Туристская привлекательность российского региона: кейс Казани

 
Код статьиS221979310027252-0-1
DOI10.37490/S221979310027252-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа современных социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: кандидат экономических наук, доцент, Высшая Школа Бизнеса
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация. Москва
Должность: младший менеджер, Департамент маркетинга
Аффилиация: Emerging Travel Group
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №4/2023
Страницы116-131
Аннотация

Период пандемии COVID-19 и последующие геополитические события существенно повлияли на развитие внутреннего туризма в России. Российские дестинации получили новый стимул для развития, однако привлечение новых туристов требует от регионов усилить свои позиции в конкурентной борьбе.  Казань — одно из популярный туристских направлений, заинтересованных в усилении своей привлекательности как дестинации. Целью исследования является определение и сегментация целевой аудитории туристов, посещающих Казань, и определение атрибутов привлекательности дестинации для каждого сегмента.  Для достижения этой цели было проведено эмпирическое исследование, в основу которого был положен опрос целевой аудитории. Анкета включала ряд вопросов о восприятии и оценке туристами различных атрибутов привлекательности дестинации, социально-демографические характеристики. Для анализа данных использовался факторный и кластерный анализ (с помощью пакета SPSS). Это позволило сегментировать целевую аудиторию, выделив среди туристов Казани четыре основных сегмента («Любители комфорта», «Коммуникаторы», «Гурманы», «Активные туристы»), для каждого из которых важны и значимы разные атрибуты дестинации. Полученные данные в дальнейшем могут помочь лицам, принимающим решения относительно развития туристского направления в регионе, скорректировать маркетинговую и коммуникационную стратегию при работе с различными сегментами целевой аудитории.

Ключевые словатуризм, туристская дестинация, туристская привлекательность, развитие региона, Россия
Получено22.08.2023
Дата публикации29.11.2023
Кол-во символов34309
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В российской туристской отрасли до кризиса пандемии COVID-19 превалировал выездной сегмент. Однако пандемия COVID-19, введение странами Запада экономических санкций в отношении Российской Федерации (далее РФ), сложности посещения целого ряда массовых туристских направлений1 оказали на выездной сегмент негативное влияние, создав при этом окно возможностей для развития внутреннего туризма в России [5]. 1. Далее в тексте статьи в качестве синонимов используются термины «туристское направление» и «туристская дестинация».
2 До 2020 г. внутренний туризм в РФ в разрезе регионов показывал неравномерное развитие. Традиционно среди успешных классических туристских направлений выделялись Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Казань и города Золотого Кольца. Между тем эксперты отрасли выделяют несколько новых туристских дестинаций, имеющих высокие шансы для развития массового и индивидуального туризма. Некоторые отечественные дестинации, получившие стимул к развитию после пандемии и введения санкций, по итогам 2022 г. зафиксировали кратное увеличение туристского потока. Согласно предварительным прогнозам администраций ряда регионов рост самостоятельного и организованного турпотоков в 2022 г. по отношению к 2021 г. показали: Тюменская область (+13 %), Приморье (+7 %), Республика Алтай (+7 %), Республика Дагестан (+100 %), Свердловская область (+12 %), Тульская область (+16 %), Иркутская область (+30 %), Ставропольский край (+20 %)2. 2. АТОР подвела предварительные итоги туристического 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2023).
3 Таким образом, «новые» и традиционные дестинации конкурируют или будут конкурировать в ближайшее время за привлечение туристов. Одна из таких традиционных туристских дестинаций — г. Казань, столица Республики Татарстан (далее — РТ), являющаяся одним из лидеров по объёму турпотока в РФ.  Власти РТ и Казани заинтересованы в увеличении турпотока в город с 3,7 млн до 5 млн к 2030 г.3, что фактически означает потребность формирования привлекательных условий для туристов. 3. В 2022 г. Татарстан посетили 3,7 млн туристов. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2023).
4 Таким образом, целью исследования является определение и сегментация целевой аудитории туристов, посещающих Казань, и определение атрибутов привлекательности дестинации для каждого сегмента. Цель определяет и исследовательские вопросы, которые необходимо решить: какова целевая аудитория Казани как туристской дестинации и её сегменты? Какие атрибуты привлекательности Казани как туристской дестинации востребованы у каждого сегмента целевой аудитории?
5 Следует отметить, что, хотя проблематика привлекательности и развития туристских дестинаций хорошо разработана (преимущественно в зарубежных публикациях), отечественные публикации, как правило, выполнены на данных до начала 2020 г. [1–4], т. е. до произошедшей трансформации российской туристской отрасли вследствие пандемии COVID-19 и текущих геополитических изменений.
6 Степень изученности проблемы. Перед тем, как обратиться к центральному в рамках исследования понятию «привлекательность туристской дестинации»4, определим термин «туристская дестинация». В литературе нет единого подхода к рассматриваемому понятию; наиболее общее и цитируемое понимание туристской дестинации даёт ЮНВТО (United Nations World Tourism Organization), подразумевая под этим физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночёвкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия5. 4. Английская версия данного выражения — «tourism destination attractiveness» — переводится на русский язык и как «аттрактивность», и как «привлекательность». В данной статье используется термин «привлекательность».

5. Glossary of tourism terms. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2023).

всего просмотров: 129

Оценка читателей: голосов 0

1. Костромина Д. А., Саттарова Г. А. Оценка туристской привлекательности городов-миллионеров России // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия: География. Геология. 2021. Т. 7. № 2. С. 118–134.

2. Митрофанова А. В., Баландова У. А. Портрет потребителя туристских услуг муниципального образования «Янтарный городской округ» // Псковский регионологический журнал. 2020. № 2 (42). С. 136–146.

3. Фролова Е. В., Кабанова Е. Е. Факторы развития туристической привлекательности муниципальных образований России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. №. 3. С. 112–128.

4. Шерешева М. Ю., Березка С. М., Оборин М. С. Создание туристского продукта малых городов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2018. № 5. С. 94–112. https://doi.org/10.38050/01300105201855.

5. Яковлев А. А., Балаева О. Н., Предводителева М. Д., Мисихина С. Г., Ершова Н. В. Кризис или новая реальность: влияние пандемии на российский сектор туризма // ЭКО. 2021. Т. 5. С. 53–76. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-5-53-76.

6. Fattakhov R.V., Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V. Assessment of the Attractiveness of Large Russian Cities for Residents, Tourists, and Business // Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10. P. 538–548. https://doi.org/10.1134/S2079970520040036.

7. Gearing C. E., Swart W. W., Var T. Establishing a Measure of Touristic Attractiveness // Journal of Travel Research. 1974. Vol. 12. Iss. 4. P. 1–8. https://doi.org/10.1177/004728757401200401.

8. Herington C., Merrilees B., Wilkins H. Preferences for Destination Attributes: Differences Between Short and Long Breaks // Journal of Vacation Marketing, 2013. Vol. 19. Iss. 2. P. 149–163. https://doi.org/10.1177/1356766712463718.

9. Hu Y., Ritchie J. R. B. Measuring Destination Attractiveness: A Contextual Approach // Journal of Travel Research. 2003. Vol. 32. No. 2. P. 25–34. https://doi.org/10.1177/004728759303200204.

10. Kozak M., Rimmington M. Benchmarking: Destination Attractiveness and Small Hospitality Business Performance // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 1998. Vol. 10. Iss. 5. P. 184–188.

11. Moon H., Han H. Destination Attributes Influencing Chinese Travelers’ Perceptions of Experience Quality and Intentions for Island tourism: A Case of Jeju Island // Tourism Management Perspectives. 2018. Vol. 28, P. 71–82. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2018.08.002.

12. Reisinger Y., Mavondo F. T., Crotts J. C. The Importance of Destination Attributes: Western and Asian Visitors // Anatolia: an International Journal of Hospitality and Tourism. 2009. Vol. 20. Iss. 1. P. 236–253. https://doi.org/10.1080/13032917.2009.10518907.

13. Schlesinger W., Cervera-Taulet A., Perez-Cabanero C. Exploring the Links between Destination Attributes, Quality of Service Experience and Loyalty in Emerging Mediterranean Destinations // Tourism Management Perspectives. 2020. Vol. 35. Article 100699. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2020.100699.

14. Um S., Chon K., Ro Y. Antecedents of revisit intention // Annals of Tourism Research. Vol. 33. Iss. 4 (2006), P. 1141–1158.

15. Valeeva G. F., Bunakov O. A., Gurbanov S. A., Bautista H. E. Management of Tourist Attractiveness of Regions of Russia (On the Example of the Republic of Tatarstan) // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. Vol. 9. Special Issue. P. 944–949.

16. Zhunda N. B., Semenov A. А. Evaluating the Gap between Tourist Potential and Attractiveness of Small Historical Towns in Russia // “Annual GSOM Emerging Markets Conference” Conference Book. 2019. St. Petersburg State University, Graduate School of Management. P. 354–356.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх