The inscribed white tombstone of 1522 in Chaplygino village of the former Kolomna district

 
PIIS086960630011743-6-1
DOI10.31857/S086960630011743-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor at the Department of History
Affiliation:
State University of Humanities and Social Studies
Saint Philaret`s Christian Orthodox Institute
Address: 30 Zelenaya Street, Kolomna, Russia
Journal nameRossiiskaia arkheologiia
EditionIssue 2
Pages197-204
Abstract

The article introduces into scientific discourse a rare inscribed ornamented white tombstone of 1522 placed over the burial site of priest Yegoriy of the Church of Nativity of the Theotokos in Chaplygino village of Pochryan Stan in the former Kolomna District (uyezd). It is considered to be one of the oldest tombstones of priests in Rus. The year number is carved as the combination of Cyrillic letters designating numbers and a numeral, which proves its uniqueness and is similar to the way of conveying dates in land acts and the book writing culture of Moscow state. Analyzed in a historical context, the tombstone also contains the earliest mention of the feast day for the holy virgins Irene, Agape and Chionia in the old Russian epigraphy.

Keywordsepigraphy of Moscow state of the 16th century, Kolomna district (uyezd), inscribed carved white tombstone of a village priest
Received28.06.2021
Publication date28.06.2021
Number of characters20268
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2015 году при случайных обстоятельствах был найден редкий экземпляр подписного белокаменного средневекового надгробия с древнего кладбища села Чаплыгино Воскресенского района Московской области. Оно было обнаружено при отрытии могилы и разбито ломом для извлечения из земли. Куски его были отброшены в сторону, но затем собраны (рис.1) и переданы для хранения в собор Иерусалимской иконы Божией Матери г.Воскресенска, где и находятся сейчас в качестве экспоната церковного музея.
2 Настоящая статья посвящена введению в научный оборот этого интересного памятника XVI в. Русские белокаменные надгробия (число которых сегодня, по оценкам Л.А.Беляева, составляет около двух тысяч), как продемонстрировано в фундаментальных изданиях (Беляев, 1996; Русское средневековое надгробие, 2006), являются ценным и весьма информативным историческим источником. Они входят в круг маркеров идентичности средневековой московской культуры.
3 Село Чаплыгино впервые упоминается в Писцовой книге 1577\78 гг., оно числилось в Похрянском стане (как волость упоминается еще в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 г.) Коломенского уезда и находилось в позднегрозненское время в долевом совладении представителей дворянского рода Колтовских. С селе имелась "церковь Рождество Пречистые, древена, клетцки, стоит без пенья" (Писцовые книги, 1872. С.486), с погоста которой и происходит публикуемое надгробие. На основания родословной Колтовских (Эскин, 2009. С.80), можно предположить, что на рубеже XV-XVI вв. Чаплыгиным владел Василий Михайлович, представляющий второе колено рода Колтовских. Его старший брат Федор Колтовский упомянут в 1492 г. как человек великого князя Ивана III и командир отряда, отправившегося в погоню за татарами, совершившими в 1492 г. набег на волость Вошань в округе г.Алексина (Никоновская летопись, 1965. С.233). Еще более ранние владельцы предполагаются по топонимическим данным. Определенно в их цепочке присутствовали Чаплыгины. В конце XVI века землевладелец К.Р. Чаплыгин известен в Рязанском уезде (Веселовский, 1974. С.347). Видимо, это представитель рода детей боярских, один из которых в XV веке владел селом Чаплыгино и дал ему название посессивного типа.
4 После вводных замечаний об истории места находки (села и храмового погоста), перейдем собственно к анализу найденного там памятника. Сохранившиеся фрагменты надгробия складываются в верхнюю часть плоской плиты. В момент находки, скорее всего, она находилась in situ. Камень если и расширен к изголовью, то очень слабо. Размеры: 53х6,8х(28-34,5) см. Орнамент резной треугольчатый, с устойчивой антропоморфной композицией. Ленты орнамента набраны из маленьких треугольников с шириной основания 0,7 см, высотой до 1,1 см и разграничены графьей. Внешний ряд ("бордюр") образуют два ряда противопоставленных трегоульников, которые не соприкасаются вершинами. Ширина этой ленты 2 см, отстоит от края на 1,6-2 см. Внутренняя рамка для надписи состоит из одинарной ленты треугольников вершинами наружу. Эта лента отделяется от внешнего бордюра четко прочерченной графьей, а от поля с надписью - еще одной графьей (расстояние между линиями графьи 2,7 см). Как показал В.И.Вишневский, в коллекции надгробий Троице-Сергиева монастыря такая внутренняя рамка появилась в конце XV в., максимально распространена она во второй четверти XVI в. (17 плит), а уже в третьей четверти XVI в. становится редкой (всего 3 плиты) (Вишневский, 2013. С.125). Единственное сохранившееся верхнее клеймо чаплыгинского надгробия чуть меньше полуокружности. Центральная его часть оформлена оригинально. Обычно это вытянутые узкие треугольники. Однако тут ситуация иная. Верхнее клеймо набрано из равнобедренных, более крупных по отношению к лентам орнамента треугольников, вершины которых не доходят до центра 1,8-2 см. Зато от вершин по принципу чередования "через один" идут линии (радиусы) графьи (их три) до центра окружности (рис.1). Насколько нам известно, подобные элементы ранее для клейм не фиксировались. Центральное клеймо дополнительно окаймляют две полосы из чуть более мелких (по отношению к бордюру) треугольников вершинами к центру. Плечики антропоморфной композиции были довольно высоко подняты к изголовью, о чем говорит сохранившийся фрагмент дуги графьи в левой части плиты. Боковые грани без орнамента.

Number of purchasers: 0, views: 698

Readers community rating: votes 0

1. Akty Russkogo gosudarstva 1505–1526 gg. [Acts of the Russian State of 1505–1526]. A.A. Novosel'skiy, ed., S.B. Veselovskiy, comp. Moscow: Nauka, 1975. 435 p.

2. Avdeev A.G., 2009. Old Rus church calendar after lapidary tombstone inscriptions of the late 15th – early 18th century. Voprosy epigrafiki [Issues of epigraphy], 3. Moscow: Russkiy fond sodeystviya obrazovaniyu i nauke, pp. 322–415. (In Russ.)

3. Avdeev A.G., 2015. Valunnye nadgrobiya Verkhnevolzh'ya (konets XV – vtoraya tret' XVIII v.): voprosy genezisa, bytovaniya i istochnikovedeniya [Boulder tombstones of the Upper Volga region (the late 15th – the second third of the 18th century): issues of origins, functioning and sources]. Moscow: Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovskiy gumanitarnyy universitet. 400 p.

4. Avdeev A.G., 2016. Tombstones of the “Tver” type: issues of chronology, typology and symbolism. Voprosy epigrafiki [Issues of epigraphy], 9. Moscow: Russkiy fond sodeystviya obrazovaniyu i nauke, pp. 474–520. (In Russ.)

5. Avdeev A.G., 2018. Pamyatniki lapidarnoy epigrafiki kak istochnik po istorii i kul'ture Moskovskoy Rusi: avtoreferat dissertatsii … doktora istoricheskikh nauk [Monuments of lapidary epigraphy as a source on the history and culture of Moscow state: an author’s abstract of the Doctiral thesis in history]. Moscow. 48 p.

6. Belyaev L.A., 1996. Russkoe srednevekovoe nadgrobie. Belokamennye plity Moskvy i Severo-Vostochnoy Rusi XIII–XVII vv. [Tombstones in medieval Rus. White stone slabs of Moscow and North-Eastern Rus, the 13th–17th centuries]. Moscow: MODUS-GRAFFITI. 563 p.

7. Borzakovskiy V.S., 1876. Istoriya Tverskogo knyazhestva [History of the Tver principality]. St. Petersburg: I.G. Martynov. IV, 270, 152 p., 3 tabl.

8. Gerbershteyn S., 1988. Zapiski o Moskovii [Notes on Muscovy]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. 430 p.

9. Girshberg V.B., 1960. Materials for a corpus of inscriptions on stone slabs in Moscow and Moscow vicinity of the 14th–17th centuries. Numizmatika i epigrafika [Numismatics and epigraphy], 1. Moscow: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, pp. 3–77. (In Russ.)

10. Krenke N.A., Belyaev L.A., 2006. Monastic necropolis of the 16th–17th centuries. Plates from the Conception Convent. Russkoe srednevekovoe nadgrobie XIII–XVII veka: materialy k svodu [Tombstone of medieval Rus of the 13th–17th centuries: materials for the corpus]. L.A. Belyaev, ed., comp. Moscow: Nauka, pp. 44–50. (In Russ.)

11. Loseva O.V., 2001. Russkie mesyatseslovy XI–XIV vekov [Menologion of the 11th –14th century Rus]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli. 420 p.

12. Mazurov A.B., 2001. Srednevekovaya Kolomna v XIV – pervoy treti XVI vv.: Kompleksnoe issledovanie regional'nykh aspektov stanovleniya edinogo Russkogo gosudarstva [Medieval Kolomna in the 14th – the first third of the 16th century: Comprehensive study in the regional aspects of a single Russian state formation]. Moscow: Aleksandriya. 542 p.

13. Pistsovye knigi Moskovskogo gosudarstva [Cadastres of the Moscow State], 1, 1. N.V. Kalachov, ed. St. Petersburg: Izdanie Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva, 1872. 924 p.

14. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete collection of Russian chronicles], 11–12. Patriarshaya ili Nikonovskaya letopis' [Patriarchal or Nikon Chronicle]. Moscow: Nauka, 1965. VII, 254, VI, 266 p.

15. Russkoe srednevekovoe nadgrobie XIII–XVII veka: materialy k svodu [Tombstone of medieval Rus of the 13th–17th centuries: Materials for the corpus], 1. L.A. Belyaev, ed., comp. Moscow: Nauka, 2006. 358 p.

16. Usachev A.S., 2018. Knigopisanie v Rossii XVI veka: po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisey [Book writing in the 16th century Rus: based on dated colophon records], 2. Moscow; St. Petersburg: Al'yans-Arkheo. 525 p.

17. Vinogradov A.Yu., Nikiforova A.Yu., Lukovnikova E.A., 2000. Agapia, Chionia and Irene. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox encyclopedia], 1. Moscow: Pravoslavnaya entsiklopediya, pp. 232–233. (In Russ.)

18. Vishnevskiy V.I., 1998. New finds of medieval tombstones at the necropolis of the Trinity-Sergius Monastery. Trudy po istorii Troitse-Sergievoy Lavry [Papers on the history of the Trinity-Sergius Lavra]. T.N. Manushina, ed. Moscow: Podkova, pp. 72–87. (In Russ.)

19. Vishnevskiy V.I., 2010. New finds of monuments in the Trinity-Sergius Monastery medieval necropolis (materials of the 2006 archaeological surveys). Sergievo-Posadskiy muzey-zapovednik. Soobshcheniya [Sergiev Posad Museum-Reserve. Transactions], XI. T.N. Manushina, ed. Sergiev Posad: Remarko, pp. 8–17. (In Russ.)

20. Vishnevskiy V.I., 2013. Ornamentation of white-stone medieval tombstones of the Trinity-Sergius Monastery: analysis and chronology. Arkheologiya Podmoskov'ya: materialy nauchnogo seminara [Archaeology of Moscow vicinity: materials of a scientific seminar], 9. A. V. Engovatova, ed. Moscow: IA RAN, pp. 125–139. (In Russ.)

21. Zatsarinnyy S.V., 2006. An inscribed tombstone of the 16th century from Tula. Russkoe srednevekovoe nadgrobie XIII–XVII veka: materialy k svodu [Tombstone of the 13th–17th centuries medieval Rus: Materials for the corpus]. L.A. Belyaev, ed., comp. Moscow: Nauka, pp. 297–298. (In Russ.)

22. Zolotov Yu.M., 1987. Seven inscriptions of the 16th–17th centuries from Moscow. Sovetskaya arkheologiya [Soviet archaeology], 3, pp. 223–229. (In Russ.)

(IMG-20200704-WA0004.png, 1,077 Kb) [Download]

(Прорись_(1).png, 3,748 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up