Полвека без Б. Г. Ананьева: творческое наследие ученого в современной Петербургской психологической школе

 
Код статьиS020595920021489-3-1
DOI10.31857/S020595920021489-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 4
Страницы118-127
Аннотация

Статья написана в память о Борисе Герасимовиче Ананьеве. Цель статьи — подвести некоторые итоги воплощения идей, исследований, начинаний Б.Г. Ананьева его учениками и последователями в научно-исследовательской и образовательной деятельности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета за прошедшие после его кончины полвека. Здесь, в университете происходили главные события истории Петербургской психологической школы второй половины ХХ века, состоялись знаменитые комплексные исследования человека, было открыто психологическое отделение, преобразованное позже в факультет. Б.Г. Ананьев выдвинул несколько крупных научных программ: первая — исследование психических процессов, в наибольшей степени чувственных, интегрированных в целостную сенсорно-перцептивную организацию. Вторая программа предполагает изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Третья программа охватывает всевозрастную психологию развития, акмеологию. Четвертая программа включает педагогическую психологию как педагогическую антропологию. Научное наследие Ананьева далеко не исчерпано, но не все его программы и замыслы находят продолжение и развитие в современной Петербургской школе в постананьевский период. Это вывод сделан на основе научных публикаций, собственных наблюдений, воспоминаний современников и мнений ученых разных поколений. Статья написана в жанре теоретического анализа истории Петербургской психологической школы в определенном хронотопе ее существования.

Ключевые словаметодология, история психологии, Петербургская психологическая школа, научное наследие Б.Г. Ананьева, сенсорно-перцептивная организация, интеллект, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, всевозрастная психология развития, педагогическая антропология
Дата публикации15.09.2022
Кол-во символов23514
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 347

Оценка читателей: голосов 0

1. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: ЛГУ. 1977.

2. Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. // Философские записки. Т.IV. М.: Изд-во АН СССР. 1951. С. 59–68.

3. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 156–170.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

5. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

7. Ананьев Б.Г. Уровни пространственной ориентации человека // Вестник ЛГУ. Сер. 11: Экономика. Философия. Право. 1971. № 2. С. 70–78.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во “Наука”: 1977.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

10. Балин В.Д. Теоретическая психология. 2-е из. М.: Юрайт, 2022.

11. Борисова Н.И. Исследование тепловой и вибрационной чувствительности в связи с особенностями реактивности организма человека: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л., 1978.

12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ. 1984.

13. Гильманова Ф. Р. Исследование индивидуально-типических особенностей обоняния в структуре сенсорной организации человека. Автореф. ... канд. психол. наук. Л.: ЛГУ. 1973.

14. Гинецинский В.И. Антропогогика индивидуализации. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

15. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и ранней взрослости. Авторефер. …докт. психол. наук. СПб., 1996.

16. Головей Л.А., Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В. Б.Г. Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 108–117.

17. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

18. Даниленко О.И. Индивидуальность в контексте культуры: психология душевного здоровья. Учеб. пос. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

19. Дерманова И.Б. Субъективная реальность // Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Изд. Юрайт, 2016. С. 244–260.

20. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

21. Исследования по проблеме чувствительности / Труды Института мозга им. В.М. Бехтерева, т. XIII. Л., 1940.

22. Кирдяшкина Т.А. Индивидуально-типические особенности модальностной структуры сенситивности. Автореферат дисс…канд. психол. наук. Л., 1986.

23. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

24. Логинова Н.А. Феномен человека: жизнь и творческая индивидуальность Б.Г. Ананьева // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 38–48.

25. Логинова Н.А. Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

26. Логинова Н.А. О выступлении Б.Г. Ананьева на Всесоюзном семинаре работников школьного образования // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 105–116.

27. Логинова Н.А. Биографические исследования истории психологии // Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология. 2022. Вып 1. С. 38–51.

28. Мироненко И.А. Биосоциальная проблема и становление глобальной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. Москва, 2019.

29. Мироненко И.А., Журавлев А.Л. Биосоциальная проблема в контексте глобальной психологической науки: об универсальных характеристиках человека // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 87–98.

30. Оленникова М.В. Исследование соотношений психомоторики и личностных характеристик в целях психодиагностики Автореферат дисс. … канд. психол. наук. Л., 1983.

31. Психологическая наука в Санкт-Петербургском государственном университете. 1966–2016 / Ответ. ред. Н.В. Гришина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016.

32. Психоэмоциональное благополучие человека: интегративный подход /отв. ред. Л.А. Головей. СПб.: Изд-во “Нестор-история”, 2020.

33. Рыбалко Е.Ф. Избранные труды по психологии: Дифференциально-психологические проблемы развития человека / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.

34. Сейферт И.В., Осорина М.В. О роли образного и словесно-знаковых языков в формировании математических концептов у студентов инженерных специальностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2015. № 2. С. 30–45.

35. Снетков В.М. Антропоцентрическая парадигма как основа интеграции психологии // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010.Вып. 2. С. 134–142.

36. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб. Изд-во “Алетейя”, 2000.

37. Стрижицкая О.Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности. Дисс. … докт. психол. наук. СПб., 2018.

38. Щербакова О.В. Несмешно и непонятно: восприятие жанровых стилистических особенностей анекдотов современными молодыми взрослыми // Психолингвистика. 2019. №1(39). С. 165–181.

39. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.

40. Юшачкова Т.Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей. Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2006.

41. Якунин В.А. История психологии. М.: Изд-во Михайлова В.А. 1998.

42. Якунин В.А. Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ // Методология и история психологии. 2008. № 4. С. 70–84.

43. Mironenko I.A. Activity theory: Quest for the Unattainable and Hope for the Future // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2016. V. 50. №. 3. P. 382–391.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх