Подписное белокаменное надгробие 1522 г. из с. Чаплыгино древнего Коломенского уезда

 
Код статьиS086960630011743-6-1
DOI10.31857/S086960630011743-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры отечественной и всеобщей истории; ректор
Аффилиация:
Государственный социально-гуманитарный университет
Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Адрес: Российская Федерация, Московская обл., г. Коломна, ул. Зеленая, 30
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 2
Страницы197-204
Аннотация

Вводится в научный оборот редкое подписное белокаменное орнаментированное надгробие 1522 г., располагавшееся над захоронением священника Егория Богородице-Рождественской церкви с. Чаплыгино Похрянского стана Коломенского уезда. Уникальность этого – одного из ранних иерейских надгробий – заключается в комбинированном обозначении годичной даты через буквенную цифирь и числительное, находящее аналогии в оформлении синхронных поземельных актов и книжной культуре Московской Руси. Проанализированное в историческом контексте, оно содержит также самое раннее упоминание в старорусской эпиграфике дня памяти святых дев Ирины, Агапии и Хионии.

Ключевые словаэпиграфика Московской Руси XVI в., Коломенский уезд, белокаменное резное подписное надгробие сельского священника
Получено28.06.2021
Дата публикации28.06.2021
Кол-во символов20268
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2015 году при случайных обстоятельствах был найден редкий экземпляр подписного белокаменного средневекового надгробия с древнего кладбища села Чаплыгино Воскресенского района Московской области. Оно было обнаружено при отрытии могилы и разбито ломом для извлечения из земли. Куски его были отброшены в сторону, но затем собраны (рис.1) и переданы для хранения в собор Иерусалимской иконы Божией Матери г.Воскресенска, где и находятся сейчас в качестве экспоната церковного музея.
2 Настоящая статья посвящена введению в научный оборот этого интересного памятника XVI в. Русские белокаменные надгробия (число которых сегодня, по оценкам Л.А.Беляева, составляет около двух тысяч), как продемонстрировано в фундаментальных изданиях (Беляев, 1996; Русское средневековое надгробие, 2006), являются ценным и весьма информативным историческим источником. Они входят в круг маркеров идентичности средневековой московской культуры.
3 Село Чаплыгино впервые упоминается в Писцовой книге 1577\78 гг., оно числилось в Похрянском стане (как волость упоминается еще в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 г.) Коломенского уезда и находилось в позднегрозненское время в долевом совладении представителей дворянского рода Колтовских. С селе имелась "церковь Рождество Пречистые, древена, клетцки, стоит без пенья" (Писцовые книги, 1872. С.486), с погоста которой и происходит публикуемое надгробие. На основания родословной Колтовских (Эскин, 2009. С.80), можно предположить, что на рубеже XV-XVI вв. Чаплыгиным владел Василий Михайлович, представляющий второе колено рода Колтовских. Его старший брат Федор Колтовский упомянут в 1492 г. как человек великого князя Ивана III и командир отряда, отправившегося в погоню за татарами, совершившими в 1492 г. набег на волость Вошань в округе г.Алексина (Никоновская летопись, 1965. С.233). Еще более ранние владельцы предполагаются по топонимическим данным. Определенно в их цепочке присутствовали Чаплыгины. В конце XVI века землевладелец К.Р. Чаплыгин известен в Рязанском уезде (Веселовский, 1974. С.347). Видимо, это представитель рода детей боярских, один из которых в XV веке владел селом Чаплыгино и дал ему название посессивного типа.
4 После вводных замечаний об истории места находки (села и храмового погоста), перейдем собственно к анализу найденного там памятника. Сохранившиеся фрагменты надгробия складываются в верхнюю часть плоской плиты. В момент находки, скорее всего, она находилась in situ. Камень если и расширен к изголовью, то очень слабо. Размеры: 53х6,8х(28-34,5) см. Орнамент резной треугольчатый, с устойчивой антропоморфной композицией. Ленты орнамента набраны из маленьких треугольников с шириной основания 0,7 см, высотой до 1,1 см и разграничены графьей. Внешний ряд ("бордюр") образуют два ряда противопоставленных трегоульников, которые не соприкасаются вершинами. Ширина этой ленты 2 см, отстоит от края на 1,6-2 см. Внутренняя рамка для надписи состоит из одинарной ленты треугольников вершинами наружу. Эта лента отделяется от внешнего бордюра четко прочерченной графьей, а от поля с надписью - еще одной графьей (расстояние между линиями графьи 2,7 см). Как показал В.И.Вишневский, в коллекции надгробий Троице-Сергиева монастыря такая внутренняя рамка появилась в конце XV в., максимально распространена она во второй четверти XVI в. (17 плит), а уже в третьей четверти XVI в. становится редкой (всего 3 плиты) (Вишневский, 2013. С.125). Единственное сохранившееся верхнее клеймо чаплыгинского надгробия чуть меньше полуокружности. Центральная его часть оформлена оригинально. Обычно это вытянутые узкие треугольники. Однако тут ситуация иная. Верхнее клеймо набрано из равнобедренных, более крупных по отношению к лентам орнамента треугольников, вершины которых не доходят до центра 1,8-2 см. Зато от вершин по принципу чередования "через один" идут линии (радиусы) графьи (их три) до центра окружности (рис.1). Насколько нам известно, подобные элементы ранее для клейм не фиксировались. Центральное клеймо дополнительно окаймляют две полосы из чуть более мелких (по отношению к бордюру) треугольников вершинами к центру. Плечики антропоморфной композиции были довольно высоко подняты к изголовью, о чем говорит сохранившийся фрагмент дуги графьи в левой части плиты. Боковые грани без орнамента.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 700

Оценка читателей: голосов 0

1. Авдеев А.Г. Древнерусские святцы по лапидарным надгробным надписям конца XV – начала XVIII века // Вопросы эпиграфики. Вып. 3. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. С. 322–415.

2. Авдеев А.Г. Валунные надгробия Верхневолжья (конец XV – вторая треть XVIII в.): вопросы генезиса, бытования и источниковедения. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитар. ун-т, 2015. 400 с.

3. Авдеев А.Г. Надгробия «тверского» типа: вопросы хронологии, типологии и символики // Вопросы эпиграфики. Вып. 9. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С. 474–520.

4. Авдеев А.Г. Памятники лапидарной эпиграфики как источник по истории и культуре Московской Руси: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2018. 48 с.

5. Акты Русского государства 1505–1526 гг. / Отв. ред. А.А. Новосельский; сост. С.Б. Веселовский. М.: Наука, 1975. 435 с.

6. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М.: МОДУС-ГРАФФИТИ, 1996. 563 с.

7. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб.: И.Г. Мартынов, 1876. IV, 270, 152 с., 3 л. табл.

8. Виноградов А.Ю., Никифорова А.Ю., Луковникова Е.А. Агапия, Хиония и Ирина // Православная энциклопедия. Т. 1. А – Алексий Студит. М.: Православная энциклопедия, 2000. С. 232–233.

9. Вишневский В.И. Новые находки средневековых надгробий некрополя Троице-Сергиева монастыря // Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры / Отв. ред. Т.Н. Манушина. М.: Подкова, 1998. С. 72–87.

10. Вишневский В.И. Новые находки памятников средневекового некрополя Троице-Сергиева монастыря (материалы археологических наблюдений 2006 года) // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. Вып. XI / Отв. ред. Т.Н. Манушина. Сергиев Посад: Ремарко, 2010. С. 8–17.

11. Вишневский В.И. Орнамент белокаменных средневековых надгробий Троице-Сергиева монастыря: анализ и хронология // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. Вып. 9 / Отв. ред. А. В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2013. С. 125–139.

12. Герберштейн С. Записки о Московии. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1988. 430 с.

13. Гиршберг В.Б. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV–XVII вв. // Нумизматика и эпиграфика. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 3–77.

14. Зацаринный С.В. Надписное надгробие XVI века из Тулы // Русское средневековое надгробие XIII–XVII века: материалы к своду / Отв. ред., сост. Л.А. Беляев. М.: Наука, 2006. С. 297–298.

15. Золотов Ю.М. Семь надписей XVI–XVII вв. из Москвы // Советская археология. 1987. № 3. С. 223–229.

16. Кренке Н.А., Беляев Л.А. Монастырский некрополь XVI–XVII веков. Плиты из Зачатьевского монастыря // Русское средневековое надгробие XIII–XVII века: материалы к своду / Отв. ред., сост. Л.А. Беляев. М.: Наука, 2006. С. 44–50.

17. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 420 с.

18. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв.: Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М.: Александрия, 2001. 542 с.

19. Писцовые книги Московского государства. Ч. 1, отд. 1 / Под ред. Н.В. Калачова. СПб.: Изд. Имп. Рус. геогр. о-ва, 1872. 924 с.

20. Полное собрание русских летописей. Т. 11–12. Патриаршая или Никоновская летопись. М.: Наука, 1965. VII, 254, VI, 266 с.

21. Русское средневековое надгробие XIII–XVII века: материалы к своду. Вып. 1 / Отв. ред., сост. Л.А. Беляев. М.: Наука, 2006. 358 с.

22. Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 2. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. 525 с.

Рис.1а Фото надгробия 1522 г. из с.Чаплыгино (IMG-20200704-WA0004.png, 1,077 Kb) [Скачать]

Рис.1б Прорись надгробия 1522 г. из с.Чаплыгино (Прорись_(1).png, 3,748 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх