Проблемы исследований способностей в новейшей российской психологии: в поисках новой теории

 
Код статьиS020595920027081-5-1
DOI10.31857/S020595920027081-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Должность: декан педагогического факультета
Аффилиация: ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Должность: директор
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор-исследователь Департамента психологии факультета социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 4
Страницы5-14
Аннотация

Обсуждается состояние проблемы способностей в новейшей истории отечественной психологической науки. Утверждается, что несмотря на декларируемое психологическим сообществом признание высокой функциональной значимости способностей как фактора достижений в разных видах деятельности, как фактора развития человека, реальная продуктивность исследований в области психологии способностей остается достаточно низкой. Показано, что в новейшей истории российской психологии происходит спад заинтересованности научного сообщества в разработке данной проблематики. Это является следствием более длительного процесса низкой интенсивности исследований способностей в советской психологии. На основе анализа публикаций в ведущих психологических журналах за период 1991–2022 гг. предпринята попытка систематизации исследований в области психологии способностей. Было использовано два подхода к анализу исследований: методологический анализ (характеристика исследований по типу, предмету, методу, объекту), функциональный анализ (характеристика по основанию использования способностей как объекта исследования и как объекта формирования). Обосновывается утверждение о том, что снижение интенсивности исследований в области психологии способностей является следствием отсутствия в психологической науке “работающей” теории способностей, позволяющей решать задачи определения структуры способностей и их взаимодействия, их развития, функционирования и формирования.

Ключевые словаспособности, психология, теория способностей, методология, объяснение, интеграция
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00089, https://rscf.ru/project/22-28-00089/
Получено12.08.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов25650
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 106

Оценка читателей: голосов 0

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психологии. Указатель 1410 докторских диссертаций (1935–2019). М.: Проспект, 2020.

2. Воронин А.Н., Кочкина О.М. Структура языковых способностей в процессе освоения дискурсивной практики // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 92–110.

3. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 2. С. 94–104.

4. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Вместо введения: основные типы тенденций развития психологии // Новые тенденции и перспективы психологической науки. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 5–8.

5. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 598–622.

6. Махмутова Е.Н., Андреева М.М., Дмитренко Т.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1 (90). С. 91–106.

7. Мелехин А.И. Метакогнитивные способности в пожилом возрасте: специфика и предикторы // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 3. С. 47–62.

8. Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика “Сказочный семантический дифференциал”: диагностические возможности // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 41–54.

9. Попова С.И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 99–108.

10. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Гаврилова Е.В. Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 61–70.

11. Тихомирова Т.Н., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б. Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов общих способностей в старшем дошкольном возрасте // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 97–114.

12. Тучина О.Д., Шустов Д.И., Агибалова Т.В., Шустова С.А. Нарушения проспективной способности как возможный патогенетический механизм алкогольной зависимости // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1 (103). С. 79–101.

13. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

14. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 2 (99). С. 252–275.

15. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019.

16. Холодная М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 15–26.

17. Холодная М.А., Трифонова А.В., Волкова Н.Э., Сиповская Я.И. Методики диагностики понятийных способностей // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 3. С. 105–118.

18. Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Межполушарные и внутриполушарные межмодальные перешифровки как фактор выраженности математических способностей в юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 153–163.

19. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 35–47.

20. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15–26.

21. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.

22. Шадриков В.Д. Системогенез ментальных качеств человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022.

23. Щебланова Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 16–27.

24. Glazunova O.I., Gromyko Yu.V. Mastering way of action as an integral indicator of the development of intellectual abilities in learning: to the problem of constructing an activity diagnostics of abilities // Cultural-Historical Psychology. 2021. Т. 17. № 3. С. 58–68.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх