Всероссийские и всесоюзные съезды духовных христиан-молокан в 1921—1929

 
Код статьиS086956870004234-8-1
DOI10.31857/S086956870004234-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы191-196
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено04.03.2019
Дата публикации14.03.2019
Кол-во символов18413
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В начале 1920-х гг. молодое советское государство нуждалось в поддержке различных социальных групп для закрепления своих политических позиций и восстановления экономики, истощённой войнами и революцией. Введение нэпа, перестройка финансовой системы страны, утверждение однопартийности и начало великих строек сопровождались идеологической борьбой, включавшей, в частности, кампании по вскрытию святых мощей в 1918–1920 гг. и изъятию церковных ценностей в 1922 г. При этом антипатия к религии и Церкви не мешала большевикам ради достижения своих целей искать союзников среди приверженцев сектантских течений1. Отношение к ним РСДРП сформулировала ещё в июле–августе 1903 г. «Принимая в соображение, что сектантское движение в России является во многих его проявлениях одним из демократических течений, направленных против существующего порядка вещей, – говорилось в резолюции “О работе среди сектантов”, – II съезд обращает внимание всех членов партии на работу среди сектантов в целях привлечения их к социал-демократии»2. Сектантские организации с присущими им негативным отношением к царизму, трудовой дисциплиной и бытовым аскетизмом, по мнению большевиков, отлично подходили для распространения коммунистических идей в народе. Их лояльность новому режиму после революции не вызывала сомнений, поскольку официальные представители сект открыто заявляли: «Ныне мы получили свободу вероисповеданий, и декретом Советской власти от 5 февраля 1918 года мы раскрепощены, не только мы, но и все сектанты. Над нами нет более уже господствующей церкви, нет церковных контролёров. Теперь перед властью все религии равны, а потому декрет об отделении церкви от государства мы приветствуем»3. 1. Понятия «сектанты» и «вероисповедное течение» повсеместно использовались в официальных документах 1920–1930-х гг. при обозначении сообществ духовных христиан-молокан.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. М., 1953. С. 48.

3. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2.
2 В начале 1920-х гг. в условиях гонения на православное духовенство деятельность нетрадиционных религиозных групп переживала подъём. 5 октября 1921 г. Народный комиссариат земледелия при участии Комиссии по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами опубликовал воззвание «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей», согласно которому они могли «себя вполне спокойно обнаружить и твёрдо знать, что за их учение никто, никогда, никого не будет преследовать». Им также предлагалось принять активное участие в деле «устройства общин, артелей, коллективных хозяйств, коммун и поселиться в совхозах по особым договорам в качестве постоянно живущей государственной рабочей силы»4. Реэмиграция сектантов представлялась экономически выгодной, поскольку они приезжали со своим инвентарём, техникой, практиковали новые приёмы ведения сельского хозяйства. В отличие от других категорий иммигрантов, им разрешалось самим выбирать – вести ли хозяйство индивидуально, или создавать артели, кооперативы, коммуны5. 4. ГА РФ, ф. 1235, оп. 140, д. 751, л. 152–150 об.

5. Данилова Е.Н., Антонова Н.В. Трудовая иммиграция и реэмиграция духовных христиан в Советскую Россию в 1920-е гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. № 3. С. 21.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1104

Оценка читателей: голосов 0

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. М., 1953. С. 48.

2. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2.

3. Данилова Е.Н., Антонова Н.В. Трудовая иммиграция и реэмиграция духовных христиан в Советскую Россию в 1920-е гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. № 3. С. 21.

4. Вестник духовных христиан-молокан. 1928. № 10. С. 25–29.

5. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2. С. 8.

6. Оленич Т.С. Религиозное сектантство в годы революции и советской власти // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 1. С. 30.

7. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1922. № 40. Ст. 477.

8. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1923. № 37. Ст. 384.

9. Буянов Е.В. Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX – первой трети XX вв. Благовещенск, 2013. С. 309.

10. Вестник духовных христиан-молокан. 1927. № 9. С. 4.

11. Coleman H.J. Russian Baptists and spiritual revolution, 1905–1929. Bloomington; Indianapolis, 2005. P. 198–208.

12. Вестник духовных христиан-молокан. 1927. № 9. С. 6.

13. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. М., 1943. С. 281–282.

14. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2. С. 34.

15. Вестник духовных христиан-молокан. 1927. № 9. С. 6–7.

16. Вестник духовных христиан-молокан. 1925. № 1–2. С. 34.

17. Вестник духовных христиан-молокан. 1926. № 3–4. С. 24.

18. Потапова Н.В. Эволюция политики советской власти по отношению к «сектантам» (евангельским христианам и баптистам) в начале 1920-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 129.

19. Антонова Н.В. Из истории секты «Новый Израиль» (первая треть ХХ века) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2011. № 4. С. 140; Данилова Е.Н., Антонова Н.В. Трудовая иммиграция и реэмиграция... С. 25.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх