Педология и прикладная психология в России первой трети ХХ века

 
Код статьиS020595920017741-1-1
DOI10.31857/S020595920017741-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии
Аффилиация: ФГБОУВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 6
Страницы83-91
Аннотация

В статье рассматривается становление и ликвидация педологии и психотехники в России 1920–1930-х гг. Обсуждаются общее и отличное в практических задачах и научных проблемах педологии¸ психотехники и общей психологии, обозначена позиция Л.С. Выготского по вопросу о связях педологии и психотехники. Кризис педологии и психотехники и их ликвидация после Постановления ЦК ВКП(б) о педологии (1936 г.) соотносятся с ошибками представителей этих дисциплин, а также изменением социально-экономических и идейно-политических условий жизни общества в СССР реконструктивного периода, а также с обострением политического противостояния коммунизма и национал-социализма в предвоенной Европе. Сделаны выводы об ответственности прикладной психологии перед обществом при ее вмешательстве в задачи социальной практики.

Ключевые словапедология, психотехника, прикладная психология, общая психология, кризис педологии, практические задачи, научные проблемы, социальная практика, государственное управление наукой
Дата публикации16.12.2021
Кол-во символов29276
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 498

Оценка читателей: голосов 0

1. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972.

2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (рукопись 1927 г.) // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 293–436.

3. Выготский Л.С. Психотехника и педология // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 2–3. С. 173–181.

4. Выготский Л.С. Социалистическая переделка человека // Фронт науки и техники. ВАРНИТСО и СНР. 1930. № 9–10. С. 36–44.

5. Геллерштейн С.Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки // Советская психотехника. 1932. № 1–2. С.7–36.

6. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. М.: Работник просвещения, 1927.

7. Колбановский В.Н. Так называемая психотехника (Газета “Известия” от 23 октября 1936 г.) // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 162–165.

8. Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 2. С. 111–133.

9. Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники. СПб.: Алетейя, 2004.

10. Лурия А.Р. Кризис буржуазной психологии // Психология. 1932. № 1–2. С. 63–88.

11. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917–1957). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

12. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М.: Просвещение, 1967.

13. Петровский А.В. Непрочитанные страницы истории психологии — тридцатые годы // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 125–138.

14. Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Мифическое и реальное в судьбе советской педологии // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 123–136.

15. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. “О педологических извращениях в системе Наркомпросов” // Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1952. С. 95–99.

16. Родин А.М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. 1998. № 4. С. 92–98.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. (1 изд. – — 1940).

18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.: Тип. Н.А. Лебедева, 1881. 5 изд. Т. 1, Т. 2.

19. Шабельников В.К. Функциональная психология. (Формирование психологических систем). М.: Академический проект, 2004.

20. Шпильрейн И.Н. К вопросу о теории психотехники // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №3. С. 156–169.

21. Шпильрейн И.Н. Классовые различия в тестовых испытаниях интеллекта // Психотехника и психофизиология труда. 1930. № 1. С. 3–8.

22. Шпильрейн И.Н. Научная организация психотехники // Время. 1924. № 4. С. 19.

23. Шпильрейн И.Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 4–6. С. 247–285.

24. Шпильрейн И.Н. Предисловие к книге Э. Штерна “Прикладная психология. Методы и результаты”. М.: Красная новь, 1924. С. 3–5.

25. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. С. 318–329.

26. Stern W. Die differentielle Psychology in ihren methodischen. Grundlagen. Bern-Göttingen-Toronto-Seattle: Verlag Hans Hüber, 1921.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх