Games with time: Russian images of “another Europe”

 
PIIS086904990005823-7-1
DOI10.31857/S086904990005823-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior researcher of the Department of historical and theoretical problems of the Institute of universal history of RAS
Affiliation: Institute of universal history RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 4
Pages158-173
Abstract

 

In this article, the Russian images of “another Europe” are analyzed in the framework of discourse analysis in terms of the struggle for hegemony, transformations of the temporal regime, cultural transfers of “empty signifiers”, such as “civilization” and “barbarism”, and arising in their course of “double binds” and cognitive biases. It is shown that the appearance of these images has not only immediate political reasons, but also deeper ones related to the deformation of the communication systems and the use of temporal images to change mental maps.

KeywordsTemporal regime, identity, communication, hegemony, empty signifier, civilization, barbarism, double bind, mental maps, Orientalism, occidentalism, cognitive bias
Received02.08.2019
Publication date05.08.2019
Number of characters43353
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В истории России весьма популярны различные операции с образом “другой Европы”, на что обратил внимание И. Нойманн. Он видел в этом реакцию на непризнание российской империи равной западным и проследил традицию создания этого образа, уделив наибольшее внимание большевистскому проекту присоединения “подлинной Европы” [Neumann 1996, p. 1, 33, 71–73, 96–97, 117–121, 124–129, 173–174]. Впоследствии В. Морозов при помощи постмарксистского дискурс-анализа показал “гегемонический” характер дискурса, в рамках которого формировался и существует этот образ, претендующий на роль “контр-гегемонического” [Морозов 2009, с. 277–294, 428; Morozov 2015, р. 54–55, 64–65, 107–109, 137].
2 В настоящее время наиболее известна версия А. Дугина: “Есть две Европы. Одна актуальная (это либеральная, атлантистская, проамериканская Европа, Европа гей-парадов и НАТО), другая ‒ потенциальная (это Европа традиций, народов, культур, регионов, верований). Первая Европа сегодня доминирует и превалирует. Вторая почти отсутствует, существует виртуально, как призрак. Первая Европа есть Запад. Другая Европа есть собственно Европа”. На этом основании он предлагает России превратить потенциальное в реальное, то есть “захватить Европу, завоевать и присоединить” [Дугин 2009, с. 225] (см. также [Дугин 2012; Дугин 2013]). Но проблема заключается в том, что упорное отторжение от реальной Европы и тяга к “другой Европе” свойственна самым разным авторам: от либертарианцев до государственников (см., например, [Фанайлова 2011; Мединский 2014]).
3 Для того чтобы понять причины подобного хода мысли, необходимо обратиться к истокам эволюции образа “другой Европы” и задаться вопросом, на который нет ответа ни у Нойманна, ни у Морозова: какие глубинные трансформации исторического сознания, предпосылочного знания, представлений о пространстве и времени создали в России XIX–XXI вв. потребность в образах “другой Европы”? Подойти к этой теме нам помогут исследования, проведенные А. Ассман и З. Бауманом, противоречий современной ситуации смены темпоральных режимов. Сейчас становится очевидным, что привычная схема Р. Козеллека, описавшего в 1979 г. переход от пассеизма к футуризму через “перелом времен” конца XVIII‒первой половины XIX в. [Koselleck 2004], дополненная позже Ф. Артогом, обрисовавшим движение к презентизму [Артог 2004], вновь нуждается в поправке из-за вторжения в восприятие прошлого исторической памяти, которая мешает противопоставить прошлое настоящему.
4 Aктуализируется “непрошедшее прошлое”, связанное с неизжитыми травмами (работорговля, колониализм, холокост), а значит, и с коллективной идентичностью; прошлое становится достоянием, за которое нужно нести ответственность [Ассман 2017, с. 190, 192, 208, 211, 245]. Бауман считает, напротив, что наступило позднее Новое время ‒ эпоха страха и неопределенности, “век ностальгии” по потерянному, преданному и утраченному прошлому, которого никогда не было [Bauman 2017, p. 2–48]. В этих условиях невозможно продолжать рассуждать о гегемонии только в привычных политологическом, эпистемологическом и семантическом ключах. Изменение базовых образов пространства и времени, а также манипуляции с ними глубоко воздействовали на психику людей, провоцируя создание особых разновидностей знания, коммуникации и идентичности.

Number of purchasers: 2, views: 669

Readers community rating: votes 0

1. Agaev S.A. (1991) Dvizhenie i cel'. O “formule Bernshteyna” i ne tol'ko o ney [Movement and purpose. About “Bernstein's formula” and not only about it]. Polis, no. 2, pp. 155–165.

2. Asoyan YU.A. (2012) Ischeznuvshaya civilizaciya: civilizacionnye kategorii v sovetskom ideologicheskom diskurse 1920?1930-h godov [Disappeared civilization: civilizational categories in the Soviet ideological discourse of the 1920s?1930s]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 4, pp. 112–119.

3. Assman A. (2017) Raspalas' svyaz' vremen? Vzlet i padenie temporal'nogo rezhima Moderna [The bond of time is broken? Rise and fall of the modern temporal regime]. Moscow: NLO.

4. Bateson G. (2000) Ekologiya razuma. Izbrannye stat'i po antropologii, psihiatrii i epistemologii [Ecology of mind. Selected articles on anthropology, psychiatry and epistemology]. Moscow: Smysl.

5. Bauman Z. (2017) Retrotopia. Cambridge, Malden: Polity Press.

6. Bettiza G. (2014) Empty Signifier in Practice: Interrogating the “Civilizations” of the United Nations Alliance of Civilizations. ReligioWest Working Paper. RSCAS 2014/95. Fiesole: European University Institute (http://www.gregoriobettiza.com/1/148/resources/publication_1970_1.pdf).

7. Boldin V.A. (2018) Panslavistskie politicheskie koncepcii. Genezis i evolyuciya [Pan-Slavic political concepts. Genesis and evolution]. Moscow: Akvilon.

8. Boletsi M. (2013) Barbarism and its Discontents. Stanford: Stanford Univ. Press.

9. Bulgakov S.N. (1991) Geroizm i podvizhnichestvo [Heroism and selfless devotion]. Vekhi. Intelligenciya v Rossii. 1909–1910 [Milestones. Intellectuals in Russia. 1909–1910]. Moscow: Molodaya gvardiya, pp. 43–85.

10. The Cambridge History of Communism (2017) In 3 Vols. Vol. 2. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

11. Custine A de. (2008) Rossiya v 1839 godu [Russia in 1839]. 2 vols. Vol. 1. St.-Petersburg: Kriga.

12. Danilevskij N.YA. (1991) Rossiya i Åvropa [Russia and Europe]. Moscow: Kniga.

13. Dugin A.G. (2009) Chetvertaya politicheskaya teoriya [Fourth political theory]. Moscow: Amfora.

14. Dugin A.G. (2012) Drugaya Åvropa [Another Europe]. Moscow: tv.russia.ru. Tekstovaya versiya programmy “Ekspert” [Textual version of Expert program].

15. Dugin A.G. (2013) Prisoedinit' Åvropu – eto po-russki [To join Europe is in a Russian style]. Moscow: tv.russia.ru. Tekstovaya versiya programmy “Ekspert” [Textual version of Expert program].

16. Elias N. (2001) O processe civilizacii. Sociogeneticheskie i psihogeneticheskie issledovaniya [On the process of civilization. Sociogenetic and psychogenetic studies]. In 2 vols. Vol. 1. Moscow; St.-Petersburg: Universitetskaya kniga.

17. Elias N. Scotson J.L. (2008) The Established and the Outsiders. Dublin: College Dublin Press.

18. Erikson E. (1996) Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress.

19. Fanajlova Å. (2011) Ofigela li Åvropa? Yuliya Latynina protiv evropejskih cennostej, rossijskie “levye” protiv YUlii Latyninoj [Whether Europe went mad? Yulia Latynina against European values, Russian “left” against Yulia Latynina]. Radio Svoboda. September 4 (https://www.svoboda.org/a/24318397.html).

20. Grigulevich I.R. (1977) Krest i mech. Katolicheskaya cerkov' v ispanskoy Amerike [The cross and the sword. Catholic Church in Spanish America]. Moscow: Nauka.

21. Hartog F. (2004) Tipy istoricheskogo myshleniya: prezentizm i formy vospriyatiya vremeni [Types of historical thinking: prezentism and forms of perception of time]. Otechestvennye zapiski, no. 5, pp. 210–221.

22. Hegel G. W. F. (1935) Filosofiya istorii [The philosophy of history]. Id. Sochineniya [Writings]. In 14 vols. Vol. 8. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe social’no-economicheskoe izdatelstvo.

23. Idei i lyudi. Intellektual'naya kul'tura Åvropy v Novoe vremya [Ideas and people. European intellectual culture in Modern times] (2014) Moscow: Akvilon.

24. Ionov I.N. (2007) Civilizacionnoe soznanie i istoricheskoe znanie: problemy vzaimodejstviya [Civilizational consciousness and historical knowledge: problems of interaction]. Moscow: Nauka.

25. Ionov I.N. (2013) Global'naya istoriya i izuchenie proshlogo Rossii. St. 3 [Global history and study of Russia's past. Part 3] // Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 5, pp. 138–153.

26. Ionov I.N. (2014a) Global'naya istoriya i izuchenie proshlogo Rossii. St. 4 [Global history and study of Russia's past. Part 4] // Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 6, pp. 123–140.

27. Ionov I.N. (2014b) Ideal civilizacii, ego emocional'naya okrashennost' i perekrestnaya istoriya [The ideal of civilization, its emotional coloring and entangled history] // Civilizacii. Iss. 9. Moscow: Nauka, pp. 58–83.

28. Ionov I.N. (2015) Mirovaya istoriya v global'nyj vek: Novoe istoricheskoe soznanie [World history in the global age: a New historical consciousness]. Moscow: Akvilon.

29. Ionov I.N. (2016) Problemy sovremennoj makroistorii. St. 2. Pamyat', identifikaciya i predposylochnoe znanie [Problems of contemporary macro-history. Part 2. Memory, identity and anticipatory predelineations]. Dialog so vremenem [Dialogue with time]. Iss. 54, pp. 32–53.

30. Khomyakov A.S. (1900) Mechta [A dream]. Homyakov A.S. Polnoe sobranie sochineniy [Collected Works]. In 8 vols. Vol. 4. Moscow: Universitetskaya tipografiya.

31. Khomyakov A.S. (1994) Semiramida. (I i i i) [A study of the truth of historical ideas]. Khomyakov A.S. Sochineniya [Works]. In 2 vols, vol. 1. Moscow: Moskovskij filosofskij fond, Medium, pp. 15–446.

32. Khudolej K.K. (2017) Evolyuciya idei mirovoy revolyucii v politike Sovetskogo Soyuza (Epoha Kominterna i socializma v odnoy strane) [Evolution of the idea of world revolution in the politics of the Soviet Union (the Era of the Comintern and socialism in one country)]. Vestnik SPbGU. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, vol. 10, iss. 2, pp. 145–165.

33. Koselleck R. (2004) Futures Past. On the Semantic of Historical Time. New York: Columbia Univ. Press.

34. Laclau E. (1996) Why Do Empty Signifiers Matter to Politics? Id. Emancipation(s). London: Verso, 1996, pp. 36–46.

35. Laclau E., Mouffe Ch. (2001) Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. London; New York: Verso.

36. Lenin V.I. Imperializm, kak vysshaya stadiya kapitalizma [Imperialism as the highest stage of capitalism]. Id. Poln. sobr. soch. [Complete works], vol. 27. Moscow: Politizdat, pp. 299–426.

37. Lur'e S.V. (2011) “Druzhba narodov” v SSSR: nacional'nyy proekt ili primer spontannoy mezhetnicheskoy samoorganizacii? [“Friendship of peoples” in the USSR: a national project or an example of spontaneous inter-ethnic self-organization?]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 4, pp. 145–156.

38. Marx K., Engels F. (1955) Nemeckaya ideologiya [German ideology]. Marx K., Engel's F. Soch. [Works]. In 50 vols, vol. 3. Moscow: Politizdat, pp. 7–544.

39. Maslow A. (1966) The Psychology of Science. A Reconnaissance. New York; London: Harper & Row.

40. Medinskiy V. (2014) Rossiya vynuzhdena kul'turno zashchishchat'sya ot anti-Åvropy [Russia is forced to defend itself culturally against anti-Europe]. RBC. April 15 (https://www.rbc.ru/society/15/04/2014/57041b349a794761c0ce8f51).

41. Merezhkovskiy D.S. (2000) Lev Tolstoj i Dostoevskij [Leo Tolstoy and Dostoevsky]. Moscow: Nauka.

42. Morozov V.Å. (2009) Rossiya i drugie. Identichnost' i granicy politicheskogo soobshchestva [Russia and others. Identity and boundaries of the political community]. Moscow: NLO.

43. Morozov V.Å. (2015) Russia's Postcolonial Identity. A Subaltern Empire in a Eurocentric World. Basingstoke : Palgrave Macmillan.

44. Neumann I. (1996) Russia and the Idea of Europe. Identity and International Relations. London; New York: Routledge.

45. Orientalizm/oksidentalizm: yazyki kul'tur i yazyki ih opisaniya [Orientalism/occidentalism: languages of cultures and languages of descriptions] (2012). Moscow: Sovpadenie.

46. Osterhammel J. (2001) Geschichtswissenschaft jenseits des Nationalsstaat. Studien zu Beziehungsgeschichte und Zivilisationsvergleich. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.

47. Poceluev S.P. (2008) Double Binds ili Dvojnye lovushki politicheskoj kommunikacii [Double Binds, or Dual traps of political communication]. POLIS, no. 1, pp. 8–32.

48. Popper K.R. (1992) Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [Open society and its enemies]. In 2 vols, vol. 2. Moscow: Feniks; Kul'turnaya iniciativa.

49. Popper K.R. (2004) Predpolozheniya i oproverzheniya: Rost nauchnogo znaniya [Assumptions and refutations: the Growth of scientific knowledge]. Moscow: AST; Årmak.

50. Ruckert H. (1857) Lehrbuch der Weltgeschichte in Organischer Darstellung. 2 Bde, Bd. I. Leipzig: Weigel.

51. Ryabov D.O. (2014) Rossiya kak “drugaya Åvropa” v diskurse evropejskih pravyh populistskih partij [Russia as an “another Europe” in the discourse of European right-wing populist parties]. Politicheskaya ekspertiza, vol. 10, no. 3, pp. 136–144.

52. Slezkine Yu. (2019) Dom pravitel'stva. Saga o russkoy revolyucii [Government house. Saga of the Russian revolution]. Moscow: AST; Corpus.

53. Spivak G.CH. (2001) Mogut li ugnetennye govorit'? [Can subaltern speak?]. Vvedenie v gendernye issledovaniya [Introduction to gender studies]. In 2 vols, vol. 2. St.-Petersburg: Aleteiya; Har'kov: Har'kovskiy centr gendernyh issledovaniy, pp. 649–670.

54. Trudolyubov M. (2019) “Ya ne schitayu bol'shevistskoe sektantstvo metaforoy”. Yuriy Slezkin o svoey knige “Dom pravitel'stva” [“I do not consider Bolshevik sectarianism a metaphor.” Yuri slezkin about his book “Government House”]. March 1 (https://www.colta.ru/articles/literature/20604-ya-ne-schitayu-bolshevistskoe-sektantstvo-metaforoy).

55. Veseliy A. (2014) “Chernyy internacional” na granicah Åvropy [“Black international” on the borders of Europe] (https://echo.msk.ru/blog/pirren/1338474-echo/).

56. Wolff L. (2003) Izobretaya Vostochnuyu Åvropu. Karta civilizacii v soznanii epohi Prosveshcheniya [Inventing Eastern Europe. Map of civilization in the consciousness of the Enlightenment]. Moscow: NLO.

57. Wouters C. (2007) Informalisation: Manners and Emotions since 1890. London: Sage.

Система Orphus

Loading...
Up