i soznanie kak funkcija mozga. Moscow: Nauka, 1985.

19. Chuprikova N.I. Psihika i psihicheskie processy (sistema ponjatij obshhej psihologii). Moscow: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2015.

20. Chuprikova N.I. Monizm Spinozy kak osnova materialisticheskogo reshenija psihofiziologicheskoj problem. Voprosy psihologii. 2016. № 6. P. 3–19.

21. Chuprikova N.I. Perspektivy reshenija psihofiziologicheskoj problemy: dejatel'nost' mozga, psihika i javlenija soznanija. Psikhologicheskii zhurnal. 2018. V. 39. № 1. P. 122–135.

22. Chuprikova N.I. O najdennom v jevoljucii universal'nom sposobe otrazhenija prostranstva: konstruktivizm ili teorija otrazhenija? Voprosy psihologii. 2018. № 4. P. 1–11.

23. Jevoljucionnaja jepistemologija. Antologija . Nauchnyj redaktor, sost. E.N. Knjazeva. Moscow: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2012.

24. Jedel'man Dzh. Soznanie: pomnimoe nastojashhee. Jevoljucionnaja jepistemologija. Antologija. Nauchn. ed., sost. E.N. Knjazeva. Moscow: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2012. P. 419–438.

25. Jaroshevskij M.G. Istorija psihologii. Moscow: Mysl', 1976.

26. Crick F. The astonishing hypothesis: The scientific search for the soul. New York: Simon and Schuster, 1994.

27. Edelman G. The Remembered Present: A Biological Theory of Consciousness. New York: Basic Books, 1990.

28. Everson S. Aristotle on Perception. Oxford. England: Clarendon Press. 1997.

29. Shute C. The Psychology of Aristotle. New York: Columbia University Press, 1944.

30. Stanley G.B., Fei F. Li, Jang D. Reconstruction of natural scenes from ensemble responses in the lateral geniculate nucleus. J. Neurosci, 1999. V. 19 (18). P. 8036–8042.

Система Orphus

Loading...
Up