Passenger rail communication of Pskov region: historical-geographical aspect (inter-war period)

 
PIIS221979310012095-7-1
DOI10.37490/S221979310012095-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Sankt Petersburg
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 1 (37)
Pages109-120
Abstract

The article is devoted to the poorly-understood aspect of the transport historical geography of the Pskov region. The purpose of the study is to characterize the features of the passenger rail transport route network spatial organization of the Pskov region in the period from 1917 to 1940. The research method involves identifying, firstly, the geographical features of passenger rail transport route network during the study period, secondly, differences in the support of railway network different directions by passenger service. The key prerequisite for the transformation of the object being studied was the change in the geographical situation of the Pskov region after 1920 - the change of the central and transit situation to the border-peripheral one, while a small part of the territory of the region was part of Latvia and Estonia. Under these conditions, there was a significant reduction in the number of passenger trains within the region, and the share of local routes in the structure of the passenger traffic sharply increased. The main channels of long-distance transit communications were the routes Leningrad — Vitebsk and (in the 30s) — Leningrad — Pskov — Polotsk, through which the region connected with Ukraine and Belarus. The route networks of the Estonian and Latvian parts of the Pskov region were characterized by integration into the networks of the respective countries and connected Petserimaa and Abrene county with the largest centers of Estonia and Latvia.

Keywordspassenger rail transport, route network, Pskov region, historical geography
Received16.12.2018
Publication date15.03.2019
Number of characters31188
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Настоящая работа является хронологическим продолжением нашей ранее опубликованной статьи [9]. Цель настоящего исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1917 по 1940 г. Изучение особенностей этого аспекта организации пассажирского железнодорожного сообщения (ПЖДС) позволит, с одной стороны, выявить направления пассажиропотоков в указанный период. Рассматривая настоящую статью как историко-географическое исследование, автор также полагает, что она станет и определённым вкладом в изучение истории железнодорожного транспорта Северо-Запада России, а также региональной истории Псковской области.
2 Основу источниковой базы исследования составляют общесетевые расписания железных дорог СССР. В межвоенный период они издавались с 1922 по 1940 г. [3–7]. Так как часть железнодорожной сети региона входила в состав Латвии и Эстонии, приходится использовать также аналогичные расписания по этим странам. Они публиковались в виде отдельных изданий (см., например, [11–14]), а для тех лет, по которым таких источников нет или они недоступны, можно использовать краткие публикации в местных средствах массовой информации.
3 Данные сетевых расписаний позволяют выявить два параметра ПЖДС — участие тех или иных железнодорожных линий в формировании маршрутной сети данного вида транспорта в пределах Псковщины, и второй — интенсивность движения пассажирских поездов по той или иной линии. Последняя характеризуется числом пар пассажирских поездов в сутки (при этом не учитывались поезда разового назначения) и характеризует обеспеченность соответствующего направления пассажирским сообщением.
4 Можно выделить следующие градации интенсивности движения дальних пассажирских поездов по участкам железнодорожной сети применительно к изучаемому периоду: минимальная (менее 2 пар в сутки); низкая (2–5 пар); средняя (6–10 пар); высокая (11–15 пар); очень высокая (16 пар и более).
5 Участков с очень высокой интенсивностью движения на территории СССП в 20–30-е гг. было крайне немного; появились они лишь к концу периода. По состоянию на 1937 г. такая частота движения отмечалась только на участках Москва Ленинград, Москва — Тула и Москва — Рязань [6].
6 Факторы развития маршрутной сети ПЖДС. Ключевая особенность Псковского региона в 2030-е гг. XX в., отличающая его от дореволюционного периода, — новое географическое положение. Распад Российской империи и образование на её бывших западных окраинах независимых государств — стран Прибалтики и Польши привели к тому, что регион стал приграничным. Два меридиональных железнодорожных хода (Петроград — Варшава, Псков — Нарва) и оба широтных (Рыбинск — Бологое — Псков — Рига и Москва — Великие Луки — Рига) были перерезаны новыми границами, установленными в 1920–1921 гг. В условиях «прохладных» отношений между РСФСР-СССР и лимитрофными странами трансграничные связи были довольно слабыми, что не могло не способствовать и минимизации (а то и полной ликвидации) международного транспортного сообщения. Данное обстоятельство тем более существенно, что до революции через регион проходило значительное число маршрутов, ориентированных на обслуживание именно заграничных пассажиров.

views: 631

Readers community rating: votes 0

1. Игнатьева В. Автобусный парк / Редкол.: Т. К. Харламова, П. И. Косяк. Псков: Стерх, 2004. 191 с.

2. Население России за 100 лет (1897–1997) /Population of Russia: 1897–1997 : Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

3. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и иных пассажирских сообщений: Вып. 38: Летнее движение 1913 г.: с 18 апреля (1 мая) 1913 г. СПб., 1913. 275 с.

4. Официальный указатель железнодорожных и других пассажирских сообщений / Под ред. управления железных дорог: с мая 1917 г. Петроград, 1917.

5. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 1: Зимнее движение 1922/23 г. М.: Транспечать, 1922.

6. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 30: Летнее движение 1937 г. М.: Б. и. 512 с.

7. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 34: На 1940 г. М.: Б. и., 1940. 523 с.

8. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог, 1845–1955. 2-е изд. М.: Транспорт, 1995. 564 с.

9. Ступин Ю. А. Железнодорожное пассажирское сообщение Псковщины: историко-географический аспект (дореволюционный период) // Историческая география Восточной Европы: природное и культурное наследие. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 24–25 нояб. 2016 г. / Редкол.: А. И. Слинчак (отв. Ред.) и др. Псков: Псков. гос. ун-т, 2016. С. 10–17.

10. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Госстатиздат, 1957. 260 с.

11. 1940 g. vasaras vilcienu, autobusu, tramvaju un kuģu līniju saraksts no 1940 g. 19. maija. Rīga: LETA, 1940. 128 lpp.

12. Rongide sõiduplaan: maksev 3. novembrist 1936. a. kuni korralduseni. Tallinn: Raudteevalitsus, 1936. 64 lk.

13. Sõiduplaan ühes laevasõidu ja õhusõidu teatetega. Maksev l. juun.1922. Tallinna: Eesti Kirj.-Ühisuse trükikoda, 1922. 30 lk.

14. Talvine 1939/40 a. sõiduplaan. Tallinn: Väljaandja „Edu“ trükikoda, 1939. 96 lk.

Система Orphus

Loading...
Up