Как возможна трансцендентальная теология?

 
Код статьиS271326680029092-1-1
DOI10.18254/S271326680029092-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 3
Аннотация

В статье рассматривается кантовская постановка вопроса о возможности [трансцендентальной] теологии (в ее трех основных модусах: oнтотеологии, космотеологии и физикотеологии) в качестве науки, ее предмете и методе. Предметом теологии выступает Бог. На роль метода теологии может претендовать кантовский трансцендентальный метод как «измененный метод мышления» [В XVIII] (в свете его определения трансцендентальной философии как изучения нашего «способа познания» [В 25]), который применим не только к естествознанию и математике, но к другим областям знания, в том числе и к теологии. Интерес в этой связи представляет кантовская трансцендентальная аргументация (‘transcendentalarguments’), которая применяется не только в метафизике (кантовская трансцендентальная дедукция категорий, аналогии опыта), но и в науке (модель Г.Гемпеля – К.Поппера), а также в теологии (онтологическое доказательство бытия Бога). В статье затрагивается также вопрос о возможности теологии в модусе этикотеологии.

Ключевые словаКант, трансцендентализм, трансцендентальный метод, трансцендентальная аргументация, трансцендентальная теология, онтотеология, космотеология, этикотеология
Получено13.09.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов17074
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

1. Трансцендентальная философия

Кант определяет свою трансцендентальную философию как исследование нашего априорного способа познания. При этом можно выделить несколько видов человеческого познания, например, как это сделано в его «Критике чистого разума» (далее — Критики): естествознание и математику, которые отличаются разной конфигурацией и порядком применения чувственности и рассудка как «двух основных стволов человеческого познания» [В 25]1. Соответственно, развиваемый Кантом трансцендентальный метод как «измененный метод мышления» [В XVIII; B XXII, B XXII прим.] является основным методом метафизики, которая как «метафизика метафизики»2 направлена на анализ наших познавательных практик. Трансцендентальный метод связан с поиском и анализом трансцендентальных условий того или иного феномена, который задается посредством кантовского «как это возможно?» вопроса.

1. Ссылки на кантовскую «Критику чистого разума» [Кант 2006] будем давать общепринятой международной пагинации A (1-изд.) /B (2-изд.).

2. См. кантовское письмо к М. Герцу от 11 мая 1781 [Kant 1922, s.268–269].
2

2. О термине «трансцендентальный»

Говоря о термине «трансцендентальный», в том числе и о выражении трансцендентальная теология, нужно учитывать, что в настоящее время имеются несколько отличающихся друг друга культурных (семантических) тезаурусов этого термина. Во-первых, это общедоступное и не совсем точное использование этого термина как указание на нечто необычное, выходящее за привычные рамки в выражених типа «трансцендентальная музыка/поэзия». Во-вторых, это средневекое понимание трансцендентального (Аристотель, Ф. Аквинский, Д. Скот), связанное с тем, что сейчас называют онтотеологией (Кант [B 660]; М. Хайдеггер; Ж.-Л. Марион). Так, например, Дунс Скот определяет метафизику как науку о трансцеденталиях (ср. с кантовскими трансцендентальными предикатами» как атрибутами Бога) в качестве трансцендентальной науки. Ккажется, именно этот смысл является господствующим в современнной теологии. В-третьих, кантовский смысл термина ‘трансцендентальный’, связанный с его пониманием трансцендентальной философии как исследования нашего априорного «способа познания» [B 25] с целью выявления трансцендентальных условий возможности познания предметов и, что более важно, с трансцендентальным обоснованием возможности и/или применением априорного знания (см. «итоговое» кантовское определение трансцендентального в [B 81])3. В–четвертых, своеобразное, хотя и возникшее на основе кантовского подхода, понимание трансцендентального в феноменологии Э. Гуссерля как указание на субъективные условия нашего познания. В-пятых, трансцендентальный подход/метод получает развитие в рамках трансцендентального томизма (Ж. Марешаль, Б. Лонерган, К. Ранер, Э. Корет как соединение средневекового трансцендентализма Фомы Аквинского/Дунса Скота и трансцендентализма И. Канта, а также в пресуппозициональной теологии (К. Ван Тиль, Г. Кларк). В–шестых, отметим также трансцендентальную прагматику К.–О. Апеля, которая восходит к построеним американского философа Ч. Пирса, которого нередко называют «американским Кантом». В данном тексте мы будем опираться, прежде всего, на кантовское понимание трансцендентального, хотя и будем учитывать некоторые смысловые нюансы термина.

3. В свою очередь кантовская трактовка термина «трансцендентальный» также неоднозначно и можно выделить, по крайней мере, два смысла его словоупотребления у Канта. В первом случае под «трансцендентальным» (трансцендентальное–1) Кант понимает нечто спекулятивно-рассудочное, т.е. исходящее от рассудка в противополжность чувственному (эмпирическому). См.. например, кантовскую рефлексию № 4643 «Трансцендентальным будет [называться] всякое чистое познание a priori, в котором, следовательно, не дано никакого ощущения» ([Кант 2000, с. 35]; (ред. перевода моя. — К.С.). Вместе с тем, в «Критике чистого разума» Кант нередко использует термин «трансцендентальный» в другом – методологическом – значении (трансцендентальное–2), а именно как деятельность по обоснованию априорного (см. кантовскую дефиницию трансцендентальной филосфоии из фр. [B25] и/или его «итоговое» определение трансцендентального из фр. [B80–81]). Более подробно о разных смыслах кантовского термина «трансцендентальный» см. мою статью [Катречко 2017].

всего просмотров: 133

Оценка читателей: голосов 0

1. Джеймс У. (1993) Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

2. Кант И. (2000) Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция.

3. Кант И. (2006) Критика чистого разума. Соч. на немецком и русском языках. М.: Наука, 2006. Т.II (2-е (B) изд. — Т. II (1), 1-е (A) изд. — Т. II (2)).

4. Кант И. (2016) Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пелица) / пер. , прим. и посл. Л. Э. Крыштоп; под ред. А. Н. Круглова). М., «Канон».

5. Катречко С.Л. (2015) Трансцендентальная аргументация Канта и гипотетико – дедуктивная модель научного исследования Поппера — Гемпеля // Рацио.ru, 2015, № 14. C.44–55.

6. Катречко С.Л. (2017) О понимании концепта «трансцендентальный» в кантовской филосо-фии //Возможна ли современная трансцендентальная философия? Материалы круглого сто-ла VII Российского философского конгресса. Отв. ред. С.Л. Катречко. Москва, фонд ЦГИ, с.38–48 (https://elibrary.ru/item.asp?id=30030483).

7. Катречко С.Л. (2019) Как возможна теология как наука? (вступительное слово) // Трансцен-дентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпи-стемология и философия науки, теология и философия сознания. Сборник тезисов междуна-родного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (г. Москва, 18–21 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. Москва: Фонд ЦГИ, ГАУГН-Пресс, 2019, С.251–254 (https://elibrary.ru/item.asp?id=39452988).

8. Chignell A. (2009) Kant, Modality, and the Most Real Bein, in: Archiv für Geschichte der Philos-ophie, June 2009.

9. Collingwood R. (1919) Lectures on the Ontological Proof of the Existence of God (written De-cember 1919 for delivery Hilary Term 1920), Bodleian library, Collingwood dep. 2.

10. Collingwood R. G. [1940] An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988.

11. Kant I. (1922) Kants Gesammelte Schriften. Akademie Ausgabe. Berlin: Reimer, later de Gruyter 1900ff, v.29. Bd.X, 1922, s.268–269 (письмо Канта к М. Герцу от 11 мая 1781).

12. Katrechko S. (2016) On Kant’s Transcendental Argument(s), in: Con–Textos Kantianos, № 4, Nov. 2016, pp.98–117 (https://philarchive.org/archive/KATOKT).

13. Plantinga А. (1967) God and Other Minds. Ithaca and London.

14. Stang N. (2010) Kant's Possibility Proof, in: History of Philosophy Quarterly Vol. 27, No.3 (July 2010), pp. 275–299.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх