Россия на Северном морском пути: в погоне за двумя зайцами?

 
Код статьиS013122270017847-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-11-123-130
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №11
Страницы123-130
Аннотация

Данная статья анализирует последние тенденции в подходах России к управлению Северным морским путем (СМП). С одной стороны, РФ демонстрирует желание превратить СМП в конкурентоспособную на мировом рынке транспортную артерию за счет привлечения иностранных инвестиций и грузов. С другой стороны, власти страны все больше стремятся к ограничению присутствия на Cевморпути иностранных судов. При этом в попытке защитить интересы отечественных компаний Россия невольно ставит под сомнение убедительность аргументов, на которые она опирается при обосновании жесткого национального режима доступа судов на СМП.

Ключевые словаАрктика, Северный морской путь, международное морское право, судоходство, безопасность, защита окружающей среды
Получено07.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов26648
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Северный морской путь (СМП) занимает важное место в планах России по развитию Арктики. По нему осуществляется вывоз добытых в Арктике природных ресурсов, он является кратчайшей морской артерией, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком. Неудивительно поэтому, что за последние годы развитие СМП получило мощный импульс. Растет объем грузопотока, активно реализуются планы по строительству мощного ледокольного флота. В 2021 г. было зафиксировано знаменательное для Севморпути событие: впервые в истории в разгар зимнего сезона СПГ-танкеры ледового класса прошли по нему в восточном направлении без ледокольной проводки, приближая достижение цели по обеспечению круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории СМП [1].
2 Несмотря на то что основным драйвером роста судоходства по Севморпути остаются нефтегазовые проекты в российской Арктике, власти РФ рассчитывают увеличить привлекательность маршрута и для международных перевозок. В 2011 г. В. Путин заявил, что проходить через СМП судам “гораздо выгоднее, чем через Суэцкий канал” [2]. Впоследствии власти страны неоднократно призывали иностранных партнеров использовать СМП [3]. Цели по его развитию не только как национальной, но и как конкурентоспособной на мировом рынке транспортной артерии по перевозке международных грузов заложены государством в принятых в 2020 г. стратегических документах по развитию Арктики.
3 Однако в последние годы наметилась и другая тенденция. На фоне ухудшения отношений с западными странами после 2014 г. и введенных ими санкций Россия все больше склоняется к ужесточению режима судоходства по Северному морскому пути и ограничению присутствия там иностранных судов. Одновременно в попытке защитить интересы отечественных компаний в регионе власти невольно ставят под сомнение базовые ценности, на которые опирается Россия при обосновании жесткого национального режима доступа судов в акваторию СМП.
4 Данная статья представляет собой попытку анализа двойственных подходов российских властей к управлению Северным морским путем и возможных последствий для РФ такой противоречивости.
5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АМБИЦИИ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ СМП

6 Последовательное увеличение грузопотока по Северному морскому пути за последние семь лет (с 4 млн т в 2014 г. до 33 млн т в 2020 г. [4]) в основном вызвано ростом объемов завозимых строительных материалов и вывозимых ресурсов из российской Арктики и напрямую связано с реализацией или строительством крупных нефтегазовых проектов – “Ямал-СПГ”, “Новый Порт”, “Арктик-СПГ-2” и др. [5, p. 8]. Транзитные потоки, хотя и имеют тенденцию к увеличению (объем транзитного судоходства вырос с 0.3 млн т в 2014 г. до более чем 1.2 млн т в 2021 г.), на сегодняшний день занимают в структуре грузоперевозок скромные 3% [6]. Следует учитывать также, что в данную статистику транзита входят не только международные перевозки, но и превосходящие их по объему каботажные перевозки в порты или из портов за пределами СМП (например, Сабетта–Мурманск, Мурманск–Владивосток и т. д.).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 475

Оценка читателей: голосов 0

1. Газовоз “Кристоф де Маржери” завершил переход по Севморпути в восточном секторе Арктики. Port News, 18.01.2021. [LNG Carrier “Christophe de Margerie” Completed Its Voyage in the Eastern Part of the Northern Sea Route. Port News, 18.01.2021. (In Russ.)] Available at: https://portnews.ru/news/307576/ (accessed 04.02.2021).

2. Путин: эксперты ожидают десятикратный рост грузопотока по Севморпути. РИА Новости, 26.04.2011. [Putin: Experts Expect 10-fold Increase in Traffic on the Northern Sea Route. RIA Novosti, 26.04.2011. (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/20110426/368513140.html (accessed 04.02.2021).

3. Путин пригласил партнеров использовать Северный морской путь. Российская Газета, 12.09.2018. [Putin Invited Partners to Exploit the Northern Sea Route. Rossiiskaya Gazeta, 12.09.2018. (In Russ.)] Available at: https://rg.ru/2018/09/12/reg-dfo/putin-priglasil-zarubezhnyh-partnerov-ispolzovat-severnyj-morskoj-put.html (accessed 04.02.2021).

4. Грузоперевозки по Севморпути в 2020 году выросли на 4.7%. Port News, 11.01.2021. [The Northern Sea Route Traffic Increased in 2020 by 4.7%. Port News, 11.01.2021. (In Russ.)] Available at: https://portnews.ru/news/307245/ (accessed 04.02.2021).

5. Sevastyanov S., Kravchuk A. Russia’s Policy to Develop Trans-Arctic Shipping along the Northern Sea Route. The Polar Journal, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 228-250. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1799609

6. Объем перевозок по Северному морскому пути в 2020 году составил 31 млн тонн. Port News, 11.01.2021. [Cargo Traffic on the Northern Sea Route in 2020 Reached 31 mln t. Port News, 11.01.2021. (In Russ.)] Available at: https://portnews.ru/news/306100/ (accessed 04.02.2021).

7. Suez Canal Maintained Volumes in 2020 and Extends Incentives for 2021. The Maritime Executive, 04.01.2021. Available at: https://www.maritime-executive.com/article/suez-canal-maintained-volumes-in-2020-and-extends-incentives-for-2021 (accessed 04.02.2021).

8. Brigham L. Governance and Economic Challenges for the Global Shipping Enterprise in a Seasonally Ice-Covered Arctic Ocean. Spohr K., Hamilton D.S., eds. The Arctic and World Order. Washington, 2020, pp.143-160.

9. Тодоров А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспекты. Проблемы национальной стратегии, 2017, № 3 (42), сс. 149-171. [Todorov A. International Transit Potential of the Northern Sea Route: Economic and Legal Aspects. National Strategy Issues, 2017, no. 3 (42), pp. 149-171. (In Russ.)]

10. Humpert M. Major Shipping Companies Hapag-Lloyd and MSC Step Away from Arctic Shipping. High North News, 18.10.2019. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/major-shipping-companies-hapag-lloyd-and-msc-step-away-arctic-shipping (accessed 04.02.2021).

11. Указ Президента России от 07.05.2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. [Russian Federation Presidential Decree of 07.05.2018 No. 204 “On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through to 2024”. (In Russ.)]

12. Круглогодичные перевозки по СМП позволят увеличить объемы грузов до 700 млн т в год. ТАСС, 15.01.2021. [Year-Round Traffic on the NSR Will Allow an Increase in Shipments up to 700 mln t per Year. TASS, 15.01.2021. (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/ekonomika/10468623 (accessed 04.02.2021).

13. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики: лед будет проломлен. ТАСС, 21.01.2021. [Minister for the Development of the Russian Far East and Arctic: the Ice Will Be Broken, TASS, 21.01.2021. (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/interviews/10512039 (accessed 04.02.2021).

14. Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года”. [Russian Federation Presidential Decree of 26.10.2020 No. 645 “On the Strategy for Developing the Russian Arctic Zone and Ensuring National Security until 2035”. (In Russ.)]

15. Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. № 164 “Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года”. [Russian Federation Presidential Decree of 05.03.2020 No. 164 “On Basic Principles of Russian Federation State Policy in the Arctic to 2035. (In Russ.)]

16. Севморпуть: теперь от арабов до Китая. Port News, 16.07.2020. [Northern Sea Route: Now from Arabs to China. Port News, 16.07.2020. (In Russ.)] Available at: https://portnews.ru/comments/2863/ (accessed 04.02.2021).

17. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”. [Federal Law of 31.07.1998 No. 155-FZ “On the Internal Maritime Waters, Territorial Sea and Contiguous Zone of the Russian Federation”. (In Russ.)]

18. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1487 Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути. [The Russian Government Decree of 18.09.2020 No. 1487 On Approval of Rules of Navigation in the Water Area of the Northern Sea Route. (In Russ.)]

19. Тодоров А. Правовой спор между Россией и США о Северном морском пути и похожий вопрос о Северо-Западном морском пути. Арктика и Север, 2017, № 29, сс. 62-75. [Todorov A. The Russia-USA Legal Dispute over the Straits of the Northern Sea Route and Similar Case of the Northwest Passage. Arctic and North, 2017, no. 29, pp. 62-75. (In Russ.)] DOI: 10.17238/issn2221-2698.2017.29.74

20. Diplomatic Note from the Government of the United States to the Government of the Russian Federation Regarding the Northern Sea Route Regulatory Scheme. Digest of United States Practice in International Law, 2015, 526–28. Available at: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/258187.pdf (accessed 04.02.2021).

21. Rusli M. The Application of Transit Passage Regime in Straits Used for International Navigation: A Study of the Straits of Malacca and Singapore. Asian Politics & Policy, 2012, No. 4(4), pp. 549-569.

22. Van Dyke J. Transit Passage through International Straits. Chircop A., McDorman T., Rolston S., eds. The Future of Ocean Regime-Building. Leiden, Nijhoff, 2009, pp. 175-232. DOI: 10.1163/ej.9789004172678.i-786.50

23. Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 460-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”. [Federal Law of 29.12.2017 No. 460-FZ “On Amending the Merchant Shipping Code of the Russian Federation and Invalidating Specific Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation”, December 29, 2017. (In Russ.)]

24. Pico S. Shipowners Prepared to Bring Russian Shipping Law before the EU. Shippingwatch, 12.02.2018. Available at: https://shippingwatch.com/carriers/article10300617.ece (accessed 04.02.2021).

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.03.2019 г. № 435-р. [The Russian Government Resolution of 14.03.2019 No. 435-r. (In Russ.)]

26. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона “О внесении изменений в статьи 4 и 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации”. [Report on Evaluation of Regulatory Impact on the Legislation Bill “On Amending Articles 4 and 7 of the Code of Merchant Shipping of the Russian Federation”. (In Russ.)] Available at: https://regulation.gov.ru/projects#npa=77599 (accessed 04.02.2021).

27. Веденеева А. В Арктике ищут российские признаки. Коммерсант, 22.06.2018. [Vedeneeva A. In Search for Russian Marks in the Arctic. Kommersant, 22.06.2018. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3663908 (accessed 04.02.2021).

28. Тодоров А. Куда ведет Северный морской путь? Российский совет по международным делам, 18.03.2019. [Todorov A. Where Does the Northern Sea Route Lead? Russian International Affairs Council. March 18, 2019. (In Russ.)] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kuda-vedet-severnyy-morskoy-put/ (accessed 04.02.2021).

29. Bennett M., Stephenson S. et al. Climate Change and the Opening of the Transpolar Sea Route: Logistics, Governance, and Wider Geo-Economic, Societal and Environmental Impacts. Spohr K., Hamilton D., eds. The Arctic and World Order. Washington, Foreign Policy Institute, 2020, pp. 161-186.

30. Вылегжанин А.Н., ред. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: материалы международного научного симпозиума (Москва, РСМД, 4 сентября 2012 г.). Москва, Спецкнига, 2012. 88 c. [Vylegzhanin A., ed. International Cooperation in the Field of Environmental Protection, Conservation and Rational Management of Biological Resources in the Arctic Ocean: International Scientific Symposium Materials (Moscow, RIAC, September 4, 2012). Moscow, Spetskniga, 2012. 88 p. (In Russ.)]

31. Клюев В. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. Арктические ведомости, 2012, № 3, сс. 68-77. [Klyuev V. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Concerning State Regulation of Merchant Shipping in the Area of the Northern Sea Route. The Arctic Herald, 2012, No. 3, pp. 68-77. (In Russ.)]

32. Веденеева А., Барсуков Ю. Севморпуть дошел до Кремля. Коммерсант, 03.05.2018. [Vedeneeva A., Barsukov Y. The Northern Sea Route Has Reached the Kremlin. Kommersant, 03.05.2018. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3619227 (accessed 04.02.2021).

33. Веденеева А. Севморпуть станет газопригоднее. Коммерсант, 02.11.2018. [Vedeneeva A. The Northern Sea Route Becomes More Gas-Oriented. Kommersant, 02.11.2018. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3787590 (accessed 04.02.2021).

34. Humpert M. Arctic Cargo Ship Violates Safety Rules Prompting Month-Long Rescue Operation. High North News, 14.01.2021. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/arctic-cargo-ship-violates-safety-rules-prompting-month-long-rescue-operation (accessed 04.02.2021).

35. Humpert M. IMO Moves Forward with Ban of Arctic HFO but Exempts Some Vessels until 2029. High North News, 24.02.2020. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/imo-moves-forward-ban-arctic-hfo-exempts-some-vessels-until-2029 (accessed 04.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх