From ecology of childhood to psychology of sustainable development

 
PIIS020595920010513-0-1
DOI10.31857/S020595920010513-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the department of psychology and pedagogy
Affiliation: Peoples' Friendship University of Russia
Address: Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6
Occupation: Head of the Laboratory of ecopsychology of development and psychodidactics
Affiliation: Psychological Institute of the Russian Academy of Education
Address: Mokhovaya str., 9, building 4
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 41 Issue 4
Pages121-125
Abstract

The article presents the main results of the discussion of the status and prospects of environmental and psychological research at the international conference “9th Russian Conference on Environmental Psychology: From the Ecology of Childhood to the Psychology of Sustainable Development” (March 17–19, 2020, Moscow). According to the results of the conference, it was noted that in the context of a global deterioration of the ecological and social situation on the planet, the coronavirus pandemic, the wide digitalization of life and other environmental challenges,active participation required of psychologists and teachers in ensuring the ecological existence and development of children and adults in accordance with the goals of the Sustainable Development Concept development of mankind and the planet.

KeywordsConference, environmental psychology, childhood ecology, psychology of sustainable development, mental states, environmental education, subject-environment interactions
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR, project number 19-29-14067
Received23.07.2020
Publication date24.07.2020
Number of characters18178
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Девятая Российская конференция по экологической психологии “От экологии детства к психологии устойчивого развития” состоялась 17–19 марта 2020 г. в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО, г. Москва) при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-20033).
2 Актуальность обсуждения современного состояния и перспектив эколого-психологических исследований в контексте устойчивого развития общества и природы обусловлена тем, что экологические проблемы не могут быть решены лишь техническими средствами и требуют гуманитарного осмысления. Прежде всего речь идёт о психологических и педагогических условиях и методах трансформации антропоцентрической позиции в отношениях человека к окружающей природной и социокультурной среде обитания, а также по отношению к собственной природе человека.
3 С приветственным словом выступили исполняющий обязанности директора ПИ РАО кандидат психологических наук, профессор П.А. Сергоманов, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор академик РАО С.Б. Малых, также было зачитано приветственное слово от директора Института педагогического образования университета Дунайвароша (Венгрия) Сабо Чиллы Марианны.
4

Пленарное заседание конференции было открыто докладом заведующего лабораторией экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО, д-ра психол. наук, проф., чл.-корр. РАО В.И. Панова “Психология устойчивого развития: истоки и перспективы”. Уже третья конференция проводится под лозунгом устойчивого развития общества и планеты (sustainable development). Несмотря на то, что впервые идеи устойчивого развития были озвучены в мировом сообществе еще в 1972 г., они до сих пор практически неизвестны, а для психологов и вовсе являются terraincognita. Происходит стремительное самоуничтожение человечества на всех уровнях бытия: алкоголизация и наркотизация вызывают мутации человеческого генотипа, глобализация приводит к исчезновению культур. Известна “красная книга” редких и исчезающих биологических видов, но в культуре происходит то же самое, а ведь человек обретает свою родовую сущность именно через присвоение культурных образцов. Возрастающая социальная напряжённость приводит к массовому угнетению психических функций как взрослого, так и ребенка, от постоянного стресса до психических отклонений. Между тем в работах экологов обосновано взаимовлияние экологии и экономики, политики, права и т.п., но не акцентируются связи экологии и восприятия, мышления, эмоций, общения людей с природой, другими людьми, самим собой. Необходимо активное привлечение психологии, и не только в связи с проблемами экологического сознания и поведения человека. Активно происходит масштабная цифровизация образовательной среды, что требует особого внимания со стороны психологической науки.

Number of purchasers: 1, views: 506

Readers community rating: votes 0

1. Ekopsihologicheskie issledovaniya − 6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnyh statej. Ed. V.I. Panov. Moscow: FGBNU “Psihologicheskij institute RAO”; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020.

Система Orphus

Loading...
Up