Санкт-Петербург как объект региональной политики в «Стратегии пространственного развития России»

 
Код статьиS221979310008531-7-1
DOI10.37490/S221979310008531-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 1 (41)
Страницы3-17
Аннотация

В 2018 г. Министерством экономического развития Российской Федерации была подготовлена и уже утверждена «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Эта «Стратегия» обсуждалась в разных учреждениях, ведомствах и организациях, где было предложено множество замечаний, но замечания эти затрагивали главным образом частные вопросы, концептуальные подходы этой стратегии обсуждались мало. Можно смело предполагать, что эти основы останутся в целом неизменными и тогда, когда эта стратегия будет принята.

Включение в практику пространственно-территориального подхода при реализации задач комплексного социально-экономического планирования показывает необходимость перехода к иным формам и моделям развития территории, с учётом функциональных особенностей и специализации районов города. Именно такой подход должен стать приоритетным при обсуждении и принятии стратегии социально-экономического развития С.-Петербурга.

Целью данной работы является анализ мер, предлагаемых «Стратегией пространственного развития России на период до 2025 года», для развития С.-Петербурга, объектом исследования — социально-экономическое пространство города, а предметом — соотнесение предлагаемых мер с реальными тенденциями развития города на протяжении последних десятилетий. Среди задач следует выделить анализ динамики показателей транспортного, социального, демографического развития, определивших трансформацию экономики города и соответствие предлагаемых «экономически эффективных специализаций» сложившимся структурным изменениям в промышленности.

Основу применяемой авторами методологии составляют подходы, традиционные для отечественной экономической географии. Экономико-географические методы и подходы для исследований процессов пространственного развития предпочтительнее, чем чисто экономические.

Ключевые словастратегия, пространственное развитие, территория, отрасль, производство, экономическое развитие
Получено17.11.2019
Дата публикации13.05.2020
Кол-во символов54637
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. При изобилии публикаций, посвящённых региональному развитию России «в общем», трудов, исследующих особенности пространственного развития С.-Петербурга, относительно немного. К их числу можно отнести исследования «бренда» С.-Петербурга и факторов, его определяющих [3]. Рассматриваются проблемы изменения численности населения С.-Петербурга и Ленинградской области как фактора экономического развития [1]. Определялось место С.-Петербурга как приморского города [4].
2 Проблемы трансформации места С.-Петербурга с географических позиций рассматриваются в числе прочих в статьях, посвящённых территориальным изменениям последних лет по России в целом (см., например, [2]). Очень интересные результаты, основанные на расчётах «индекса экономического развития» (ИЭР), были представлены в статье В. С. Тикунова и О. Ю. Черешни [7]. Согласно этим расчётам, С.-Петербург входит в первую десятку субъектов Федерации по ИЭР (индексу экономического развития), рассчитываемому по абсолютным показателям, занимая по состоянию на 2011 г. 6-е место с показателем ИЭР = 0,24 (ИЭР Москвы по тем же расчётам составляет 0,958).
3 Согласно ещё более интересным расчётам тех же авторов, посвящённым индексу уже не экономического, а социального развития, С.-Петербург относится к группе регионов с ИСР (индексом социального развития) «выше среднего», уступая при этом не только Москве, которая занимает третье место, но и Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Тюменской области, Магаданской области и Камчатскому краю. Первые же два места по ИСР, рассчитанному В. С. Тикуновым и О. Ю. Черешней, занимают Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа [8]. Правда, в этом случае никак не получится ответить на вопрос, почему в желающих переселиться навсегда с Чукотки, Камчатки, Сахалина или Колымы в С.-Петербург недостатка нет, а вот в обратном направлении переезжать жить на якобы «социально развитый» Крайний Север мало кто торопится. Представляется, что обобщением такого рода расчётов и выводов по ним вполне может быть афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона видишь надпись «буйвол», не верь глазам своим».
4 Но во всех этих исследованиях нет или очень мало того, что, по мнению авторов данной статьи, должно быть положено в основу любых программ пространственного развития, а именно тенденций. Если мы говорим о С.-Петербурге как объекте региональной политики, надо понимать, как менялось его значение на протяжении длительного времени.
5 Основная часть. Для общественной географии понятие «пространство» вообще является ключевым. Понимание того, что общество, как и природа, формирует пространственные структуры, которые развиваются по собственным закономерностям, отличает общественную географию от прочих социальных наук. И только опираясь на понятие «пространство», общественная география может хоть как-то бороться за свои позиции. В западной общественной географии понятие «пространство» является ключевым, и именно его использование служит основой для любых общественно-географических исследований, в т. ч. и проблем трансформации городского пространства (см., например, [11; 12]).

всего просмотров: 858

Оценка читателей: голосов 0

1. Акопян Е. А. Население как ключевой фактор экономического развития региона (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) // Социология и право. 2018. № 3 (41). С. 44–50.

2. Клюев Н. Н. Промышленное и транспортное освоение территории России в постсоветское время // География и природные ресурсы. 2018. № 1. С. 5–14. DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2018-1(5-14)

3. Кулибанова В. В., Тэор Т. Р. Выявление важнейших групп стейкхолдеров для реализации целей политики территориального брендинга в Санкт-Петербурге // Балтийский регион. 2017. Т.9. № 3. С. 128–149. DOI: 10.5922/2074-9848-2017-3-7

4. Лачининский С. С., Семёнова И. В. Позиционирование мирового приморского города Санкт-Петербурга в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2015. № 3 (25). С. 62–75.

5. Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. Основные направления и особенности развития транспортной системы Северо-Запада России во второй половине XX — начале XXI веков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2017. № 2. С. 6–22.

6. Рыбаков Ф. Ф. Структурные изменения в промышленности Санкт-Петербурга // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 320.

7. Тикунов В. С., Черешня О. Ю. Индекс экономического развития субъектов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2015. № 6. С. 41–47.

8. Тикунов В. С., Черешня О. Ю. Индекс социального развития регионов Российской Федерации // Известия РАН. Серия Географическая. 2016. № 1. С. 19–24. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-1-19-24

9. Шерстобитов Ю. В. Положение Ленинграда — Санкт-Петербурга в системе железнодорожных пассажирских перевозок // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 2 (26). С. 34–47.

10. Шерстобитов Ю. В. Положение Ленинграда — Санкт-Петербурга в системе авиационных пассажирских перевозок // Географический вестник. 2017. № 3 (42). С. 5–17.

11. Hudson R. Economic Geographies: Circuits, Flows and Space. London: Sage Publications. 2005. 242 p.

12. Neuhaus F. Emergent spatio-temporals dimensions of the City. Springer International Publishing Switzerland. 2015. DOI: 10.1007/978-3-319-09849-4_1

Система Orphus

Загрузка...
Вверх