Проблема канонической подчинённости православных приходов на оккупированных территориях РСФСР. 1941–1942 гг.

 
Код статьиS086956870005138-2-1
DOI10.31857/S086956870005138-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ассистент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы125-133
Аннотация

      

Ключевые слова
Источник финансированияИсследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00048) в Санкт-Петербургском государственном университете.
Получено14.05.2019
Дата публикации30.05.2019
Кол-во символов23271
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Православные приходы, оказавшиеся в 1941–1942 гг. на оккупированных вермахтом территориях, а также общины вновь открывавшихся с разрешения немцев храмов находились в сложнейшем положении. С одной стороны, они вынуждены были так или иначе взаимодействовать с оккупантами и коллаборационистской администрацией, а с другой – не могли существовать без архиерейского руководства и подчинения каноничным церковным властям. Между тем предстоятели двух ведущих легально существовавших в СССР ветвей православия – сергианской (тихоновской) и обновленческой – чётко сформулировали свою жёсткую антинемецкую позицию, решительно исключавшую какое-либо сотрудничество с врагом. Как митрополит Сергий (Страгородский), так и обновленческие лидеры «митрополит» Виталий (Введенский) и его заместитель Александр Введенский выступили с эмоционально окрашенными патриотическими обращениями. В частности, Введенские напоминали о подвигах Александра Невского, примере князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, о непреклонности патриарха Гермогена, а также Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предрекли Гитлеру судьбу Наполеона1. В этих условиях подчинение Москве священников в захваченных противником областях становилось практически невозможным. В то же время как всегда резко антисоветски настроенная Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) допущена на оккупированную территорию РСФСР не была. В результате начавшееся там восстановление приходской жизни оказывалось, по сути, в вакууме, из которого приходилось искать выход. При этом в РСФСР, в отличие от других республик, это осложнялось не столько противоречиями между приверженцами разных юрисдикций (чаще всего автокефалистами и автономистами), сколько нехваткой епископата. 1. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. Р-9324, оп. 1, д. 5, л. 4.
2 Впервые в отечественной историографии проблему канонической принадлежности православных приходов на временно занятых территориях отметила О.Ю. Васильева2, охарактеризовавшая курс митрополита, а впоследствии патриарха Сергия (Страгородского) и попытки советского руководства использовать Русскую Православную Церковь для осуществления своих внешнеполитических планов3. Настоящим прорывом в изучении деятельности православных приходов под оккупацией стало издание ею вместе с И.И. Кудрявцевым и Л.А. Лыковой сборника документов «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»4. М.В. Шкаровский, проработав массив архивных материалов, рассредоточенных в США, Германии, Болгарии, Сербии и многих других странах, уделил особое внимание «церковному возрождению в русских областях прифронтовой полосы»5. Однако в основном им исследовались события, происходившие на северо-западе России и связанные с феноменом Псковской православной миссии. Специфика приходской жизни в других захваченных нацистами регионах освещалась им лишь частично. К тому же свою главную задачу исследователь видел не в анализе местной структуры управления приходами и оценке каноничности их принадлежности к той или иной церковной юрисдикции, а в обобщении статистических данных об открытых храмах и в выявлении всей сложности взаимоотношений между разными германскими инстанциями, участвовавшими в решении «православного вопроса». Наиболее подробно и весьма взвешенно деятельность Псковской миссии описана учеником О.Ю. Васильевой К.П. Обозным6. Положение смоленского духовенства в период Великой Отечественной войны раскрыто в монографии иеромонаха, а ныне – епископа Петергофского и ректора Санкт-Петербургской духовной академии Серафима (Амельченкова), изучившего материалы семи центральных (ГА РФ, РГАСПИ, РГАЭ) и смоленских архивов7. Им кратко очерчено и формирование структур управления приходами Смоленщины в начальный период оккупации, однако каноничность их перехода в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви фактически не рассматривается. 2. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927–1943 годах // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35–46; Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия // Наука и религия. 1995. № 5. С. 20–25.

3. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в1943–1948 гг. М., 2001.

4. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Сборник документов / Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009.

5. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007. С. 355–399.

6. Обозный К.П. История Псковской Православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008; Обозный К.П. Народное образование, Псковская миссия и церковная школа в условиях немецкой оккупации // Вестник церковной истории. 2006. № 4. С. 176–204.

7. Амельченков В.Л. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск, 2012.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1287

Оценка читателей: голосов 0

1. Амельченков В.Л. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск, 2012.

2. Борщевич В. Єпископ Мелітопольсько-Таврійський Серафим (Кушнерук): повернення із небуття. // Юго-Запад Одессика. Историко-краеведческий научный альманах. 2009. № 7. С. 226.

3. Бочков П., свящ. Жизненный путь Николая Петровича Автономова – обновленческого «архиепископа», «католического митрополита», греко-католического «священника» // Studia Humanitatis. 2017. № 1. С. 3–4.

4. Васильева О.Ю. Жребий митрополита Сергия // Наука и религия. 1995. № 5. С. 20–25.

5. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927–1943 годах // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35–46.

6. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в1943–1948 гг. М., 2001.

7. Ефимов С., прот. Из дневника миссионера. На заре обновления религиозной жизни в освобождённых от большевизма местностях // Православный христианин. 1943. № 6–7(1–2). С. 6.

8. Колупаев В.Е. Жизненная история Рославльского епископа Павла (Мелетьева). Смоленск, 2018.

9. Лавринов В. свящ. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.

10. Линец С.И., Сомова И.Ю. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны. Пятигорск, 2009.

11. Обозный К.П. История Псковской Православной миссии. 1941–1944 гг. М., 2008.

12. Обозный К.П. Народное образование, Псковская миссия и церковная школа в условиях немецкой оккупации // Вестник церковной истории. 2006. № 4. С. 176–204.

13. Обозный К.П. Претерпевший до конца… О жизни и служении пресвитера Гордия Ольшевского // Православие в Балтии. 2017. № 6(15). С. 32.

14. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае. (1917–1953 гг.). Орёл, 2008.

15. Петров И.В. Православная Балтия 1939–1953 гг. Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб., 2016. С. 156–158.

16. Петровский А., свящ. Епархиальное собрание в Смоленске // Новый путь. 1943. № 42(167). 15 июня. С. 2.

17. Приказ: архив уничтожить! Прибалтийский экзархат и Псковская православная миссия в годы немецкой оккупации. 1941–1944 / Сост. С.К. Бернев, А.И. Рупасов. СПб., 2016. С. 3–19.

18. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Сборник документов / Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009.

19. Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / Сост. В. Королёва. М., 2017.

20. Слесарев А.В. Новооткрытые сведения о миссионерском служении преподобномученика Серафима (Шахмутя), архимандрита Жировичского // Церковно-исторический вестник ΧΡΟΝΟΣ. 2017. № 4. С. 117–118.

21. Шишкин Е.Н., свящ. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях Кавказа в августе 1942 – феврале 1943 гг. // Вестник ПСТГУ. 2014. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. Вып. 6(61). С. 113–127.

22. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.

23. Шкаровский М.В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. Сборник документов. М., 2003.

24. Шкаровский М.В., Соловьёв И., свящ. Церковь против большевизма. М., 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх