Социально-психологическая детерминация готовности личности к использованию новых технологий

 
Код статьиS020595920000829-7-1
DOI10.31857/S020595920000829-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Россия
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 №5
Страницы5-14
Аннотация

Рассматривается проблема социально-психологической детерминации отношения человека к новым технологиям. Определены когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие отношения к новым технологиям. Проанализированы характеристики и психологические функции, а также крайние проявления отношения личности к новым технологиям: технооптимизм и технофилия, технопессимизм и технофобия. Приводятся результаты серии эмпирических исследований отношения личности к новым технологиям (N = 192, N = 230; N = 526). Установлено, что социальные представления студентов о будущем технологий характеризуются амбивалентностью: признавая неизбежность технологического развития, респонденты связывают с ним как комфорт, так и социальную деградацию. Показано, что отношение к разным технологиям определяется различными предикторами: в отличие от оценки опасности нанотехнологий, оценка опасности ГМО тесно связана с характеристиками социальной идентичности. Предикторами технооптимизма являются доверие к заинтересованным сторонам технологического прогресса, ориентация на будущее, вера в награду за усилия, низкая религиозность и низкий уровень уважения к авторитетам. Показано, что отношение к научно-техническому прогрессу и ориентация на будущее в целом играют менее существенную роль при использовании новых технологий, чем ориентация на получение удовольствия в настоящем, оценка привлекательности технологии и легкости в ее использовании. Намечены перспективные направления социально-психологических исследований отношения личности и группы к новым технологиям.

Ключевые словаотношение к новым технологиям, ГМО, нанотехнологии, технооптимизм, технопессимизм, технофилия, технофобия, социальная идентичность, социальное доверие, временная перспектива, социальные аксиомы, моральные основания
Источник финансированияИсследование выполнено по гранту РНФ №18-18-00439 “Психология человека в условиях глобальных рисков”. The research is supported by a grant of the Russian Science Foundation (project № 18-18-00439 “Psychology of human beings in conditions of global risks”).
Получено19.10.2018
Дата публикации02.11.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2917

Оценка читателей: голосов 0

1. Барейко С.Н., Горбунова В.В., Журавлева Н.А. Экономика, социум, человек: проблемы и перспективы развития в условиях социальных изменений. Смоленск: Наукосфера: Новаленсо, 2017.

2. Вахштайн В., Степанцов П., Чурсина Ю., Бардина С. Публичный отчет по результатам социологического исследования поведенческих и институциональных предпосылок технологического развития регионов РФ. М.: МВШСЭН; РВК, 2017. URL: https://www.rvc.ru/upload/ iblock/0e8/attitudes_to_technologies_and_innovations_in_Russia.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

3. Войнилов Ю.Л., Фурсов К.С. Социальный спрос на новые технологии // Наука, технологии, инновации. Вып. №41 от 21.02.2017. М.: НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://issek.hse.ru /data/2017/02/21/1166418486/NTI_N_41_21022017.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

4. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.

5. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. № 6. С. 5–14.

6. Нестик Т.А. Глобальные риски как психологический феномен // Пути к миру и безопасности. 2016. № 1 (50). С. 24–38. 7. Нестик Т.А. Технофобия: социально-психологические факторы отношения к новым технологиям // Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016. С. 52–65.

7. Нестик Т.А., Солдатова Г.У. Представления о будущем цифровых технологий у российских студентов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 90–118.

8. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

9. Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016.

10. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И, Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.

11. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. M.: Смысл, 2017.

12. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.

13. Чумаков А. Н. Технооптимизм. Технопессимизм // Малая российская энциклопедия прогностики / И.В. Бестужев-Лада (гл. редактор). М.: Институт экономических стратегий, 2007.

14. Amichai-Hamburger Y. Technology and well-being: designing the future // Technology and Psychological Well-being / Ed. by Amichai-Hamburger Y. Cambridge University Press, 2009.

15. Brosnan M.J. Technophobia: The psychological impact of information technology. London: Routledge, 1998.

16. Brown S.A., Venkatesh V. Model of Adoption of Technology in the Household: A Baseline Model Test and Extension Incorporating Household Life Cycle // MIS Quarterly, 2005, V. 29(4). P. 399–426.

17. Cox D.N., Evans G. Construction and validation of a psychometric scale to measure consumer’s fears on novel food tech nologies: the food technology neophobia scale // Food quality and preference. 2008. V. 19. P. 704–710.

18. Damsbo-Svendsen M., BomFrost M., Olsena A. A review of instruments developed to measure food neophobia // Appetite. 2017. V. 113. P. 358–367.

19. Donat E., Brandtweiner R., Kerschbaum J. Attitudes and the Digital Divide: Attitude Measurement as Instrument to Predict Internet Usage // Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2009. V. 12. P. 38–56.

20. Edelman Trust Barometer. Executive Summary 2018. URL: http://cms.edelman.com/sites/default/files/2018-02/2018_Edelman_ TrustBarometer_Executive_Summary_Jan.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

21. Gilbert J.K., Lin H.S. How might adults learn about new science and technology? The case of nanoscience 10. Validation and exploration of instruments for assessing public knowledge of and attitudes toward nanotechnology // Journal of Science Education and Technology. 2013. V. 22. P. 548–559.

22. Martinez-Corcoles M., Teichmann M., Murdvee M. Assessing technophobia and technophilia: Development and validation of a questionnaire // Technology in Society. 2017. № 51. P. 183–188.

23. Osiceanu M.-E. Psychological Implications of Modern Technologies: “Technofobia” versus “Technophilia” // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 180. P. 1137–1144. 25. Poortinga W., Pidgeon N.F. Exploring the Structure of Attitudes Toward Genetically Modified Food // Risk Analysis: An International Journal. 2006. V. 26. № 6. P. 1707–1719.

24. Sinkovics R., Stottingen B., Schlegelmilch B.B., Ram S. Reluctance to Use Technology-Related Products: Development of a Technophobia Scale // Thunderbird International Business Review.2002. V. 44. № 4. P. 477–494.

25. Smith A. U.S. Views of Technology and the Future: Science in the next50 years. URL: http://www.pewinternet.org/2014/04/17/us-views-oftechnology-and-the-future/ (дата обращения: 05.05.2016).

26. Venkatesh V., Thong J.Y.L., Xu X. Сonsumer acceptance and use of information technology: extending the unified theory of acceptance and use of technology // MIS Quarterly. 2012. V. 36. № 1. P. 157–178.

27. Vishwanath A. The psychology of the diffusion and acceptance of technology // The Handbook of Psychology of Communication Technology / Ed. S. S. Sundar. Malden, MA: WileyBlackwell, 2014. P. 314–331.

28. Нестик Т.А. Технофобия: социально-психологические факторы отношения к новым технологиям // Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016. С. 52–65.

29. Poortinga W., Pidgeon N.F. Exploring the Structure of Attitudes Toward Genetically Modified Food // Risk Analysis: An International Journal. 2006. V. 26. № 6. P. 1707–1719.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх