К вопросу о социально-психологических последствиях внедрения новых технологий и определении перспективных направлений исследований

 
Код статьиS020595920010486-0-1
DOI10.31857/S020595920010486-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Курский государственный университет” (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, д. 33
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: ул. Радищева, 33
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: ул. Радищева, 33
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 4
Страницы109-114
Аннотация

В рамках дискуссии обсуждаются вопросы, поднятые в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”. Оценивается актуальность и своевременность поднятых авторами проблем, уровень методологического и теоретического обоснования в оценке социально-психологических последствий существования людей и групп в “цифровом обществе”, эвристические возможности предлагаемых перспективных направлений исследований.

Ключевые словаНовые технологии, перспективные направления исследований, социальное самочувствие людей, группа как субъект социального действия, новые технологии и образование.
Получено22.07.2020
Дата публикации24.07.2020
Кол-во символов13588
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В настоящее время в связи с кардинальным изменением современного человека и окружающего его мира, большую актуальность приобретают исследования психологических особенностей людей в условиях глобальных рисков. Поэтому представляется целесообразным в рамках дискуссии обсудить вопросы, поднятые в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований” [9]. Следует отметить, что данная публикация является логическим развитием идей, представленных ранее в статье А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича о перспективах психологии как стратегической науки в решении задач российского общества [10].
2 Мы поддерживаем мнение о том, что в нашей стране, только достигнув статуса стратегической науки, психология будет в состоянии решать соответствующие задачи и в “цифровом обществе”. Особенно это необходимо учитывать, поскольку в настоящее время в России, как подчеркивают авторы обсуждаемой статьи, увеличивается техно-гуманитарный дисбаланс, а также разрыв между технологическим оптимизмом и социальным пессимизмом, что требует все большего внимания не только к растущим технологическим возможностям, но и к возможным последствиям влияния этого процесса на отношения между людьми. В рамках дискуссии представляется целесообразным обсудить на различных уровнях социально-психологического анализа (личности, межличностных отношений, группы, межгрупповых отношений, общества) открывающиеся эвристические возможности для отечественной социальной психологии и социальных психологов предлагаемые авторами обсуждаемой статьи подходы к прогнозированию влияния новых технологий на общество, а также оценить возможные социально-психологические последствия их внедрения в повседневную жизнь людей.
3 По нашему мнению, в структуру принципов социально-психологического прогнозирования последствий влияния новых технологий на человека желательно ввести принцип оптимального соответствия психических ресурсов человека требованиям новых технологий.
4 Так, например, согласно экспериментам С. Милграма, в мегаполисах воздействие огромного количества воспринимаемых человеком лиц вызывает у личности негативные изменения в системе ее духовно-нравственных качеств [15]. А влияние новых технологий на качество публикаций в СМИ, отмеченное А. Дятловым, проявляется в том, что работа компьютера не соразмерна работе человеческой мысли, которая привыкла к движению пера или карандаша, идущих на равных скоростях, благодаря чему отсутствует та самая недодуманность и легковесность, которой так много сегодня, когда мы живем и думаем в стремительном формате гаджетов и социальных сетей [7].
5 Кроме того, желательно расширение принципа многоуровневой организации совместной жизнедеятельности. Так положение о том, что “…негативные последствия технологических или экономическим изменений на индивидуальном (или личностном) уровне могут быть компенсированы позитивными последствиями на том же или групповом уровне” [9], может быть дополнено предложением об обеспечении позитивного социального самочувствия личности статусно-позиционной структурой удовлетворенности в системе социальных организаций (от группы до организаций более высокого уровня, вплоть до общества в целом), что будет способствовать сближению ценностей личности и общества [8].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 424

Оценка читателей: голосов 0

1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологические подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во “Ин-т психологии РАН”, 1997. С. 7−37.

2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №1. С. 6−19.

3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

4. Борисенко Н.А., Граник Г.Г. Цифровой учебник для поколения Z: проблемы и перспективы создания // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В. И. Панов. М.: ФГБНУ “Психологический институт РАО”; Курск: Университетская книга, 2020. С. 430−435.

5. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи 12 сентября 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18–24.

7. Дятлов А. Предисловие // Песков В.М. Полн. собр. соч. Т. 4. М.: Комсомольская Правда, 2014. С. 3−5.

8. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов: на материале исследования молодежных учебных групп: дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2010.

9. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. №5. С. 35−47.

10. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть 1. Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи // Психологический журнал. 2013. Т. 34. №1. С. 3−14.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

12. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. №6. С. 8−21.

13. Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.

14. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. Пермь: Хортон, 1993.

15. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

16. Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.

18. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Методологические проблемы использования эксперимента в социально-психологическом исследовании совместной деятельности и группового поведения // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы: сборников материалов конференции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 65−70.

19. Семенов В.Е. Изменения в ценностях российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 2058−2064.

20. Университет 20.35 создаст новые форматы и “упаковку” знаний // Веб-сайт “Информбюро 20.35. Национальная технологическая инициатива”. URL: https://ntinews.ru/news/unti/universitet-20-35-sozdast-novye-formaty-i-upakovku-znaniy.html

21. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень ВАК. 2005. №6. С. 1−11.

22. Форопонова А.А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: автореф. дис…. канд. психол. наук. Курск, 2014.

23. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. и др. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX – XXI вв.). Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.

24. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения: На примере вуза физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук . СПб., 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх