Land in the views and life arrangement of the rural parish clergy of the Vologda diocese in the 1860–1870s

 
PIIS086956870004231-5-1
DOI10.31857/S086956870004231-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Cherepovets State University
Address: Russian Federation, Cherepovets
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 1
Pages146-160
Abstract

      

Keywords
Received04.03.2019
Publication date14.03.2019
Number of characters51947
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Своеобразие социального облика сельского приходского духовенства в России во многом обусловливалось его естественной близостью к крестьянскому окружению и, прежде всего, тем, что одной из основ его материального благополучия был земледельческий труд. Однако если для крестьянина работа на земле была ключевым элементом самоидентификации, то в картине мира приходского священнослужителя земледелие оставалось хотя и разрешённым1, но внеслужебным и, следовательно, второстепенным по отношению к службе (Богу, пастве и государству) занятием. Следовательно, применяя к сельскому клиру тезис о неразрывной связи хозяйственной практики с духовной жизнью2, нужно оговориться, что порой связь эта была скорее дисгармонической, что определило специфику тех представлений духовенства, которые условно можно назвать «земледельческими»3. В круг их, очевидно, следует включать не только отношение к земледельческому труду как к источнику благосостояния, но и совокупность взглядов, описывающих степень адаптации клира к условиям его жизнеустройства, связанным с работой на земле. В комплексе этих представлений фиксировался достигнутый уровень культуры земледелия, формы землепользования, связанные с ними социальные отношения. Таким образом, они обеспечивали целостность восприятия природной и общественной среды в границах приходского пространства. 1. Так, VII Вселенский собор позволил клирикам «трудами рук своих» приобретать содержание «для потребностей сея жизни», но избегая своекорыстных побуждений (Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 699–700. Ср.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 204–205).

2. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 272.

3. Ср. используемый Ю.Л. Бессмертным термин «демографические представления» (Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991. С. 6).
2 В повседневном общении священнослужителей и крестьян действовали различные каналы обмена опытом. Росту компетентности духовенства в вопросах не только сугубо хозяйственных, но и связанных с юридическими аспектами землепользования, способствовало участие в мирских земельных переделах, а также в документировании деятельности мира. Это прослеживается уже по источникам XVI–XVII вв. и периодически выражалось, в частности, в написании прошений от лица всей общины или отдельных хозяев4. Постоянное косвенное соприкосновение с землёй вместе с личным трудом на ней вело к визуальному и психологическому слиянию пастырей с паствой – к описанной ещё И.Т. Посошковым ситуации, когда сельские священники «ничим не отменны от простых мужиков»: «Мужик за соху и поп за соху, мужик за косу и поп за косу… И в таковых суетах живущее, не токмо стадо Христово пасти, но и себя не упасти»5. 4. См.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; Л., 1951. С. 96, примеч. 5; Раскин Д.И. Мирские челобитные монастырских крестьян первой половины XVIII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 6. Л., 1974. С. 175–185; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988. С. 74; Суслова Е.Д. Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV – начале XVIII в. Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2012. С. 23–24.

5. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения / Ред. и коммент. Б.Б. Кафенгауза. М., 1951. С. 38.
3 В эпоху Великих реформ давний вопрос о нравственной приемлемости земледелия соединился с проблемой оценки его роли в материальном обеспечении клира. На фоне происходивших тогда же преобразований в церковной жизни в общественном мнении началась медленная легитимация хозяйственной успешности священнослужителя. Однако актуализация стереотипного образа батюшки, «сеющего и жнущего, разъезжающего по ярмаркам и базарам для покупки и продажи лошадей, рогатого скота, овец и т.д.»6 свидетельствовала о том, что подобные занятия духовенства не вызывали широких симпатий, поскольку в них усматривалась угроза его пастырской состоятельности. Впрочем, такой знаток деревенского быта, как А.Н. Энгельгардт, с одобрением замечал, что «попы» не только прекрасно разбираются в народной натуре, но и «лучшие практические хозяева» после крестьян и «никто так хорошо не знает быт простого народа во всех его тонкостях, как попы»7. В радикально-демократических кругах приветствовали равный с крестьянином труд священника на земле, считая его самым общественно безопасным способом обеспечения причта8. 6. Цит. по: Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе / Сост. И.В. Преображенский. СПб., 1905. С. 365.

7. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. М., 1956. С. 54.

8. См., например: Русский заграничный сборник. IV. 1858. «Описание сельского духовенства» (разбор) // Литературное наследство. Т. 63. М., 1956. С. 205.

Number of purchasers: 2, views: 1219

Readers community rating: votes 0

1. Pravila Svyatykh Vselenskikh soborov s tolkovaniyami. M., 2000. S. 699–700. Sr.: Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoj kul'tury // Gurevich A.Ya. Izbrannye trudy. Srednevekovyj mir. SPb., 2007. S. 204–205.

2. Gromyko M.M., Buganov A.V. O vozzreniyakh russkogo naroda. M., 2000. S. 272.

3. Bessmertnyj Yu.L. Zhizn' i smert' v Srednie veka. Ocherki demograficheskoj istorii Frantsii. M., 1991. S. 6.

4. Kopanev A.I. Istoriya zemlevladeniya Belozerskogo kraya XV–XVI vv. M.; L., 1951. S. 96, primech. 5; Raskin D.I. Mirskie chelobitnye monastyrskikh krest'yan pervoj poloviny XVIII v. // Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny. Vyp. 6. L., 1974. S. 175–185; Vdovina L.N. Krest'yanskaya obschina i monastyr' v Tsentral'noj Rossii v pervoj polovine XVIII v. M., 1988. S. 74; Suslova E.D. Tserkov' i krest'yanskoe soobschestvo v Karelii v kontse XV – nachale XVIII v. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. SPb., 2012. S. 23–24.

5. Pososhkov I.T. «Kniga o skudosti i bogatstve» i drugie sochineniya / Red. i komment. B.B. Kafengauza. M., 1951. S. 38.

6. Tsit. po: Tserkovnaya reforma. Sbornik statej dukhovnoj i svetskoj periodicheskoj pechati po voprosu o reforme / Sost. I.V. Preobrazhenskij. SPb., 1905. S. 365.

7. Ehngel'gardt A.N. Iz derevni. 12 pisem. M., 1956. S. 54.

8. Sm., naprimer: Russkij zagranichnyj sbornik. IV. 1858. «Opisanie sel'skogo dukhovenstva» (razbor) // Literaturnoe nasledstvo. T. 63. M., 1956. S. 205.

9. Stas I., svyasch. S Kavkaza. Po povodu uchrezhdeniya Komiteta dlya izyskaniya sposobov k obespecheniyu byta dukhovenstva // Pravoslavnoe obozrenie. Zametki. 1863. № 3. S. 130.

10. Bogatinov N. Ideal dukhovnogo pastyrya, k osuschestvleniyu kotorogo vyzyvaet dukhovenstvo sovremennaya narodnaya zhizn' // Trudy Kievskoj dukhovnoj akademii. 1862. № 1. S. 109; Chizhevskij I., svyasch. Eschyo neskol'ko myslej k voprosu ob uluchshenii byta russkogo pravoslavnogo dukhovenstva. Khar'kov, 1863. S. 32; Ob ugozhdenii prikhozhanam // Rukovodstvo dlya sel'skikh pastyrej. 1870. № 41. S. 201; O beskorystii sluzhitelej tserkvi. Slovo v den' tryokh svyatitelej, proiznesyonnoe v Kishinyovskoj seminarskoj tserkvi Preosvyaschennejshim Sergiem, episkopom Kishinyovskim // Dushepoleznoe chtenie. 1889. T. 3. S. 334, 335, 337. Takzhe ob ehtike vnesluzhebnogo truda dukhovenstva sm.: Kirill (Naumov), arkhim. Pastyrskoe bogoslovie. Izd. 2. M., 1854. S. 127–128; Pevnitskij V. Svyaschennik. Prigotovlenie k svyaschenstvu i zhizn' svyaschennika. Izd. 2. Kiev, 1886. S. 21–22; i dr.

11. Sukhova N.Yu. Vysshaya dukhovnaya shkola: problemy i reformy (vtoraya polovina XIX veka). M., 2006. S. 298; Sukhova N.Yu. Pastyrskoe bogoslovie v rossijskoj dukhovnoj shkole (XVIII – nachalo XX v.) // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. I. Bogoslovie, filosofiya. 2009. Vyp. 1(25). S. 33–36.

12. Kuznetsov S.V. Khozyajstvennye, religioznye i pravovye traditsii russkikh (XIX – nachalo XXI v.). M., 2008. S. 169–170.

13. Rimskij S.V. Rossijskaya tserkov' v ehpokhu Velikikh reform. M., 1999. S. 104.

14. Manchester L. Popovichi v miru: dukhovenstvo, intelligentsiya i stanovlenie sovremennogo samosoznaniya v Rossii / Per. s angl. A.Yu. Polunova. M., 2015. S. 43–44, 166–167.

15. Runovskij N.P. Tserkovno-grazhdanskie zakonopolozheniya otnositel'no pravoslavnogo dukhovenstva v tsarstvovanie imperatora Aleksandra II. Kazan', 1898; Freeze G.L. The Parish clergy in the Nineteenth Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 261–273; Rimskij S.V. Rossijskaya tserkov' v ehpokhu Velikikh reform. S. 12; Mangilyova A.V. Sotsiokul'turnyj oblik prikhodskogo dukhovenstva Permskoj gubernii v XIX – nachale XX v. Ekaterinburg, 2015. S. 289–320; Vsevolodov A.V. «Svedeniya po delu ob uluchshenii byta pravoslavnogo dukhovenstva» 1863 g. kak deloproizvodstvennyj kompleks // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1. T. 2. S. 23–27.

16. Pamyatnaya knizhka Vologodskoj gubernii na 1864 g. Vologda, 1864. S. 53–55 (4-ya paginatsiya); Arsen'ev F.A. Khozyajstvenno-statisticheskij ocherk Vologodskoj gubernii, sostavlennyj po svedeniyam za 1869-j god // Pamyatnaya knizhka Vologodskoj gubernii na 1873 g. Vologda, 1873. S. 3 (3-ya paginatsiya).

17. Lyubinetskij N.A. Zemlevladenie tserkvej i monastyrej Rossijskoj imperii. SPb., 1900. S. 4–5 (2-ya paginatsiya).

18. Kolesnikov P.A. Severnaya derevnya v XV – pervoj polovine XIX v. K voprosu ob ehvolyutsii agrarnykh otnoshenij v Russkom gosudarstve. Vologda, 1976. S. 51–61, 64–68 (tabl. 5). O prirodno-geograficheskom i ehkonomicheskom rajonirovanii regiona v istoricheskom kontekste sm.: Vodarskij Ya.E. Vologodskij uezd v XVII v. (k istorii sel'skikh poselenij) // Agrarnaya istoriya Evropejskogo Severa SSSR. Vologda, 1970. S. 253–366; Baklanova E.N. Krest'yanskij dvor i obschina na Russkom Severe. Konets XVII – nachalo XVIII v. M., 1976. S. 5 i dr.; Milov L.V. Velikorusskij pakhar' i osobennosti rossijskogo istoricheskogo protsessa. M., 2001. S. 384 i dr.; Popov S.A. Krest'yanskoe samoupravlenie v Vologodskoj gubernii (vtoraya polovina XIX – nachala XX veka). Syktyvkar, 2016. S. 29–30.

19. Popov A., prot. Vospominaniya prichetnicheskogo syna. Iz zhizni dukhovenstva Vologodskoj eparkhii. Vologda, 1913. S. 3.

20. Turundaevskij A.A. Nasha sem'ya // Istoriya ot pervogo litsa. Mir severnoj derevni nachala XX veka v pis'mennykh svidetel'stvakh sel'skikh zhitelej. Arkhangel'sk; M., 2011. S. 192.

21. Russkie krest'yane. Zhizn'. Byt. Nravy. Materialy «Ehtnograficheskogo byuro» knyazya V.N. Tenisheva. T. 5. Vologodskaya guberniya. Ch. 2. Gryazyavetskij i Kadnikovskij uezdy / Nauch. red. D.A. Baranov, A.V. Konovalov. SPb., 2007. S. 78.

22. Znamenskij P.V. K biografii A.P. Schapova // Istoricheskij vestnik. 1899. T. CXXV. S. 520.

23. O eparkhial'nykh uchilischakh dlya devits dukhovnogo zvaniya (okonchanie) // Pribavleniya k Vologodskim eparkhial'nym vedomostyam. 1866. № 9. S. 369.

24. Vsevolodov A.V. Sluzhba, dokhod i oklad v predstavleniyakh pravoslavnogo prikhodskogo dukhovenstva i pechati 1860-kh gg. (k postanovke voprosa) // Material'nyj faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoj zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii / Otv. red. V.A. Veremenko. SPb., 2016. S. 195–201.

25. Podvigajlo A.A. Tserkovnoe zemlevladenie i zemlepol'zovanie v Tsentral'no-Chernozyomnom regione v 60–90-e gody XIX veka: na primere Kurskoj i Voronezhskoj gubernij. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Voronezh, 2007.

26. Saltykov-Schedrin M.E. Melochi zhizni // Saltykov-Schedrin M.E. Sobr. soch. v 20 t. T. 16. Kn. 2. M., 1974. S. 53.

27. Danilov V.P., Danilova L.V. Krest'yanskaya mental'nost' i obschina // Mentalitet i agrarnoe razvitie Rossii. M., 1996. S. 27; Milov L.V. Prirodno-klimaticheskij faktor i mentalitet russkogo krest'yanstva // Tam zhe. S. 43, 53–56; Sablin V.A. Krest'yanskoe khozyajstvo na Evropejskom Severe Rossii (1917–1920). M., 2009. S. 137; Sukhova O.A. Desyat' mifov krest'yanskogo soznaniya: Ocherki istorii sotsial'noj psikhologii i mentaliteta russkogo krest'yanstva (konets XIX – nachalo XX v.) po materialam Srednego Povolzh'ya. M., 2008. S. 206, 208; Shvejkovskaya E.N. Gosudarstvo i krest'yane Rossii. Pomor'e v XVII v. M., 1997. S. 259–277.

28. Turundaevskij A.A. Nasha sem'ya. S. 241.

29. Gromyko M.M. Traditsionnye normy povedeniya i formy obscheniya russkikh krest'yan XIX v. M., 1986. S. 31–70. O negativnykh aspektakh pomochej sm.: Makarova V.Yu. «On khotya i vypivaet, no ne upivaetsya»: otnoshenie krest'yan k p'yanstvu svyaschennikov // Sny Bogoroditsy. Issledovaniya po antropologii religii. SPb., 2006. S. 78–79.

30. Plekh O.A. Mestnoe upravlenie v Vologodskoj gubernii v pervoj polovine XIX veka. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 2016. S. 18–19.

31. Zol'nikova N.D. Sibirskaya prikhodskaya obschina v XVIII veke. Novosibirsk, 1990. S. 150; Kamkin A.V. Obschestvennaya zhizn' severnoj derevni. Puti i formy krest'yanskogo obschestvennogo sluzheniya. Vologda, 1990; Mil'chik M.I. Prikhodskaya tserkov' i krest'yanskaya obschina na Arkhangel'skom Severe v XVII v. // Russkaya kul'tura na rubezhe vekov: Russkoe poselenie kak sotsiokul'turnyj fenomen. Sbornik statej / Gl. red. G.V. Sudakov. Vologda, 2002. S. 40; Pul'kin M.V. Prikhodskoe deloproizvodstvo XVIII veka kak istoricheskij istochnik (po materialam Olonetskoj eparkhii) // Istochnikovedenie: poiski i nakhodki. Sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 1. Voronezh, 2000. S. 132–133.

32. Kolesnikov P.A. Severnaya Rus'. Vyp. 2. Arkhivnye istochniki po istorii Evropejskogo Severa Rossii XVIII v. Vologda, 1973. S. 106; Tsvetkov M.A. Kartograficheskie materialy General'nogo mezhevaniya // Voprosy geografii. Sbornik tridtsat' pervyj / Otv. red. N.N. Baranskij, V.K. Yatsunskij. M., 1953. S. 92.

33. Pul'kin M.V. Pravoslavnyj prikhod i vlast' v seredine XVIII – nachale XX v. (po materialam Olonetskoj eparkhii). Petrozavodsk, 2009. S. 130.

34. Milov L.V. Issledovanie ob «Ehkonomicheskikh primechaniyakh» k General'nomu mezhevaniyu (K istorii russkogo krest'yanstva i sel'skogo khozyajstva vtoroj poloviny XVIII v.). M., 1965. S. 33–59.

35. Kopanev A.I. Krest'yanstvo Russkogo Severa v XVI v. L., 1978. S. 114–116; Kopanev A.I. Krest'yane Russkogo Severa v XVII v. L., 1984. S. 36–37; Shvejkovskaya E.N. Russkij krest'yanin v dome i mire: severnaya derevnya kontsa XVI – nachala XVIII veka. M., 2012. S. 139–152. Sm. takzhe: Bogoslovskij M.M. Zemskoe samoupravlenie na Russkom Severe v XVII veke. T. II. M., 1912. S. 19–20; Yushkov S.V. Ocherki iz istorii prikhodskoj zhizni na Severe Rossii v XV–XVII vv. SPb., 1913. S. 5–7; i dr.

36. Voskobojnikova N.P. K istorii opisaniya Sol'vychegodskogo uezda vo vtoroj polovine XVI – pervoj chetverti XVII v. // Issledovaniya po istochnikovedeniyu istorii SSSR dooktyabr'skogo perioda. Sbornik statej. M., 1991. S. 80.

37. Vasil'ev Yu.S. Izbrannye trudy po istorii Evropejskogo Severa Rossii XII–XVII vekov. Vologda, 2013. S. 212.

Система Orphus

Loading...
Up