Пассажирское железнодорожное сообщение Псковщины: историко-географический аспект (межвоенный период)

 
Код статьиS221979310012095-7-1
DOI10.37490/S221979310012095-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 1 (37)
Страницы109-120
Аннотация

Статья посвящена малоизученному аспекту исторической географии транспорта Псковщины. Цель исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1917 по 1940 г. Методика исследования предполагает выявление, во-первых, географических особенностей маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта в изучаемый период, во-вторых, различий в обеспеченности разных направлений железнодорожной сети пассажирским сообщением. Ключевой предпосылкой трансформации изучаемого объекта стало изменение географического положения Псковщины после 1920 г. — смена центрально-транзитного положения на погранично-периферийное, при этом небольшая часть территории региона оказалась на территории Латвии и Эстонии. В этих условиях произошло значительное сокращение числа пассажирских поездов в пределах региона, а в структуре пассажирского сообщения резко вырос удельный вес местных маршрутов. Основными каналами дальнего транзитного сообщения стали линии Ленинград — Витебск и (в 30-е гг.) — Ленинград — Псков — Полоцк, через которые регион связывался с Украиной и Белоруссией. Маршрутные сети эстонской и латвийской частей Псковщины характеризовались интеграцией в сети соответствующих стран и связывали Петсеримаа и Абренеский уезд с крупнейшими центрами Эстонии и Латвии.

Ключевые словапассажирский железнодорожный транспорт, маршрутная сеть, Псковщина, историческая география
Получено16.12.2018
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов31188
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. Настоящая работа является хронологическим продолжением нашей ранее опубликованной статьи [9]. Цель настоящего исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1917 по 1940 г. Изучение особенностей этого аспекта организации пассажирского железнодорожного сообщения (ПЖДС) позволит, с одной стороны, выявить направления пассажиропотоков в указанный период. Рассматривая настоящую статью как историко-географическое исследование, автор также полагает, что она станет и определённым вкладом в изучение истории железнодорожного транспорта Северо-Запада России, а также региональной истории Псковской области.
2 Основу источниковой базы исследования составляют общесетевые расписания железных дорог СССР. В межвоенный период они издавались с 1922 по 1940 г. [3–7]. Так как часть железнодорожной сети региона входила в состав Латвии и Эстонии, приходится использовать также аналогичные расписания по этим странам. Они публиковались в виде отдельных изданий (см., например, [11–14]), а для тех лет, по которым таких источников нет или они недоступны, можно использовать краткие публикации в местных средствах массовой информации.
3 Данные сетевых расписаний позволяют выявить два параметра ПЖДС — участие тех или иных железнодорожных линий в формировании маршрутной сети данного вида транспорта в пределах Псковщины, и второй — интенсивность движения пассажирских поездов по той или иной линии. Последняя характеризуется числом пар пассажирских поездов в сутки (при этом не учитывались поезда разового назначения) и характеризует обеспеченность соответствующего направления пассажирским сообщением.
4 Можно выделить следующие градации интенсивности движения дальних пассажирских поездов по участкам железнодорожной сети применительно к изучаемому периоду: минимальная (менее 2 пар в сутки); низкая (2–5 пар); средняя (6–10 пар); высокая (11–15 пар); очень высокая (16 пар и более).
5 Участков с очень высокой интенсивностью движения на территории СССП в 20–30-е гг. было крайне немного; появились они лишь к концу периода. По состоянию на 1937 г. такая частота движения отмечалась только на участках Москва Ленинград, Москва — Тула и Москва — Рязань [6].
6 Факторы развития маршрутной сети ПЖДС. Ключевая особенность Псковского региона в 2030-е гг. XX в., отличающая его от дореволюционного периода, — новое географическое положение. Распад Российской империи и образование на её бывших западных окраинах независимых государств — стран Прибалтики и Польши привели к тому, что регион стал приграничным. Два меридиональных железнодорожных хода (Петроград — Варшава, Псков — Нарва) и оба широтных (Рыбинск — Бологое — Псков — Рига и Москва — Великие Луки — Рига) были перерезаны новыми границами, установленными в 1920–1921 гг. В условиях «прохладных» отношений между РСФСР-СССР и лимитрофными странами трансграничные связи были довольно слабыми, что не могло не способствовать и минимизации (а то и полной ликвидации) международного транспортного сообщения. Данное обстоятельство тем более существенно, что до революции через регион проходило значительное число маршрутов, ориентированных на обслуживание именно заграничных пассажиров.

всего просмотров: 628

Оценка читателей: голосов 0

1. Игнатьева В. Автобусный парк / Редкол.: Т. К. Харламова, П. И. Косяк. Псков: Стерх, 2004. 191 с.

2. Население России за 100 лет (1897–1997) /Population of Russia: 1897–1997 : Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

3. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и иных пассажирских сообщений: Вып. 38: Летнее движение 1913 г.: с 18 апреля (1 мая) 1913 г. СПб., 1913. 275 с.

4. Официальный указатель железнодорожных и других пассажирских сообщений / Под ред. управления железных дорог: с мая 1917 г. Петроград, 1917.

5. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 1: Зимнее движение 1922/23 г. М.: Транспечать, 1922.

6. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 30: Летнее движение 1937 г. М.: Б. и. 512 с.

7. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С. Е. Брюль. Вып. 34: На 1940 г. М.: Б. и., 1940. 523 с.

8. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог, 1845–1955. 2-е изд. М.: Транспорт, 1995. 564 с.

9. Ступин Ю. А. Железнодорожное пассажирское сообщение Псковщины: историко-географический аспект (дореволюционный период) // Историческая география Восточной Европы: природное и культурное наследие. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 24–25 нояб. 2016 г. / Редкол.: А. И. Слинчак (отв. Ред.) и др. Псков: Псков. гос. ун-т, 2016. С. 10–17.

10. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Госстатиздат, 1957. 260 с.

11. 1940 g. vasaras vilcienu, autobusu, tramvaju un kuģu līniju saraksts no 1940 g. 19. maija. Rīga: LETA, 1940. 128 lpp.

12. Rongide sõiduplaan: maksev 3. novembrist 1936. a. kuni korralduseni. Tallinn: Raudteevalitsus, 1936. 64 lk.

13. Sõiduplaan ühes laevasõidu ja õhusõidu teatetega. Maksev l. juun.1922. Tallinna: Eesti Kirj.-Ühisuse trükikoda, 1922. 30 lk.

14. Talvine 1939/40 a. sõiduplaan. Tallinn: Väljaandja „Edu“ trükikoda, 1939. 96 lk.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх