Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления

 
Код статьиS020595920021475-8-1
DOI10.31857/S020595920021475-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 4
Страницы15-26
Аннотация

Анализируется феноменология рефлексии с учетом связей ее уровня с различными интеллектуальными и личностными свойствами, а также успешностью деятельности. Обосновывается роль метакогнитивных способностей как основы позитивных и негативных проявлений высокого и низкого уровня рефлексии, позволяющих говорить о “светлых” и “темных” сторонах рефлексии и арефлексии. Описываются проявления “эффектов расщепления” высоких и низких показателей рефлексии. Полюс высокой рефлексии может скрывать как продуктивные формы саморегуляции с позитивными последствиями (повышение успешности деятельности, самоэффективность, системная рефлексия), так и дезадаптивные формы саморегуляции с негативными последствиями (снижение успешности деятельности, руминации, гиперперсональный контроль, иллюзорный контроль, интроспекция, квазирефлексия). В свою очередь, полюс низкой рефлексии также “расщепляется” на две разные составляющие: продуктивные формы саморегуляции с позитивными последствиями (имплицитное обучение, интеллектуальное поведение экспертов, вторичный контроль, избирательная осмысленность, творческий процесс) и дезадаптивные формы саморегуляции с негативными последствиями (снижение успешности деятельности, выученная беспомощность, психологическая инкапсуляция). В качестве механизма, обеспечивающего эффект расщепления высоких и низких показателей рефлексии, выступают метакогнитивные способности (способность к произвольному и непроизвольному контролю собственной психической активности). Результаты исследования позволяют сделать вывод о многомерной, нелинейной природе рефлексии.

Ключевые словарефлексия, саморегуляция, когнитивный контроль, непроизвольный контроль, произвольный контроль, эффект расщепления, метакогнитивные способности
Дата публикации15.09.2022
Кол-во символов32503
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 264

Оценка читателей: голосов 0

1. Авраменко Н.Н. Роль рефлексивных процессов в выборе стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 128–132.

2. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 19–35.

3. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 21–28.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5–361.

5. Карпов А.А., Карпов А.В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 69–78.

6. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления. М.–Ярославль: Диа-Пресс, 2000.

7. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.

8. Карпов А.В. О понятии метакогнитивных способностей личности // Психология интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной и др. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 35–46.

9. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход. М.: Изд-во РАО, 2011.

10. Костенко В.Ю. Рефлексивные предпосылки личностной зрелости: Дис. … канд. психол. наук. М., 2017.

11. Лаптева Н.М. Инкубация в решении творческих задач: гипотезы и перспективы исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 630–644.

12. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2011. № 2 (16). URL: http//psystudy.ru/index.php/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html (дата обращения: 20.10.21).

13. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия “хорошая” и “дурная”: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.

14. Литвинов А.В., Иволина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2013. № 3. С. 59–70.

15. Морошкина Н.В., Иванчей И.И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. Т. 7. № 4. С. 109–131.

16. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 62–78.

17. Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 56–60.

18. Перевалова О.В. Рефлективные способности личности как полинаучная категория // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 237–244.

19. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

20. Пуговкина О.Д., Шильникова З.И. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. № 2. С. 18–28.

21. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2/1 (70). С. 69–72.

22. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 65–73.

23. Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 3. С. 22–39.

24. Серегин К.С. Связь рефлексии и понятийного мышления подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2013.

25. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010.

26. Сергиенко Е.А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

27. Соловьева Е.В. Выраженность параметров эмпатии при уровнях авторитарной агрессии // Методология современной психологии. 2021. № 4. С. 123–127.

28. Филинская М.А., Лифинцев Д.В. Взаимосвязь руминативного мышления и эмоциональной дезадаптации у школьников старших классов (9, 10, 11 класс) // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 8. С. 69–77.

29. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.-Томск: Барс, 1997.

30. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019.

31. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2 изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004.

32. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: теоретические и методические следствия // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 18–31.

33. Чемякина А.В., Перевозкина Ю.М., Карпов А.В., Карпов А.А. Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 209–228.

34. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения // Акмеология. 2013. № 1(45). С. 31–45.

35. Burger J.M. Negative reactions to increases in perceived personal control // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. V. 56. № 2. P. 246–256.

36. Cowley E., Briley D.A., Farrell C. How do gamblers maintain an illusion of control // Journal of Business Research. 2015. V. 68. № 10. P. 2181–2188.

37. Dienes Z., Perner J. A theory of implicit and explicit knowledge // Behavioral and Brain Sciences. 1999. № 22. P. 735–808.

38. Dienes Z., Scott R. Measuring unconscious knowledge: Distinguishing structural knowledge and judgment knowledge // Psychological Research. 2005. № 69. P. 338–351.

39. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. 1979. V. 34. № 10. P .96–101.

40. Hwang J. Relationships among locus of control, learned helplessness, and mathematical literacy in PISA 2012: focus on Korea and Finland // Large-scale Assess Education. 2019. V. 7. № 4.

41. Ingram R.E. Self-focused attention in clinical disorders: Review and a conceptual model // Psychological Bulletin. 1990. V. 107. № 2. P. 156–176.

42. Lam A.G., Zane N.W.S. Ethnic differences in coping with interpersonal stressors: A test of self-construals as cultural mediators // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2004. V. 35. P. 446–459.

43. Langer E.J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. V. 32. № 2. P. 311–328.

44. Morling B., Evered S. Secondary control reviewed and defined // Psychological Bulletin. 2006. V. 132 № 2. P. 269–296.

45. Munakata Y., Snyder H.R., Chatham Ch.H. Developing Cognitive Control: Three Key Transitions // Current Directions in Psychological Science. 2012. V. 21. № 2. P. 71–77.

46. Nisbett R.E., Aronson J., Blair C., Dickens W., Flynn J., Halpern, D.F., Turkheimer E. Intelligence: New findings and theoretical developments // American Psychologist. 2012. V. P. 130–159.

47. Nolen-Hoeksema S., Parker, L.E., Larson J. Ruminative coping with depressed mood following loss // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. V. 67. № 1. P. 92–104.

48. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E, Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. V. 3. № 5. P. 400–424.

49. Rothbaum F., Weisz J.R., Snyder S.S. Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control. Journal of Personality and Social Psychology. 1982. V. 42. № 1. P. 5–37.

50. Shapiro D.H., Schwartz C.E., Astin J.A. Controlling ourselves, controlling our world: Psychology’s role in understanding positive and negative consequences of seeking and gaining control // American Psychologist. 1996. V. 51. № 12. P. 1213–1230.

51. Sternberg R.J. The triarchic mind: A new theory of human intelligence. N.Y.: Viking Penguin Inc., 1988.

52. Thurstone L.L. The nature of intelligence. London: K. Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd.; New York: Harcourt, Brace & Company, Inc., 1924.

53. Watt C., Watson S., Wilson L. Cognitive and psychological mediators of anxiety: Evidence from a study of paranormal belief and perceived childhood control // Personality and Individual Difference. 2007. V. 42. № 2. P. 335–343.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх