Земля в представлениях и жизнеустройстве сельского приходского духовенства Вологодской епархии в 1860—1870-х гг.

 
Код статьиS086956870004231-5-1
DOI10.31857/S086956870004231-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Череповецкий государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Череповец
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы146-160
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено04.03.2019
Дата публикации14.03.2019
Кол-во символов51947
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Своеобразие социального облика сельского приходского духовенства в России во многом обусловливалось его естественной близостью к крестьянскому окружению и, прежде всего, тем, что одной из основ его материального благополучия был земледельческий труд. Однако если для крестьянина работа на земле была ключевым элементом самоидентификации, то в картине мира приходского священнослужителя земледелие оставалось хотя и разрешённым1, но внеслужебным и, следовательно, второстепенным по отношению к службе (Богу, пастве и государству) занятием. Следовательно, применяя к сельскому клиру тезис о неразрывной связи хозяйственной практики с духовной жизнью2, нужно оговориться, что порой связь эта была скорее дисгармонической, что определило специфику тех представлений духовенства, которые условно можно назвать «земледельческими»3. В круг их, очевидно, следует включать не только отношение к земледельческому труду как к источнику благосостояния, но и совокупность взглядов, описывающих степень адаптации клира к условиям его жизнеустройства, связанным с работой на земле. В комплексе этих представлений фиксировался достигнутый уровень культуры земледелия, формы землепользования, связанные с ними социальные отношения. Таким образом, они обеспечивали целостность восприятия природной и общественной среды в границах приходского пространства. 1. Так, VII Вселенский собор позволил клирикам «трудами рук своих» приобретать содержание «для потребностей сея жизни», но избегая своекорыстных побуждений (Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 699–700. Ср.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 204–205).

2. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 272.

3. Ср. используемый Ю.Л. Бессмертным термин «демографические представления» (Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991. С. 6).
2 В повседневном общении священнослужителей и крестьян действовали различные каналы обмена опытом. Росту компетентности духовенства в вопросах не только сугубо хозяйственных, но и связанных с юридическими аспектами землепользования, способствовало участие в мирских земельных переделах, а также в документировании деятельности мира. Это прослеживается уже по источникам XVI–XVII вв. и периодически выражалось, в частности, в написании прошений от лица всей общины или отдельных хозяев4. Постоянное косвенное соприкосновение с землёй вместе с личным трудом на ней вело к визуальному и психологическому слиянию пастырей с паствой – к описанной ещё И.Т. Посошковым ситуации, когда сельские священники «ничим не отменны от простых мужиков»: «Мужик за соху и поп за соху, мужик за косу и поп за косу… И в таковых суетах живущее, не токмо стадо Христово пасти, но и себя не упасти»5. 4. См.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; Л., 1951. С. 96, примеч. 5; Раскин Д.И. Мирские челобитные монастырских крестьян первой половины XVIII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 6. Л., 1974. С. 175–185; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988. С. 74; Суслова Е.Д. Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV – начале XVIII в. Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2012. С. 23–24.

5. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения / Ред. и коммент. Б.Б. Кафенгауза. М., 1951. С. 38.
3 В эпоху Великих реформ давний вопрос о нравственной приемлемости земледелия соединился с проблемой оценки его роли в материальном обеспечении клира. На фоне происходивших тогда же преобразований в церковной жизни в общественном мнении началась медленная легитимация хозяйственной успешности священнослужителя. Однако актуализация стереотипного образа батюшки, «сеющего и жнущего, разъезжающего по ярмаркам и базарам для покупки и продажи лошадей, рогатого скота, овец и т.д.»6 свидетельствовала о том, что подобные занятия духовенства не вызывали широких симпатий, поскольку в них усматривалась угроза его пастырской состоятельности. Впрочем, такой знаток деревенского быта, как А.Н. Энгельгардт, с одобрением замечал, что «попы» не только прекрасно разбираются в народной натуре, но и «лучшие практические хозяева» после крестьян и «никто так хорошо не знает быт простого народа во всех его тонкостях, как попы»7. В радикально-демократических кругах приветствовали равный с крестьянином труд священника на земле, считая его самым общественно безопасным способом обеспечения причта8. 6. Цит. по: Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе / Сост. И.В. Преображенский. СПб., 1905. С. 365.

7. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. М., 1956. С. 54.

8. См., например: Русский заграничный сборник. IV. 1858. «Описание сельского духовенства» (разбор) // Литературное наследство. Т. 63. М., 1956. С. 205.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1208

Оценка читателей: голосов 0

1. Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 699–700. Ср.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 204–205.

2. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 272.

3. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991. С. 6.

4. Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; Л., 1951. С. 96, примеч. 5; Раскин Д.И. Мирские челобитные монастырских крестьян первой половины XVIII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 6. Л., 1974. С. 175–185; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988. С. 74; Суслова Е.Д. Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV – начале XVIII в. Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2012. С. 23–24.

5. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения / Ред. и коммент. Б.Б. Кафенгауза. М., 1951. С. 38.

6. Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе / Сост. И.В. Преображенский. СПб., 1905. С. 365.

7. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. М., 1956. С. 54.

8. Русский заграничный сборник. IV. 1858. «Описание сельского духовенства» (разбор) // Литературное наследство. Т. 63. М., 1956. С. 205.

9. Стас И., свящ. С Кавказа. По поводу учреждения Комитета для изыскания способов к обеспечению быта духовенства // Православное обозрение. Заметки. 1863. № 3. С. 130.

10. Богатинов Н. Идеал духовного пастыря, к осуществлению которого вызывает духовенство современная народная жизнь // Труды Киевской духовной академии. 1862. № 1. С. 109; Чижевский И., свящ. Ещё несколько мыслей к вопросу об улучшении быта русского православного духовенства. Харьков, 1863. С. 32; Об угождении прихожанам // Руководство для сельских пастырей. 1870. № 41. С. 201; О бескорыстии служителей церкви. Слово в день трёх святителей, произнесённое в Кишинёвской семинарской церкви Преосвященнейшим Сергием, епископом Кишинёвским // Душеполезное чтение. 1889. Т. 3. С. 334, 335, 337. Также об этике внеслужебного труда духовенства см.: Кирилл (Наумов), архим. Пастырское богословие. Изд. 2. М., 1854. С. 127–128; Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Изд. 2. Киев, 1886. С. 21–22; и др.

11. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 298; Сухова Н.Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII – начало XX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. I. Богословие, философия. 2009. Вып. 1(25). С. 33–36.

12. Кузнецов С.В. Хозяйственные, религиозные и правовые традиции русских (XIX – начало XXI в.). М., 2008. С. 169–170.

13. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999. С. 104.

14. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / Пер. с англ. А.Ю. Полунова. М., 2015. С. 43–44, 166–167.

15. Руновский Н.П. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898; Freeze G.L. The Parish clergy in the Nineteenth Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 261–273; Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. С. 12; Мангилёва А.В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале XX в. Екатеринбург, 2015. С. 289–320; Всеволодов А.В. «Сведения по делу об улучшении быта православного духовенства» 1863 г. как делопроизводственный комплекс // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 1. Т. 2. С. 23–27.

16. Памятная книжка Вологодской губернии на 1864 г. Вологда, 1864. С. 53–55 (4-я пагинация); Арсеньев Ф.А. Хозяйственно-статистический очерк Вологодской губернии, составленный по сведениям за 1869-й год // Памятная книжка Вологодской губернии на 1873 г. Вологда, 1873. С. 3 (3-я пагинация).

17. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. С. 4–5 (2-я пагинация).

18. Колесников П.А. Северная деревня в XV – первой половине XIX в. К вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. Вологда, 1976. С. 51–61, 64–68 (табл. 5). О природно-географическом и экономическом районировании региона в историческом контексте см.: Водарский Я.Е. Вологодский уезд в XVII в. (к истории сельских поселений) // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С. 253–366; Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII – начало XVIII в. М., 1976. С. 5 и др.; Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001. С. 384 и др.; Попов С.А. Крестьянское самоуправление в Вологодской губернии (вторая половина XIX – начала XX века). Сыктывкар, 2016. С. 29–30.

19. Попов А., прот. Воспоминания причетнического сына. Из жизни духовенства Вологодской епархии. Вологда, 1913. С. 3.

20. Турундаевский А.А. Наша семья // История от первого лица. Мир северной деревни начала XX века в письменных свидетельствах сельских жителей. Архангельск; М., 2011. С. 192.

21. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 2. Грязяветский и Кадниковский уезды / Науч. ред. Д.А. Баранов, А.В. Коновалов. СПб., 2007. С. 78.

22. Знаменский П.В. К биографии А.П. Щапова // Исторический вестник. 1899. Т. CXXV. С. 520.

23. О епархиальных училищах для девиц духовного звания (окончание) // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1866. № 9. С. 369.

24. Всеволодов А.В. Служба, доход и оклад в представлениях православного приходского духовенства и печати 1860-х гг. (к постановке вопроса) // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. В.А. Веременко. СПб., 2016. С. 195–201.

25. Подвигайло А.А. Церковное землевладение и землепользование в Центрально-Чернозёмном регионе в 60–90-е годы XIX века: на примере Курской и Воронежской губерний. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Воронеж, 2007.

26. Салтыков-Щедрин М.Е. Мелочи жизни // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 20 т. Т. 16. Кн. 2. М., 1974. С. 53.

27. Данилов В.П., Данилова Л.В. Крестьянская ментальность и община // Менталитет и аграрное развитие России. М., 1996. С. 27; Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Там же. С. 43, 53–56; Саблин В.А. Крестьянское хозяйство на Европейском Севере России (1917–1920). М., 2009. С. 137; Сухова О.А. Десять мифов крестьянского сознания: Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX – начало XX в.) по материалам Среднего Поволжья. М., 2008. С. 206, 208; Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII в. М., 1997. С. 259–277.

28. Турундаевский А.А. Наша семья. С. 241.

29. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. С. 31–70. О негативных аспектах помочей см.: Макарова В.Ю. «Он хотя и выпивает, но не упивается»: отношение крестьян к пьянству священников // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб., 2006. С. 78–79.

30. Плех О.А. Местное управление в Вологодской губернии в первой половине XIX века. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2016. С. 18–19.

31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990. С. 150; Камкин А.В. Общественная жизнь северной деревни. Пути и формы крестьянского общественного служения. Вологда, 1990; Мильчик М.И. Приходская церковь и крестьянская община на Архангельском Севере в XVII в. // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сборник статей / Гл. ред. Г.В. Судаков. Вологда, 2002. С. 40; Пулькин М.В. Приходское делопроизводство XVIII века как исторический источник (по материалам Олонецкой епархии) // Источниковедение: поиски и находки. Сборник научных трудов. Вып. 1. Воронеж, 2000. С. 132–133.

32. Колесников П.А. Северная Русь. Вып. 2. Архивные источники по истории Европейского Севера России XVIII в. Вологда, 1973. С. 106; Цветков М.А. Картографические материалы Генерального межевания // Вопросы географии. Сборник тридцать первый / Отв. ред. Н.Н. Баранский, В.К. Яцунский. М., 1953. С. 92.

33. Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009. С. 130.

34. Милов Л.В. Исследование об «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию (К истории русского крестьянства и сельского хозяйства второй половины XVIII в.). М., 1965. С. 33–59.

35. Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. Л., 1978. С. 114–116; Копанев А.И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л., 1984. С. 36–37; Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI – начала XVIII века. М., 2012. С. 139–152. См. также: Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке. Т. II. М., 1912. С. 19–20; Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV–XVII вв. СПб., 1913. С. 5–7; и др.

36. Воскобойникова Н.П. К истории описания Сольвычегодского уезда во второй половине XVI – первой четверти XVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сборник статей. М., 1991. С. 80.

37. Васильев Ю.С. Избранные труды по истории Европейского Севера России XII–XVII веков. Вологда, 2013. С. 212.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх