Принципы и особенности проектирования образовательных сред развития детей

 
Код статьиS181570410019252-2-1
DOI10.54884/S181570410019252-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Проректор по развитию и экономике образовательных проектов
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы46-50
Аннотация

Статья посвящена раскрытию теоретических оснований и методологических подходов к рассмотрению образовательной среды как педагогической системы, выделению её ведущих принципов и компонентов, обоснований специфики данного феномена применительно к условиям современной дошкольной образовательной организации. Показано, что имеется определенный задел в исследовании специфики формирования развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: рассмотрены условия организации предметно-пространственной среды, мотивация и развитие предметной, игровой и художественной деятельности детей дошкольного возраста. Особый акцент в статье ставится на отражении специфики воспитания детей в новой реальности.

Ключевые словадошкольная образовательная организация, ребенок, новая реальность, образовательная среда
Получено16.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов13536
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Образовательная среда — широко используемый в педагогике термин, описанный в контексте влияния на воспитание и обучение ребенка в дидактической системе М. Монтессори, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и других исследованиях. Сегодня образовательная среда рассматривается как важная структура социокультурной среды, обеспечивающая достижение целей и смыслов образования.
2 Применительно к условиям широкого спектра образовательных систем нами исследованы и проанализированы различные модели проектирования образовательных сред, к числу которых относится эколого-личностная модель (В. А. Ясвин), коммуникативная модель (В.В. Рубцов), психо-дидактическая модель (В. А. Орлов, В. В. Лебедев), антропологическая модель (В. И. Слободчиков), модель социокультурного взаимодействия (В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов) и др.
3 Исследование опирается на работы, в которых описаны специфические способы организации воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, к числу которых относятся: организация предметно-пространственной среды деятельности дошкольников (Л. В. Котенко и др.), духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественных социокультурных традиций (О. Потаповская), пространства безопасного детства и здоровьесберегающего пространства ДОО (М. А. Погодаева и др.), экологического воспитания дошкольников (С. Н. Николаева и др.).
4 Особо отметим применительно к современному периоду развития ребенка актуальность исследований И. А. Ахвердовой, касающегося особенности формирования личности ребенка в педагогическом континууме жизнедеятельности, и С. А. Тращенковой «Проблемы развития межпоколенческих взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах» [1, 7]. Существенными являются исследования развивающих возможностей образовательных сред. В этом аспекте дан развернутый анализ этой проблемы в работе академика РАО Н. В. Бордовской «Вызовы времени и новые модели образовательной развивающей среды» [3].
5 На основе анализа накопленного теоретического и практического опыта создания и функционирования образовательных сред нами вычленены методологические принципы их моделирования.
6 Принцип целостности и системности среды. В. А. Ясвин, Ю. С. Михайлов особо подчеркивают системный признак, выражающийся в комплексном целостном представлении социально-педагогических, функциональных, субъектно-личностных ориентаций среды. Н. В. Бордовская подчеркивает, что образовательная среда «определяется как та объективная реальность, в которой пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни» [3, с.4 ].
7 Основополагающее системное представление среды дано В. А. Ясвиным, который её рассматривает, как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10, с. 19].

всего просмотров: 259

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахвердова О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. – Ставрополь, 1998. – 328 с.

2. Бартошевич Т.И. Создание предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2 (9). – С. 185.

3. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. – 2013. –№ 2 (35). – С.4.

4. Вербицкий А. А. Контекстный подход к повышению качества образования в России и США // Антропоцентрические науки в образовании : кол. моногр. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. – С. 6-14.

5. Реброва В. И. Моделирование проектно ориентированной среды развития ребенка в современной дошкольной образовательной организации // Человек и образование. – 2021. – № 1(66). – С. 140-144.

6. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – С.4.

7. Тращенкова С. А. Детско-взрослые сообщества в условиях многообразия: принципы и факторы развития // Человек и образование. – 2018. – № 1(54). – С. 48-52.

8. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 19. – С. 7-14.

9. Шакирова Е. В., Белкина В. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3. – С. 40-45. – DOI 10.24411/1813-145X-2018-10065.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – С. 19.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх