Опыт создания ГИС-порталов как платформы для объединения результатов научной и учебной деятельности студентов

 
Код статьиS221979310021234-0-1
DOI10.37490/S221979310021234-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистрант кафедры географии и природопользования, факультет естествознания
Аффилиация: Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Адрес: Белоруссия, Брест
Должность: Магистрант
Аффилиация: Факультет естествознания, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, Брест
Адрес: Белоруссия, Брест
Должность: студент кафедры географии и природопользования, факультет естествознания
Аффилиация: Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Адрес: Белоруссия, Брест
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №3/2022
Страницы147-163
Аннотация

Статья описывает опыт создания ГИС-порталов как платформы для объединения результатов научной и учебной деятельности студентов Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. ГИС-порталы позволяют объединять большие объёмы различных типов информации (описательной, картографической, графической, фотографической) и представлять её в систематизированном виде.

В работе представлен опыт систематизации тематической геопространственной информации на примере создания четырёх ГИС-порталов: «ГИС-портала Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина», «Урбанологической ГИС-платформы Бреста», «ГИС-портала студенческой научно-исследовательской группы «Конструктивная география и ГИС»», «Учебной ГИС-платформы для школьников».

Для каждого ГИС-портала приводится описание его тематической структуры (основные разделы и подразделы), а также структурных элементов (веб-приложений, видео-материалов, текстовых описаний, гиперссылок и др.). ГИС-порталы реализовывались с использованием различных технологий: конструктора веб-сайтов либо шаблона картографических веб-приложений.

Реализованные ГИС-порталы позволяют объединить значительное количество выполненных студентами картографических ГИС-продуктов. Данные ГИС-продукты систематизированы на страницах порталов по типам, тематике, назначению, ГИС-шаблону и другим признакам. Созданные ГИС-порталы могут быть использованы в деятельности учреждений образования, органов государственного управления, в деятельности научных учреждений.

Ключевые словаГИС-портал, геопортал, ГИС-платформа, ГИС-технологии, информационные продукты, веб-приложения
Получено22.07.2022
Дата публикации09.09.2022
Кол-во символов24311
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В результате учебной и научной деятельности студентов в современном университете происходит накопление значительного количества материалов самого разного типа: рефератов, презентаций, научных работ и т. д. Ещё большее количество материалов накапливается у студентов географических специальностей, т. к. они разрабатывают и создают разнообразные картографические произведения: карты и картосхемы, картографические веб-приложения, атласы (печатные и электронные) и др. Таким образом, значительную актуальность приобретают работы, направленные на систематизацию, объединение и свободное распространение полученных в результате научной и учебной деятельности материалов, в первую очередь, картографических.
2 Опыт предшественников и состояние изученности проблемы. Современные информационные технологии в настоящее время нашли широкое применение в сфере образования. Особенно актуальным становится применение различных Интернет-ресурсов в процессе обучения школьников и студентов, в ходе организации с ними научно-исследовательской работы [10; 12; 17].
3 Применение Интернет-технологий в сфере образования позволяет совершенствовать образовательные технологии и приводит к появлению новых форм электронного обучения. При этом стоит отметить, что возможность использования тех или иных информационных систем в образовательной сфере определяется, в первую очередь, содержательным и методическим наполнением электронных информационных ресурсов [4].
4 Среди различных типов современных образовательных информационных ресурсов наибольшую популярность приобретают Интернет-порталы, которые позволяют объединять большие объёмы различных типов информации (описательной, картографической, графической, фотографической) и представлять её в систематизированном виде [3; 6; 8].
5 Использование образовательных порталов в процессе учебной деятельности позволяет более эффективно организовать работу с учащимися, т. к. на порталах собраны наиболее востребованные тематические ресурсы. Таким образом, учителя и учащиеся получают доступ к качественной и достоверной информации. При этом сокращается время на поиск необходимой информации.
6 В настоящее время в сети Интернет можно встретить большое разнообразие не только образовательных Интернет-порталов, но и ГИС-порталов [2; 5; 12; 14; 18], особенностью которых является объединение картографических произведений, в первую очередь, ГИС-проектов.
7 Анализ литературных источников позволил выделить несколько типов образовательных Интернет-порталов.
8 Во-первых, это образовательные порталы, предназначенные для обеспечения учебного процесса всего учебного заведения [4; 12; 19]. Примером может выступать образовательный портал Гродненского государственного университета, на котором представлено четыре основных раздела: электронное расписание; образовательные программы; научная библиотека; университет образовательных инноваций.

всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеенко Н. А., Кошкарев А. В. Курамагомедов Б. М. Медведев А. А. Геопорталы российских особо охраняемых природных территорий // Геодезия и картография. 2019. Т. 80. №. 5. С. 34–46.

2. Андреева Т. А., Золотова Т. И., Казаков Э. Э., Капралов Е. Г., Лазебник О. А., Литвинова М. В., Паниди Е. А., Петрова Т. М., Сидорина И. Е., Терехов А. В., Чистяков К. В. Региональный портал «Невский край»: структура, содержание и технология создания // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. № 3. С. 74–83.

3. Грузинов В. С. Геопорталы и геосети как элементы инфраструктуры обмена геопространственными данными // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2014. № 1. С. 95–100.

4. Гузуева Э. Р. Образовательные Интернет-порталы как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «математика» // Молодые учёные. 2014. № 5. С. 140–143.

5. Загребин Г. И., Дворников А. В. Геопортал как средство хранения и поиска геопространственной информации в образовательной научно-технической деятельности // Интерэкспо гео-Сибирь. 2016. Т.1, № 1. С. 175–178.

6. Иванов В., Бородин Н. Основы формирования единого геоинформационного пространства специального назначения с использованием web-технологий // САПР и графика. 2016. № 3 (233). С. 18–20.

7. Кадочников А. А. Опыт разработки регионального геопортала для Красноярского края // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2020. Т. 26. № 1. С. 203–214.

8. Кошкарев А. В. Пространственные метаданные и геопорталы как средства интеграции геоинформационных ресурсов и сервисов // Известия РАН. Серия географическая. 2009. № 1. С. 121–123.

9. Маевская А. Н., Токарчук С. М. Опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района (на примере реализации Природоохранного портала Жабинковского района Брестской области) // Псковский регионологический журнал. 2020. № 1 (41). С. 130–141.

10. Наумова В. В. Информационная инфраструктура для поддержки и сопровождения научных исследований в области Наук о Земле на Дальнем Востоке России: текущее состояние и перспективы развития // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 5 (8). С. 119–126.

11. Наумова В. В., Горячив И. Н. ГИС-портал «Геология и геофизика Дальнего Востока России»: интеграция пространственных данных и сервисов // Геоинформатика. 2013. № 2. С. 12–19.

12. Ненахова Е. Н., Алекаева С. В. Школьный интернет-портал как инструмент реализации современной образовательной политики // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 24–28.

13. Саранча М. А., Якимова С. Л. Проблемы использования современного инструментария для создания интерактивных туристских веб-карт и геопорталов // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 1 (88). С. 23–33.

14. Симакова Т. П. Интернет-портал методических материалов как открытое образовательное пространство // Конферинциум АСОУ. 2015, № 2. С. 146–149.

15. Токарчук С. М. Бойко Е. Л. Создание туристско-краеведческого геопортала (на примере Кобринского района Брестской области Республики Беларусь) // Виды туризма и география турпотоков в зеркале пандемии COVID-19: монография. Псков: Псковский государственный университет, 2022. С. 173–179.

16. Токарчук С. М., Токарчук О. В., Полячок Т. С. Картографическое веб-приложение «Урбанонимы Бреста» // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2022. Т. 15. № 2. С. 97–107.

17. Хайбрахманов Т. С. Экологические портреты городских территорий на геопортале МГУ // Земля из космоса: наиболее эффективные решения. 2012. № 13. С. 42–46.

18. Хизбуллина Р. З., Якимов М. С., Бакиева Э. В. Изучение геопространственной информации учащимися на уроках географии // Инновационная наука. 2016. № 12–3. С. 115–117.

19. Цыдыпова М. В. Создание научно-образовательного геопортала Бурятского государственного университета // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2021. Т. 27. №. 2. С. 67–74.

20. Шевин А. В. Проект типовой методики создания регионального геопортала // Вестник СГУГИТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий).2019. Т. 24. № 4. С. 176–187.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх