Современные понятия психологии: эволюция понимания логики их организации

 
Код статьиS020595920029015-2-1
DOI10.31857/S020595920029015-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальный технический университет Украины “Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского”
Адрес: Украина, Киев
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 №6
Страницы114-123
Аннотация

Использована постнеклассическая методология, в рамках которой рассматриваются простые, сложные, саморазвивающиеся системы. В соответствии с методологией система понятий рассмотрена как совокупность автономных терминов, на основе которых конструируются теории, являющиеся частью семиотического пространства их авторов. Семиотическое пространство как микрокосм индивидуальных значений и смыслов, сформированный в процессе жизни, служит моделью мира, инструментом самоорганизации субъекта, потенциальным механизмом совместного развития. Учитывая, что ментальная организация исследователя и организация его социального контекста взаимообусловлены и связаны круговой причинностью, сложность их организации сопряжена. Этот же принцип действует и для коллективного субъекта науки. Наука как социальный институт общества воспроизводит сложность организации общества, и сложность ментального инструмента ученых становится сопряженным сложности организации их научного сообщества и решаемым им задачам общества. В истории науки происходит эволюция базовых метафор понимания научного знания от архива знаний и сетевого инструмента исследователей к квантовому компасу, который указывает направления развития общества, предполагая совместную деятельность при построении будущего и возможность саморазвития в этом процессе. Система понятий как фрагмент ментального инструмента исследователей в понимании своего развития воспроизводит логику эволюции научного знания. Понимание организации системы понятий в зависимости от методологии исследователей трансформируется от классификации понятий, к их системно-сетевой организации, а от них к гипертексту саморазвивающегося коллективного субъекта науки.

Ключевые словапостнеклассическая методология, система понятий, ментальный инструмент, квантовый компас, саморазвивающийся коллективный субъект науки, гипертекст
Дата публикации30.12.2023
Кол-во символов32264
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 61

Оценка читателей: голосов 0

1. Василькова В.В. Сети в социальном познании: от метафоры к метатеории. Журн. социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 5(64). С. 11–25.

2. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть I. Опыт систематизации понятий. Психологический журнал. 2021. № 3. Т. 42. С. 5–15.

3. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка ученых института психологии РАН. Психологический журнал. 2021. № 4. Т. 42. С. 5–15.

4. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН). Психологический журнал. 2022. № 3. Т. 43. С. 5–14.

5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005.

6. Кольцова В.А. Гуманитарное знание: история и перспективы развития. // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 37–71.

7. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: “Искусство-СПБ”, 2000.

8. От сравнительной к межкультурной философии / сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука; Вост. лит., 2022.

9. Патяева Е.Ю. Классическое, неклассическое и постнеклассическое знание в современной психологии. // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 160–194.

10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.

11. Плющ А.Н. Понимание идентичности в контексте культурно-исторической психологии. Психология. 2023. № 2. С. 338–354.

12. Плющ А.Н. Становление субъекта: от бессубъектности к метасубъектности. Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 14–26.

13. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

14. Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.

16. Сергиенко Е.А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

17. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

18. Человек как открытая целостность / ответ. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022.

19. Фуко М. Пространство, знание и власть. // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. С. 215–236.

20. Янчук В.А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива позиционирования в психологическом многообразии. // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 385–409.

21. Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Владивосток: Дальнаука, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх