Congresses of Christians-Molokans, 1921–1929

 
PIIS086956870004234-8-1
DOI10.31857/S086956870004234-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Researcher
Affiliation: The Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 1
Pages191-196
Abstract

          

Keywords
Received04.03.2019
Publication date14.03.2019
Number of characters18413
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В начале 1920-х гг. молодое советское государство нуждалось в поддержке различных социальных групп для закрепления своих политических позиций и восстановления экономики, истощённой войнами и революцией. Введение нэпа, перестройка финансовой системы страны, утверждение однопартийности и начало великих строек сопровождались идеологической борьбой, включавшей, в частности, кампании по вскрытию святых мощей в 1918–1920 гг. и изъятию церковных ценностей в 1922 г. При этом антипатия к религии и Церкви не мешала большевикам ради достижения своих целей искать союзников среди приверженцев сектантских течений1. Отношение к ним РСДРП сформулировала ещё в июле–августе 1903 г. «Принимая в соображение, что сектантское движение в России является во многих его проявлениях одним из демократических течений, направленных против существующего порядка вещей, – говорилось в резолюции “О работе среди сектантов”, – II съезд обращает внимание всех членов партии на работу среди сектантов в целях привлечения их к социал-демократии»2. Сектантские организации с присущими им негативным отношением к царизму, трудовой дисциплиной и бытовым аскетизмом, по мнению большевиков, отлично подходили для распространения коммунистических идей в народе. Их лояльность новому режиму после революции не вызывала сомнений, поскольку официальные представители сект открыто заявляли: «Ныне мы получили свободу вероисповеданий, и декретом Советской власти от 5 февраля 1918 года мы раскрепощены, не только мы, но и все сектанты. Над нами нет более уже господствующей церкви, нет церковных контролёров. Теперь перед властью все религии равны, а потому декрет об отделении церкви от государства мы приветствуем»3. 1. Понятия «сектанты» и «вероисповедное течение» повсеместно использовались в официальных документах 1920–1930-х гг. при обозначении сообществ духовных христиан-молокан.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. М., 1953. С. 48.

3. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2.
2 В начале 1920-х гг. в условиях гонения на православное духовенство деятельность нетрадиционных религиозных групп переживала подъём. 5 октября 1921 г. Народный комиссариат земледелия при участии Комиссии по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами опубликовал воззвание «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей», согласно которому они могли «себя вполне спокойно обнаружить и твёрдо знать, что за их учение никто, никогда, никого не будет преследовать». Им также предлагалось принять активное участие в деле «устройства общин, артелей, коллективных хозяйств, коммун и поселиться в совхозах по особым договорам в качестве постоянно живущей государственной рабочей силы»4. Реэмиграция сектантов представлялась экономически выгодной, поскольку они приезжали со своим инвентарём, техникой, практиковали новые приёмы ведения сельского хозяйства. В отличие от других категорий иммигрантов, им разрешалось самим выбирать – вести ли хозяйство индивидуально, или создавать артели, кооперативы, коммуны5. 4. ГА РФ, ф. 1235, оп. 140, д. 751, л. 152–150 об.

5. Данилова Е.Н., Антонова Н.В. Трудовая иммиграция и реэмиграция духовных христиан в Советскую Россию в 1920-е гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. № 3. С. 21.

Number of purchasers: 2, views: 1116

Readers community rating: votes 0

1. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s'ezdov, konferentsij i plenumov TsK. Ch. 2. M., 1953. S. 48.

2. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1925. № 1–2.

3. Danilova E.N., Antonova N.V. Trudovaya immigratsiya i reehmigratsiya dukhovnykh khristian v Sovetskuyu Rossiyu v 1920-e gg. // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2009. № 3. S. 21.

4. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1928. № 10. S. 25–29.

5. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1925. № 1–2. S. 8.

6. Olenich T.S. Religioznoe sektantstvo v gody revolyutsii i sovetskoj vlasti // Ehkonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2010. № 1. S. 30.

7. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij RSFSR. 1922. № 40. St. 477.

8. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij RSFSR. 1923. № 37. St. 384.

9. Buyanov E.V. Dukhovnye khristiane molokane v Amurskoj oblasti vo vtoroj polovine XIX – pervoj treti XX vv. Blagoveschensk, 2013. S. 309.

10. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1927. № 9. S. 4.

11. Coleman H.J. Russian Baptists and spiritual revolution, 1905–1929. Bloomington; Indianapolis, 2005. P. 198–208.

12. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1927. № 9. S. 6.

13. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1919 g. M., 1943. S. 281–282.

14. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1925. № 1–2. S. 34.

15. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1927. № 9. S. 6–7.

16. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1925. № 1–2. S. 34.

17. Vestnik dukhovnykh khristian-molokan. 1926. № 3–4. S. 24.

18. Potapova N.V. Ehvolyutsiya politiki sovetskoj vlasti po otnosheniyu k «sektantam» (evangel'skim khristianam i baptistam) v nachale 1920-kh gg. // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014. № 19. S. 129.

19. Antonova N.V. Iz istorii sekty «Novyj Izrail'» (pervaya tret' KhKh veka) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2011. № 4. S. 140; Danilova E.N., Antonova N.V. Trudovaya immigratsiya i reehmigratsiya... S. 25.

Система Orphus

Loading...
Up