Geopolitical and sociocultural components of the image of the Kaliningrad region in the views of the reform generation and the millennials generation

 
PIIS221979310010167-6-1
DOI10.37490/S221979310010167-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation, Kaliningrad
Affiliation: Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation, Kaliningrad
Affiliation: Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation, Kaliningrad
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 4 (40)
Pages34-47
Abstract

The article is devoted to the analysis of the image of the Kaliningrad region in the representations of two generations: millennials and the reform generation. The focus of the research is focused on the geopolitical and sociocultural components of the image of the Kaliningrad region. The research method is a formalized interview (N=1482) in accordance with the age and sex sample representing the population in the geodemographic regions of the Kaliningrad region. As a result, it was found that, regardless of the generation, respondents are more likely to give priority to the development of multiculturalism or culture in the region, of a non-national and non-religious nature. The unity of opinion was also fixed in the fact that the inhabitants of the region should independently elect the head of the region, and the Kaliningrad region itself needs a special economic status and should act as a diplomatic platform for cooperation with the EU. The scenario of the development of the Kaliningrad region as a military outpost of Russia, on the contrary, has the least support among the respondents of the generations under consideration. The most significant intergenerational differences were recorded in relation to the Russian and German culture of the region, as well as in relation to strengthening the position of the Kaliningrad region as a military outpost of Russia.

Keywordsthe image of the region, the theory of generations, reform generation, millennials, Kaliningrad region, exclave, sociology, regional development
Received19.09.2019
Publication date25.12.2019
Number of characters30471
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Образы регионов отражают их специфику и способствуют формированию в них региональной идентичности [18, с. 244]. По мнению ряда исследователей, Калининградская область, являясь перспективно развивающимся российским регионом, по сей день не имеет устойчивого образа в российском социуме. При этом существует избыток мифов и мифологем применительно к данному региону [4, с. 126]. Такими мифами, например, являются слухи о предрасположенности жителей региона к сепаратизму, а также о существующем процессе «германизации» [11, с. 229; 16, с. 17], под которым понимается популяризация среди населения региона немецкой культуры с её последующим доминированием. При этом на сегодняшний день нет каких-либо научных подтверждений существования этих явлений.
2 Присутствие подобных вымыслов в определённой степени дополняет образ региона как внутри страны, так и на международной арене, формируя порой искаженные представления о Калининградской области и её жителях. Следуя логике теоремы У. Томаса о том, что ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям, можно констатировать, что искажённые представления приведут к ошибочным практикам на всех социетальных уровнях: от разработки целевых федеральных программ до миграционных установок населения. В связи с этим, необходимо регулярно проводить социологические замеры и давать экспертную оценку представлениям жителей Калининградской области о своём регионе. Учитывая эксклавный характер региона, особое внимание следует уделить геополитическим и социокультурным компонентам образа Калининградской области. В 2015–2018 гг. в регионе произошли значимые популяционные изменения, зафиксированные Федеральной службой государственной статистики по Калининградской области [17]: ежегодно уменьшается доля лиц в возрасте 15–29 лет, и увеличивается доля лиц в возрасте 30–49 лет, что связано с миграционным движением населения. Поэтому важным становится исследовательский вопрос, касающийся понимания специфики образа региона в представлениях именно этих возрастных когорт. Примечательно, что в научном дискурсе они относятся к двум различным по своим социокультурным установкам поколениям: поколению миллениалов и реформенному поколению [19].
3 Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение отличительных особенностей в восприятии геополитических и социокультурных компонентов образа Калининградской области среди поколения миллениалов и реформенного поколения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) определить приоритетные направления во взаимоотношениях Калининградской области с федеральным центром, а также роль региона во взаимоотношениях России и Запада; 2) уточнить тип культурного развития, который, по мнению жителей региона, должен доминировать в регионе; 3) выявить объекты, которые заслуживают стать уникальным символом Калининградской области.

views: 718

Readers community rating: votes 0

1. 1. Алимпиева А. В. Социальная идентичность в условиях культурного многообразия: поиск или навязывание (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика и психология. 2014. № 11. С. 60–66.

2. Андрейчук Н. В, Гаврилина Л. М. Феномен калининградской региональной субкультуры (социально-философский и культурологический анализ): монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. 139 c.

3. Берендеев М. В. «Образ» как эпистемологическая категория в дискурсивных практиках // Метод. 2012. № 3. С. 131–137.

4. Берендеев М. В., Друкер М. М., Кукса И. Ю., Шкуркина Ю. А. Символический капитал Калининградской области в конструировании бренда региона // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. А. Д. Кривоносова. Paris, 2019. С. 125–129.

5. Винокуров Е. Ю. Теория анклавов. Калининград: Tерра Балтика. 2007. 342 с.

6. Вице-адмирал флота призвал моряков выступить против Канта. [Электронный ресурс]: URL: https://www.svoboda.org/a/29634881.html (дата обращения: 07.08.2019).

7. Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2. С. 29–45.

8. Дементьев И. О. Современная зарубежная историография об исторической политике в советском Калининграде // Калининградские архивы. 2015. №12. С. 233–250.

9. Зверев Ю. М. Внешние факторы и возможные сценарии развития Калининградской области // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: Материалы международной научной конференции (Седьмая Ежегодная научная Ассамблея АРГО) / Под общей ред. А. Г. Дружинина. 2016. С. 230–235.

10. Зверев Ю. М. Экзогенные факторы сценариев развития Калининградской области // География и регион: материалы междунар. науч.‐практ. конф. (23‐25 сентября 2015): в 6 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун‐т. Пермь, 2015. Т. II: Социально‐экономическая география. С. 166–171.

11. Клемешев А. П. Российский эксклав на Балтике: эволюция эксклавности и поиск путей ее преодоления // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 102–115.

12. Клемешева М. А. Национальный вопрос в Калининградской области на современном этапе // Калининградские архивы. 2015. № 12. С. 222–232.

13. Кривошеев В. В. Межэтническое взаимодействие в эксклавном регионе // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2017. № 5–1. С. 50–55.

14. Кришталь М. И. Электоральная специфика Калининградской области в условиях эксклавности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 93–108.

15. Кузнецова Т. Ю. Геодемографическая типология муниципальных образований Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1. С. 15–27.

16. Мартынова М. Ю. Калининградцы: геополитические вызовы и региональная субкультура // Геополитический журнал. 2014. № 2. С. 2–20.

17. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. [Электронный ресурс]: URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (дата обращения: 07.08.2019).

18. Пантелеев В. Г. Образ регионов как предмет социологических исследований // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12–2. С. 244–250.

19. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

20. Темешова Н. В., Рогожникова Т. Н. К вопросу об образе региона: интерпретация культурно-географического образа Дальневосточного экономического района и России // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 86–91.

21. Федотова А. В. Формирование образа Мурманской области в полиграфической рекламе региона // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2014. № 2. С. 112–116.

22. Чисто критика. Не читав Канта, не стоит лезть в публичное пространство. [Электронный ресурс]: URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/04/78801-chisto-kritika (дата обращения: 07.08.2019).

23. Howe N. Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York: Vintage Books, 2000. 432 p.

24. Klemeshev A., Fidrya E., Fedorov G. Specific Kaliningrad character of the russian identity // Bulletin of Geography. Socio-economic Series. 2017. № 38. P. 47–55.

Система Orphus

Loading...
Up