“Братья Карамазовы” и “Сон смешного человека” (к вопросу об автоинтертекстуальности у позднего Достоевского)

 
Код статьиS241377150014008-1-1
DOI10.31857/S241377150014008-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 1
Страницы62-70
Аннотация

До настоящего времени не было замечено, что “фантастический рассказ” Достоевского “Сон смешного человека” (1877) в латентной форме содержит едва ли не все центральные темы романа “Братья Карамазовы” (1878–1880). Своим равнодушием к судьбам других людей герой этого рассказа напоминает Ивана Карамазова. При этом, в отличие от “Сна смешного человека”, в последнем романе Достоевского детально прослежено, как герой-интеллектуал неосторожно заражает мыслью о том, что “все позволено”, носителя “простого сознания” – Смердякова, и к каким катастрофическим последствиям это приводит. Увиденный во сне идеальный мир переворачивает душу “смешного человека”, не только избавляя его от экзистенциального равнодушия, но и превращая его в проповедника деятельного самоотвержения. Этим герой как бы предвещает мысль старца Зосимы о значении “опыта деятельной любви”. Наконец, бросается в глаза и родство “смешного человека” с Алешей Карамазовым, которого многие в романе также воспринимают как “чудака” или “юродивого”. Итак, в “Сне смешного человека” можно видеть своего рода художественно-идеологическое зерно “Братьев Карамазовых”. Проясняя смысл итогового произведения Достоевского, его “фантастический рассказ” при сопоставлении с ним становится понятнее для нас и сам по себе. И в этом смысле он может послужить основой для научной интерпретации романа.

Ключевые словаДостоевский, “Братья Карамазовы”, “Сон смешного человека”, автоинтертекстуальность, интерпретация, сквозные темы, повторяющиеся мотивы
Получено10.03.2021
Дата публикации11.03.2021
Кол-во символов30369
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 654

Оценка читателей: голосов 0

1. Кибальник С.А. Идеал “вселенской Церкви” в “Братьях Карамазовых” (Ф.М. Достоевский и Вл.С. Соловьев) // Русская литература и философия: пути взаимодействия. Вып. 2. Литература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети XX в. К 165-летию Вл. Соловьева / Отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018. С. 272–286.

2. Кибальник С.А. Вопросы автоинтертекстуальности в романе Достоевского “Идиот” // Достоевский и мировая культура. Альманах № 36. СПб.: Серебряный век, 2018. С. 56–74.

3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Кибальник С.А. Морфология романа Достоевского и современные проблемы теории интертекстуальности // Кибальник С.А. Чехов и русская классика. Проблема интертекста. СПб.: Петрополис, 2015. С. 115–131.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Изд-во “Э”, 2017. С. 220–612.

6. Воге П. Люцифер Достоевского. О рассказе “Сон смешного человека” // Достоевский и мировая культура. Альманах № 13. СПб.: Серебряный век, 1999. С. 185–204.

7. Катасонов В. Религиозные аспекты рассказа Ф.М. Достоевского “Сон смешного человека” // Достоевский и мировая литература. Альманах № 30. Ч. I. М.: Общество Достоевского. Московское отделение, 2013. С. 191–218.

8. Туниманов В.А. Сатира и утопия (“Бобок”, “Сон смешного человека” Ф.М. Достоевского) // Туниманов В.А. Лабиринт сцеплений: избранные статьи. СПб.: Пушкинский Дом, 2013. С. 39–60.

9. Степанян К.А. Загадки “смешного человека” // Достоевский и мировая культура. Альманах № 32. СПб.: Серебряный век, 2014. С. 63–83.

10. Джексон Р. Смешной человек – после Дон Кихота // Джексон Р. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. М.: Радикс, 1998. C. 209–220.

11. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 2. 623 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх