О происхождении древнерусских храмов с прямоугольными алтарными выступами

 
Код статьиS086960630005669-4-1
DOI10.31857/S086960630005669-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Москва, Россия
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 3
Страницы40-49
Аннотация

Статья посвящена группе памятников древнерусской архитектуры, возведенных в XII – начале XIII в. Эти храмы, принадлежащие как к типу вписанный крест, так и к типу компактный вписанный крест и зальному типу, известны в Полоцке, Смоленске и Новогрудке. В этих памятниках алтарные выступы имеют прямоугольные очертания. Есть предположение, что такая форма алтарных выступов связана с романскими памятниками Польши. Автор указывает на недавно обнаруженный храм средневизантийского времени в Константинополе, имеющий такие же прямоугольные алтарные выступы, а также на ряд храмов на территории современной Греции, которые дают возможность предполагать, что прямоугольные алтарные выступы, или апсиды, пришли на Русь из архитектуры Византии, сначала, в XII в., в Полоцк, затем, на рубеже XII–XIII вв. в Смоленск и Новогрудок.

Ключевые словаДревняя Русь, архитектура, церковная архитектура, алтарные выступы, прямоугольные апсиды, романская архитектура, архитектура Византии, византийское влияние
Дата публикации23.08.2019
Кол-во символов20008
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В древнерусской архитектуре конца XII – начала XIII в. есть серия каменных храмов с прямоугольными очертаниями алтарного выступа с востока, как часто пишут, – с прямоугольными апсидами. В последнем определении (прямоугольная апсида) есть некое противоречие: апсида сама по себе должна скругляться, быть округлой (по-гречески это слово означает свод), а тут она получает противоречащее первоначальному смыслу геометрическое оформление. Но, оговоримся, внутри прямоугольные выступы древнерусских храмов часто имеют скругленную апсиду, так что в принципе можно принять и термин “прямоугольная апсида”, и пользоваться более широким и более корректным понятием “прямоугольные алтарные выступы”.
2 Мы в этой статье не касаемся тех алтарных композиций Древней Руси, в которых единственная полукруглая апсида фланкирована двумя прямоугольными выступами, этот вариант представляется гораздо более традиционным: главная, основная апсида в этом слу- чае имеет характерную непротиворечивую форму, а боковые выступы выглядят как дополнение и к тому же как будто продолжают тему восточных углов основного объема. Мы говорим о тех двух вариантах композиций алтарных выступов, в первом из которых единственная апсида имеет прямоугольные очертания, а во втором – прямоугольный выступ средней апсиды по сторонам дополнен чуть менее выступающими прямоугольными боковыми объемами.
3 К сожалению, ни один из древнерусских храмов с прямоугольными боковыми апсидами не дошел до нашего времени в целости, мы знаем об этой алтарной композиции только по планам разрушенных зданий, а потому не до конца представляем себе характер объемного построения таких алтарных выступов, как в основном не знаем и о том декоре, который украшал прямоугольные выступы.
4 Прямоугольные алтарные выступы в древнерусской архитектуре встречаются, прежде всего, в Смоленске, где они имеются в трех храмах типа вписанного креста с внутренними столбами, в одном придельном храме той же типологической группы и в одном храме-приделе типа компактный вписанный крест.
5 Очень полно композиция из трех прямоугольных алтарных выступов с выдвинутым средним сохранилась в четырехстолпном храме в Смоленске, известном как собор на Протоке (Воронин, Раппопорт, 1979. С. 300–329). В этом храме (рис. 1, 1) мы можем увидеть даже части структурного оформления прямоугольных выступов алтаря: средний выступ был с востока по краям выделен двумя лопатками, не переходящими на боковые стороны, а боковые выступы на своих свободных от примыкания углах были отмечены обходящими угол лопатками.
6
1

7 Интересно, что примерно тот же характер структурного декора мы видим в четырехстопном придельном храмике, приставленном к северо-западному углу галерей собора на Протоке (Воронин, Раппопорт, 1979. С. 312): здесь единственный прямоугольный выступ также отмечен двумя лопатками по краям, тогда как углы крохотного по размерам четырехстолпного ядра также выделены лопатками, которые, кажется, выступали только к востоку (рис. 1, 1).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2150

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляев Л.А. Общеевропейские элементы в древнерусском искусстве. X–XII вв. // Из истории русской культуры. Т. I: Древняя Русь. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 732–755.

2. Беляев Л.А. Романо-готический след в строительстве западных городов Руси (середина XII – первая треть XIII в.) // История: дар и долг: юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Императорское Православное Палестинское Общество; СПб.: Издво Олега Абышко, 2010. С. 12–24.

3. Булкин В.А. О древнерусской архитектуре: избранные труды. СПб.: Каламос, 2012. 199 с.

4. Воронин Н.Н. Бельчицкие руины // Архитектурное наследство. Вып. 6. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1956. С. 3–20.

5. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л.: Наука, 1979. 414 с.

6. Иоаннисян О.М. К истории польско-русских архитектурных связей в конце XI – начале XIII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 206–230.

7. Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л.: Наука, 1982 (САИ; вып. Е1-47). 136 с.

8. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л.: Наука, 1986. 160 с.

9. Седов Вл.В. Афон и русская архитектура начала XIII в. (причины влияния) // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 39–45.

10. Седов Вл.В. Ильинская церковь в Чернигове как представитель редкого варианта византийского типа “компактный вписанный крест” // Архитектурное наследство. Вып. 56. М.; СПб.: Коло, 2012. С. 16–37.

11. Хозеров И.М. Белорусское и смоленское зодчество XI–XIII вв. Минск: Навука i тэхнiка, 1994. 151 с.

12. Чернявский И.М. Новый памятник гродненской архитектурной школы XII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. М.: Наука, 1988. С. 73–76.

13. Braunfels W. Monasteries of Western Europe. The Architecture of the Orders. London: Thames and Hudson, 1972. 264 p.

14. Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. 800 to 1200. New Haven; London: Yale University Press, 1993. 522 p.

15. Ćurčić S. Architecture in the Balkans. From Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven; London: Yale University Press, 2010. 608 p.

16. Koder J. Hellas // Reallexikon zur byzantinischen Kunst. Bd. II. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1971. S. 1121–1189.

17. Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople. Ninth to Fifteenth Centuries. N.Y.: Cambridge University Press, 2014. XVII, 243 p.

18. Özgümüş F. A Byzantine church at Sirkeci in Istanbul // Reading Medieval Studies. 2004. V. 30. P. 1–15.

19. Świechowski Z. Budownictworomańskie w Polsce. Katalog zabytkόw. Wrocław; Warszawa; Krakόw: Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1963. 428 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх