Геополитические и социокультурные компоненты образа Калининградской области в представлениях реформенного поколения и поколения миллениалов

 
Код статьиS221979310010167-6-1
DOI10.37490/S221979310010167-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Института гуманитарных наук
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Должность: доцент, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 4 (40)
Страницы34-47
Аннотация

Статья посвящена анализу образа Калининградской области в представлениях двух поколений: миллениалов и реформенного поколения. Фокус исследования сосредоточен на геополитических и социокультурных составляющих образа Калининградского региона. Метод исследования — формализованное интервью (N=1482) в соответствии с половозрастной выборкой, репрезентирующей население в геодемографических районах Калининградской области. В результате было обнаружено, что вне зависимости от поколения респонденты более склонны отдавать приоритет развитию в регионе мультикультурализма или культуры, вненационального и внерелигиозного характера. Единство мнений зафиксировано и в том, что жители региона должны самостоятельно избирать главу региона, а сама Калининградская область нуждается в особом экономическом статусе и должна выступать дипломатической площадкой для сотрудничества с ЕС. Сценарий развития Калининградской области как военного форпоста России, напротив, пользуется, хотя и в различной степени, наименьшей поддержкой среди респондентов рассматриваемых поколений. Наиболее значительные межпоколенческие различия зафиксированы в отношении к русской и немецкой культуре региона, а также в отношении укрепления позиции Калининградской области в качестве военного форпоста России.

Ключевые словаобраз региона, теория поколений, реформенное поколение, миллениалы, Калининградская область, эксклав, социология, региональное развитие
Получено19.09.2019
Дата публикации25.12.2019
Кол-во символов30471
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. Образы регионов отражают их специфику и способствуют формированию в них региональной идентичности [18, с. 244]. По мнению ряда исследователей, Калининградская область, являясь перспективно развивающимся российским регионом, по сей день не имеет устойчивого образа в российском социуме. При этом существует избыток мифов и мифологем применительно к данному региону [4, с. 126]. Такими мифами, например, являются слухи о предрасположенности жителей региона к сепаратизму, а также о существующем процессе «германизации» [11, с. 229; 16, с. 17], под которым понимается популяризация среди населения региона немецкой культуры с её последующим доминированием. При этом на сегодняшний день нет каких-либо научных подтверждений существования этих явлений.
2 Присутствие подобных вымыслов в определённой степени дополняет образ региона как внутри страны, так и на международной арене, формируя порой искаженные представления о Калининградской области и её жителях. Следуя логике теоремы У. Томаса о том, что ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям, можно констатировать, что искажённые представления приведут к ошибочным практикам на всех социетальных уровнях: от разработки целевых федеральных программ до миграционных установок населения. В связи с этим, необходимо регулярно проводить социологические замеры и давать экспертную оценку представлениям жителей Калининградской области о своём регионе. Учитывая эксклавный характер региона, особое внимание следует уделить геополитическим и социокультурным компонентам образа Калининградской области. В 2015–2018 гг. в регионе произошли значимые популяционные изменения, зафиксированные Федеральной службой государственной статистики по Калининградской области [17]: ежегодно уменьшается доля лиц в возрасте 15–29 лет, и увеличивается доля лиц в возрасте 30–49 лет, что связано с миграционным движением населения. Поэтому важным становится исследовательский вопрос, касающийся понимания специфики образа региона в представлениях именно этих возрастных когорт. Примечательно, что в научном дискурсе они относятся к двум различным по своим социокультурным установкам поколениям: поколению миллениалов и реформенному поколению [19].
3 Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение отличительных особенностей в восприятии геополитических и социокультурных компонентов образа Калининградской области среди поколения миллениалов и реформенного поколения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) определить приоритетные направления во взаимоотношениях Калининградской области с федеральным центром, а также роль региона во взаимоотношениях России и Запада; 2) уточнить тип культурного развития, который, по мнению жителей региона, должен доминировать в регионе; 3) выявить объекты, которые заслуживают стать уникальным символом Калининградской области.

всего просмотров: 705

Оценка читателей: голосов 0

1. Алимпиева А. В. Социальная идентичность в условиях культурного многообразия: поиск или навязывание (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика и психология. 2014. № 11. С. 60–66.

2. Андрейчук Н. В, Гаврилина Л. М. Феномен калининградской региональной субкультуры (социально-философский и культурологический анализ): монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. 139 c.

3. Берендеев М. В. «Образ» как эпистемологическая категория в дискурсивных практиках // Метод. 2012. № 3. С. 131–137.

4. Берендеев М. В., Друкер М. М., Кукса И. Ю., Шкуркина Ю. А. Символический капитал Калининградской области в конструировании бренда региона // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. А. Д. Кривоносова. Paris, 2019. С. 125–129.

5. Винокуров Е. Ю. Теория анклавов. Калининград: Tерра Балтика. 2007. 342 с.

6. Вице-адмирал флота призвал моряков выступить против Канта. [Электронный ресурс]: URL: https://www.svoboda.org/a/29634881.html (дата обращения: 07.08.2019).

7. Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2. С. 29–45.

8. Дементьев И. О. Современная зарубежная историография об исторической политике в советском Калининграде // Калининградские архивы. 2015. №12. С. 233–250.

9. Зверев Ю. М. Внешние факторы и возможные сценарии развития Калининградской области // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: Материалы международной научной конференции (Седьмая Ежегодная научная Ассамблея АРГО) / Под общей ред. А. Г. Дружинина. 2016. С. 230–235.

10. Зверев Ю. М. Экзогенные факторы сценариев развития Калининградской области // География и регион: материалы междунар. науч.‐практ. конф. (23‐25 сентября 2015): в 6 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун‐т. Пермь, 2015. Т. II: Социально‐экономическая география. С. 166–171.

11. Клемешев А. П. Российский эксклав на Балтике: эволюция эксклавности и поиск путей ее преодоления // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 102–115.

12. Клемешева М. А. Национальный вопрос в Калининградской области на современном этапе // Калининградские архивы. 2015. № 12. С. 222–232.

13. Кривошеев В. В. Межэтническое взаимодействие в эксклавном регионе // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2017. № 5–1. С. 50–55.

14. Кришталь М. И. Электоральная специфика Калининградской области в условиях эксклавности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 93–108.

15. Кузнецова Т. Ю. Геодемографическая типология муниципальных образований Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1. С. 15–27.

16. Мартынова М. Ю. Калининградцы: геополитические вызовы и региональная субкультура // Геополитический журнал. 2014. № 2. С. 2–20.

17. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. [Электронный ресурс]: URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (дата обращения: 07.08.2019).

18. Пантелеев В. Г. Образ регионов как предмет социологических исследований // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12–2. С. 244–250.

19. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

20. Темешова Н. В., Рогожникова Т. Н. К вопросу об образе региона: интерпретация культурно-географического образа Дальневосточного экономического района и России // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 86–91.

21. Федотова А. В. Формирование образа Мурманской области в полиграфической рекламе региона // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2014. № 2. С. 112–116.

22. Чисто критика. Не читав Канта, не стоит лезть в публичное пространство. [Электронный ресурс]: URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/04/78801-chisto-kritika (дата обращения: 07.08.2019).

23. Howe N. Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York: Vintage Books, 2000. 432 p.

24. Klemeshev A., Fidrya E., Fedorov G. Specific Kaliningrad character of the russian identity // Bulletin of Geography. Socio-economic Series. 2017. № 38. P. 47–55.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх