To the question of the socio-psychological consequences of introducing new technologies and identifying promising areas of research

 
PIIS020595920010486-0-1
DOI10.31857/S020595920010486-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Kursk, Radischev str., 33
Occupation: Head of psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University”
Address: Radishhev str. 33
Occupation: head of psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Radishhev str. 33
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 41 Issue 4
Pages109-114
Abstract

The article by A.L. Zhuravlev and T.A. Nestik “Socio-psychological consequences of the introduction of new technologies: promising areas of research” is discussed. The relevance and timeliness of the problems raised by the authors, the level of methodological and theoretical justification in assessing the socio-psychological consequences of living people and groups in the “digital society”, heuristic capabilities of the proposed promising areas of research are etimated.

KeywordsNew technologies, promising areas of research, social well-being of people, a group as a subject of social action, new technologies and education
Received22.07.2020
Publication date24.07.2020
Number of characters13588
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В настоящее время в связи с кардинальным изменением современного человека и окружающего его мира, большую актуальность приобретают исследования психологических особенностей людей в условиях глобальных рисков. Поэтому представляется целесообразным в рамках дискуссии обсудить вопросы, поднятые в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований” [9]. Следует отметить, что данная публикация является логическим развитием идей, представленных ранее в статье А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича о перспективах психологии как стратегической науки в решении задач российского общества [10].
2 Мы поддерживаем мнение о том, что в нашей стране, только достигнув статуса стратегической науки, психология будет в состоянии решать соответствующие задачи и в “цифровом обществе”. Особенно это необходимо учитывать, поскольку в настоящее время в России, как подчеркивают авторы обсуждаемой статьи, увеличивается техно-гуманитарный дисбаланс, а также разрыв между технологическим оптимизмом и социальным пессимизмом, что требует все большего внимания не только к растущим технологическим возможностям, но и к возможным последствиям влияния этого процесса на отношения между людьми. В рамках дискуссии представляется целесообразным обсудить на различных уровнях социально-психологического анализа (личности, межличностных отношений, группы, межгрупповых отношений, общества) открывающиеся эвристические возможности для отечественной социальной психологии и социальных психологов предлагаемые авторами обсуждаемой статьи подходы к прогнозированию влияния новых технологий на общество, а также оценить возможные социально-психологические последствия их внедрения в повседневную жизнь людей.
3 По нашему мнению, в структуру принципов социально-психологического прогнозирования последствий влияния новых технологий на человека желательно ввести принцип оптимального соответствия психических ресурсов человека требованиям новых технологий.
4 Так, например, согласно экспериментам С. Милграма, в мегаполисах воздействие огромного количества воспринимаемых человеком лиц вызывает у личности негативные изменения в системе ее духовно-нравственных качеств [15]. А влияние новых технологий на качество публикаций в СМИ, отмеченное А. Дятловым, проявляется в том, что работа компьютера не соразмерна работе человеческой мысли, которая привыкла к движению пера или карандаша, идущих на равных скоростях, благодаря чему отсутствует та самая недодуманность и легковесность, которой так много сегодня, когда мы живем и думаем в стремительном формате гаджетов и социальных сетей [7].
5 Кроме того, желательно расширение принципа многоуровневой организации совместной жизнедеятельности. Так положение о том, что “…негативные последствия технологических или экономическим изменений на индивидуальном (или личностном) уровне могут быть компенсированы позитивными последствиями на том же или групповом уровне” [9], может быть дополнено предложением об обеспечении позитивного социального самочувствия личности статусно-позиционной структурой удовлетворенности в системе социальных организаций (от группы до организаций более высокого уровня, вплоть до общества в целом), что будет способствовать сближению ценностей личности и общества [8].

Number of purchasers: 0, views: 400

Readers community rating: votes 0

1. Abul'hanova K.A. Rossijskij mentalitet: kross-kul'turnyj i tipologicheskie podhody. Rossijskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. Moscow: Izd-vo “In-t psihologii RAN”, 1997. P. 7−37. (In Russian)

2. Ancyferova L.I. Sposobnost' lichnosti k preodoleniyu deformacij svoego razvitiya. Psihologicheskij zhurnal. 1999. V. 20. №1. P. 6−19. (In Russian)

3. Bekhterev V.M. Izbrannye raboty po social'noj psihologii. Moscow: Nauka, 1994. (In Russian)

4. Borisenko N.A., Granik G.G. Cifrovoj uchebnik dlya pokoleniya Z: problemy i perspektivy sozdaniya. Ekopsihologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnyh statej. Ed.: V. I. Panov. Moscow: FGBNU “Psihologicheskij institut RAO”; Kursk: Universitetskaya kniga, 2020. P. 430−435. (In Russian)

5. Vystuplenie Prezidenta RF V.V. Putina na vstreche s predstavitelyami obshchestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi 12 sentyabrya 2012 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470. (In Russian)

6. Drobysheva T.V., ZHuravlev A.L. Specifika estestvennogo formiruyushchego eksperimenta v social'no-psihologicheskom issledovanii. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2008. №3 (16). P. 18–24. (In Russian)

7. Dyatlov A. Predislovie. Peskov V.M. Poln. sobr. soch. V. 4. Moscow: Komsomol'skaya Pravda, 2014. P. 3−5. (In Russian)

8. Elizarov S.G. Motivacionno-cennostnaya vklyuchennost' maloj gruppy v social'nuyu sistemu (sistemu grupp) razlichnyh tipov: na materiale issledovaniya molodezhnyh uchebnyh grupp: dis. ... dokt. psihol. nauk. Kursk, 2010. (In Russian)

9. ZHuravlev A.L., Nestik T.A. Social'no-psihologicheskie posledstviya vnedreniya novyh tekhnologij: perspektivnye napravleniya issledovanij. Psikhologicheskii zhurnal. 2019. V. 40. №5. P. 35−47. (In Russian)

10. ZHuravlev A.L., Ushakov D.V., YUrevich A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshchestva. CHast' 1. Postanovka problemy i teoretiko-metodologicheskie zadachi. Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. №1. P. 3−14. (In Russian)

11. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. MOSCOW: Nauka, 1984. (In Russian)

12. Lomov B.F. Teoriya, eksperiment i praktika v psihologii. Psikhologicheskii zhurnal. 1980. V. 1. №6. P. 8−21. (In Russian)

13. Makarenko A.S. Trudovoe vospitanie: Otnosheniya, stil', ton v kollektive. Sobr. soch. V. 5. Moscow: Pedagogika, 1960. (In Russian)

14. Menegetti A. Mudrec i iskusstvo zhizni. Perm': Horton, 1993. (In Russian)

15. Milgram S. Eksperiment v social'noj psihologii. St. Petersburg: Piter, 2000. (In Russian)

16. Petrovskij A.V. Psihologiya v Rossii. XX vek. Moscow: URAO, 2000. (In Russian)

17. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. St. Petersburg: Piter, 2001. (In Russian)

18. Sarychev S.V., CHernyshev A.S. Metodologicheskie problemy ispol'zovaniya eksperimenta v social'no-psihologicheskom issledovanii sovmestnoj deyatel'nosti i gruppovogo povedeniya. Eksperimental'naya psihologiya v Rossii: tradicii i perspektivy: sbornikov materialov konferencii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2010. P. 65−70. (In Russian)

19. Semenov V.E. Izmeneniya v cennostyah rossijskoj molodezhi. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoj psihologii. Eds. A.L. ZHuravlev, V.A. Kol'cova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2017. P. 2058−2064. (In Russian)

20. Universitet 20.35 sozdast novye formaty i “upakovku” znanij. Veb-sajt “Informbyuro 20.35. Nacional'naya tekhnologicheskaya iniciativa”. URL: https://ntinews.ru/news/unti/universitet-20-35-sozdast-novye-formaty-i-upakovku-znaniy.html (In Russian)

21. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravleniya razvitiya psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Byulleten' VAK. 2005. №6. P. 1−11. (In Russian)

22. Foroponova A.A. Vliyanie social'no-psihologicheskih kachestv gruppy na uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti inostrannyh studentov: avtoref. dis…. kand. psihol. nauk. Kursk, 2014. (In Russian)

23. CHernyshev A.S., Sarychev S.V., Elizarov S.G. i dr. Dinamika mirooshchushcheniya podrostkov i yunoshej v izmenyayushchejsya Rossii (na rubezhe XX – XXI vv.). Kursk: Kursk. gos. un-t, 2010. (In Russian)

24. CHistyakov V.A. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v sisteme distancionnogo obucheniya: Na primere vuza fizicheskoj kul'tury: dis. ... d-ra ped. nauk . SPb., 2004. (In Russian)

Система Orphus

Loading...
Up