Problems And Tasks Of Legal Regulation Of Corporate Management In Companies With State Participation In The Energy Sector

 
PIIS231243500022337-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-8-15
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Energy Law
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages8-15
Abstract

There is still no single unified act at the federal law level regulating relations arising in corporate management of companies with state participation . Specific federal laws for example in energy sphere, contain specific provisions establishing, in particular, requirements for the number and procedure of sale of shares of the state as a shareholder, based on examples from the energy sector. Although many legal regulation problems of companies with state participation have been researched by legal scholars, issues relating to corporate management companies with state participation, forms and procedure of issue of shareholders` binding instructions, including those of the government, remain actual. Corporate management experts give their attention to these problems. The conducted legal research revealed gaps and inconsistencies in legal regulation of corporate management in companies with state participation. Strategic value of many companies with state participation, social goals these companies are to achieve are dictated by the need for both state funding of their businesses and proper control over allocation of these funds. However, there are still no systematized enactments regulating activities of companies with state participation, no unified principles of conducting their activities, no approaches to assessment of companies with state participation activities considering their industry-specific characteristics, including the for proper energy infrastructure components, upgrade, new facilities construction. The issue of the procedure and deadlines for issuing binding instructions of the government as a shareholder for voting by representatives in management bodies of joint-stock companies, responsibility of government representatives as shareholders in management bodies of joint-stock companies. The author proposes options for unification of provisions regulating activities of companies with state participation , ways to clarify the procedure for issue of binding instructions by the state as a shareholder during voting in management bodies, to delineate responsibilities of officials preparing binding instructions and representatives.

Keywordsenergy law, energy legislation, special aspects of corporate management in the energy sector; concept of obligatory instructions for representative of a shareholder; responsibility of representatives of the state as a shareholder
Received06.02.2020
Publication date29.03.2020
Number of characters18901
Cite     Download pdf
1 Государственный сектор сохраняет высокую долю в экономике России, крупнейшие компании с государственным участием присутствуют в 9 отраслях, большая часть из них функционирует в нефтяной и нефтегазовой промышленности (7), банковской сфере (5) и машиностроении (4) [1].
2 В Национальном докладе по корпоративному управлению отмечается, что компании с государственным участием существенным образом влияют на состояние экономики страны, что диктует необходимость обеспечить надлежащий уровень корпоративного управления в них [2].
3 Несмотря на то, что многие проблемы правового регулирования в отношении компаний с государственным участием были предметом правовых исследований ученых юристов, исследовались в трудах в том числе В.К. Андреева, Е.П. Губина, В.В. Лаптева, В.А. Лаптева, О.А. Макаровой, В.Ф. Попондопуло, И.С. Шиткиной и др. вопросы, касающиеся корпоративного управления в компаниях с государственным участием, формы и порядка формирования обязательных к исполнению указаний от акционера, в том числе государства, по-прежнему актуальны. На проблематику обращают внимание специалисты в области корпоративного управления [3].
4 На Экспертном совете 29 января 2019 года в Институте экономики РАН отмечаются следующие проблемы корпоративного управления компаниями с государственным участием: (1) низкая экономическая эффективность госкомпаний; (2) риски злоупотреблений и вывода активов менеджментом и недобросовестными представителями государства; (3) отсутствие аналитической информации о динамике экономических показателей госкомпаний; (4) отсутствие аналитической информации о влиянии участия независимых профессиональных директоров на экономические успехи госкомпаний [4]. В докладе Национальной ассоциации корпоративных директоров среди проблем корпоративного управления отмечаются: сокращение объема раскрываемой информации; отсутствие понимания роли совета директоров как основного контрольного механизма, необязательность ревизионных комиссий в непубличных акционерных обществах [5].
5 Среди целей Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [6] указано на необходимость повышения эффективности и качества управления компаниями с государственным участием. Для этого планируется внедрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием, внедрение элементов передового корпоративного законодательства; повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами; оптимизация корпоративной структуры; поэтапный отказ от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, со страхованием их ответственности.

views: 254

Readers community rating: votes 0

1. Dannye Analiticheskogo Tsentra pri Pravitel'stve Rossijskoj Federatsii. Gossektor v rossijskoj ehkonomike // Byulleten' o razvitii konkurentsii. 2019. № 25. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf

2. Natsional'nyj doklad po korporativnomu upravleniyu. Vyp. X / otvetstvennyj redaktor S. Porshakov ; v podgotovke doklada prinimali uchastie: A. Timoshenko, E. Chumakova. Moskva, 2018. URL: http://www.interros. ru/upload/video/NSKU_2018.pdf

3. Materialy k dokladu na I Ehkspertnom sovete / dokladchik A.A. Voronin. Moskva, 2019. URL: https://inecon. org/docs/2019/Voronin_Presentation_29012019.pdf

4. Gogol' A.A. Trendy korporativnogo upravleniya 2018 / A.A. Gogol', N.V. Starchenko. Moskva : Institut ehkonomiki RAN, 2019. URL: https://inecon.org/docs/2019/Starchenko_presentation_29012019.pdf

5. Gogol' A.A. Trendy korporativnogo upravleniya 2018 / A.A. Gogol', N.V. Starchenko. Moskva : Institut ehkonomiki RAN, 2019. URL: https://inecon.org/docs/2019/Starchenko_presentation_29012019.pdf

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 15 aprelya 2014 goda № 327 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Upravlenie federal'nym imuschestvom» (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 29 marta 2019 goda № 352-20) // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru

7. ROSSETI. URL: http://www.rosseti.ru/press/news/index.php?ELEMENT_ID=36566 ; Tsikl mezhdunarodnykh meropriyatij v Tsentre ehnergeticheskogo prava. URL: https://unecon.ru/info/cikl-mezhdunarodnyh-meropriyatiy-vcentre-energeticheskogo-prava-0

Система Orphus

Loading...
Up