On the origin of Rus churches with rectangular altar apse

 
PIIS086960630005669-4-1
DOI10.31857/S086960630005669-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russia
Journal nameRossiiskaia arkheologiia
EditionIssue 3
Pages40-49
Abstract

The article is focused on a group of Rus architecture monuments erected in the 12th – early 13th century. Those temples belonging both to the cross-in-square type and the compact cross-inscribed type as well as the church type without aisles and transept are known in Polotsk, Smolensk and Novogrudok. The altar apses in them have rectangular shape. There is an assumption that such shape of altar apses was associated with the Romanesque sites of Poland. The author points to the newly uncovered Middle-Byzantine temple in Constantinople, which had the same rectangular altar apses, as well as a number of temples in the territory of modern Greece, which make it possible to assume that rectangular altar apses came to Rus from Byzantium architecture, first to Polotsk in the 12th century and later to Smolensk and Novogrudok at the turn of the 12th–13th centuries. 

KeywordsRus, architecture, church architecture, altar apses, rectangular apses, Romanesque architecture, Byzantine architecture, Byzantine influence
Publication date23.08.2019
Number of characters20008
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В древнерусской архитектуре конца XII – начала XIII в. есть серия каменных храмов с прямоугольными очертаниями алтарного выступа с востока, как часто пишут, – с прямоугольными апсидами. В последнем определении (прямоугольная апсида) есть некое противоречие: апсида сама по себе должна скругляться, быть округлой (по-гречески это слово означает свод), а тут она получает противоречащее первоначальному смыслу геометрическое оформление. Но, оговоримся, внутри прямоугольные выступы древнерусских храмов часто имеют скругленную апсиду, так что в принципе можно принять и термин “прямоугольная апсида”, и пользоваться более широким и более корректным понятием “прямоугольные алтарные выступы”.
2 Мы в этой статье не касаемся тех алтарных композиций Древней Руси, в которых единственная полукруглая апсида фланкирована двумя прямоугольными выступами, этот вариант представляется гораздо более традиционным: главная, основная апсида в этом слу- чае имеет характерную непротиворечивую форму, а боковые выступы выглядят как дополнение и к тому же как будто продолжают тему восточных углов основного объема. Мы говорим о тех двух вариантах композиций алтарных выступов, в первом из которых единственная апсида имеет прямоугольные очертания, а во втором – прямоугольный выступ средней апсиды по сторонам дополнен чуть менее выступающими прямоугольными боковыми объемами.
3 К сожалению, ни один из древнерусских храмов с прямоугольными боковыми апсидами не дошел до нашего времени в целости, мы знаем об этой алтарной композиции только по планам разрушенных зданий, а потому не до конца представляем себе характер объемного построения таких алтарных выступов, как в основном не знаем и о том декоре, который украшал прямоугольные выступы.
4 Прямоугольные алтарные выступы в древнерусской архитектуре встречаются, прежде всего, в Смоленске, где они имеются в трех храмах типа вписанного креста с внутренними столбами, в одном придельном храме той же типологической группы и в одном храме-приделе типа компактный вписанный крест.
5 Очень полно композиция из трех прямоугольных алтарных выступов с выдвинутым средним сохранилась в четырехстолпном храме в Смоленске, известном как собор на Протоке (Воронин, Раппопорт, 1979. С. 300–329). В этом храме (рис. 1, 1) мы можем увидеть даже части структурного оформления прямоугольных выступов алтаря: средний выступ был с востока по краям выделен двумя лопатками, не переходящими на боковые стороны, а боковые выступы на своих свободных от примыкания углах были отмечены обходящими угол лопатками.
6
1

7 Интересно, что примерно тот же характер структурного декора мы видим в четырехстопном придельном храмике, приставленном к северо-западному углу галерей собора на Протоке (Воронин, Раппопорт, 1979. С. 312): здесь единственный прямоугольный выступ также отмечен двумя лопатками по краям, тогда как углы крохотного по размерам четырехстолпного ядра также выделены лопатками, которые, кажется, выступали только к востоку (рис. 1, 1).

Number of purchasers: 2, views: 2147

Readers community rating: votes 0

1. Belyayev L.A., 2000. Common European elements in the art of Rus. The 10th–12th centuries. Iz istorii russkoy kul’tury [From the history of Russian culture], I. Drevnyaya Rus’ [Rus]. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury, pp. 732–755. (In Russ.)

2. Belyayev L.A., 2010. Romanesque-Gothic traces in the construction of the western towns of Rus (the mid 12th – the first third of the 13th century). Istoriya: dar i dolg: yubileynyy sbornik v chest’ Aleksandra Vasil’yevicha Nazarenko [History: gift and duty: anniversary collection of articles to Aleksandr Vasilyevich Nazarenko]. Moscow: Imperatorskoye Pravoslavnoye Palestinskoye Obshchestvo; St.Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko, pp. 12–24. (In Russ.)

3. Braunfels W., 1972. Monasteries of Western Europe. The Architecture of the Orders. London: Thames and Hudson. 264 p.

4. Bulkin V.A., 2012. O drevnerusskoy arkhitekture: izbrannyye trudy [On the architecture of Rus: Selected works]. St.Petersburg: Kalamos. 199 p.

5. Chernyavskiy I.M., 1988. A new site of the Grodno architectural school of the 12th century. Drevnerusskoye iskusstvo. Khudozhestvennaya kul’tura X – pervoy poloviny XIII v. [The art of Rus. Artistic culture of the 10th – the first half of the 13th century]. Moscow: Nauka, pp. 73–76. (In Russ.)

6. Conant K.J., 1993. Carolingian and Romanesque Architecture. 800 to 1200. New Haven; London: Yale University Press. 522 p.

7. Ćurčić S., 2010. Architecture in the Balkans. From Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven; London: Yale University Press. 608 p.

8. Ioannisyan O.M., 2002. On the history of Polish-Rus architectural ties in the late 11th – the early 13th century. Drevnerusskoye iskusstvo. Rus’ i strany vizantiyskogo mira. XII vek. [The art of Rus. Rus and the countries of the Byzantine world. The 12th century]. St.Petersburg: Dmitriy Bulanin, pp. 206–230. (In Russ.)

9. Khozerov I.M., 1994. Belorusskoye i smolenskoye zodchestvo XI–XIII vv. [Belarusian and Smolensk architecture of the 11th–13th centuries]. Minsk: Navuka i tekhnika. 151 p.

10. Koder J., 1971. Hellas. Reallexikon zur byzantinischen Kunst, II. Stuttgart: Anton Hiersemann, pp. 1121–1189.

11. Marinis V., 2014. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople. Ninth to Fifteenth Centuries. New York: Cambridge University Press. XVII, 243 p.

12. Özgümüş F., 2004. A Byzantine church at Sirkeci in Istanbul. Reading Medieval Studies, 30. P. 1–15.

13. Rappoport P.A., 1982. Russkaya arkhitektura X–XIII vv.: Katalog pamyatnikov [Russian architecture of the 10th–13th centuries: Catalogue of monuments]. Leningrad: Nauka. 136 p. (SAI, E1-47).

14. Rappoport P.A., 1986. Zodchestvo Drevney Rusi [Architecture of Rus]. Leningrad: Nauka. 160 p.

15. Sedov Vl.V., 1996. Athos and Russian architecture of the early 13th century (causes of influence). Arkhitektura v istorii russkoy kul’tury [Architecture in the history of Russian culture]. Moscow, pp. 39–45. (In Russ.)

16. Sedov Vl.V., 2012. St. Elias Church in Chernigov as a representative of a rare variant of the Byzantine “compact cross-inscribed” type. Arkhitekturnoye nasledstvo [Architectural heritage], 56. Moscow; St.Petersburg: Kolo, pp. 16–37. (In Russ.)

17. Świechowski Z., 1963. Budownictworomańskie w Polsce. Katalog zabytkόw. Wrocław; Warszawa; Krakόw: Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk. 428 p.

18. Voronin N.N., 1956. Ruins of the Belchitsky Monastery. Arkhitekturnoye nasledstvo [Architectural heritage], 6. Moscow: Gosudarstvennoye izdatel’stvo literatury po stroitel’stvu i arkhitekture, pp. 3–20. (In Russ.)

19. Voronin N.N., Rappoport P.A., 1979. Zodchestvo Smolenska XII–XIII vv. [Smolensk architecture of the 12th–13th centuries]. Leningrad: Nauka. 414 p.

Система Orphus

Loading...
Up