Отношения России и Уругвая в XXI в.: пределы и возможности развития

 
Код статьиS0044748X0004364-9-1
DOI10.31857/S0044748X0004364-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы20-32
Аннотация

В текущем столетии латиноамериканское направление превратилось для российской внешней политики в одно из стратегических. Условия, в которых находится Россия на мировой арене, в частности, охлаждение отношений с Западом, вынуждают Москву искать новых партнеров и формировать новые внешнеполитические векторы. В то же время кризисные явления, наблюдающиеся в процессах региональной интеграции в Латинской Америке, подталкивают правительство Уругвая к активизации отношений с внерегиональными акторами, к выходу на нетрадиционные для страны рынки. Одним из направлений внешнеполитической активности Монтевидео стала Москва. В данной статье показаны основные этапы развития российско-уругвайских отношений в XXI в., проанализированы важнейшие направления взаимодействия, определены пределы торгово-экономического сотрудничества.

Ключевые словавнешняя политика, Уругвай, Россия, Широкий фронт, российско-уругвайские отношения
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов30289
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Латиноамериканский вектор внешней политики России в последние годы обретает новое содержание. Москва постепенно возвращается в Латинскую Америку, ищет возможности для расширения торгово-экономического и политического сотрудничества. Формирование многополярного мира привело к изменению места латиноамериканского региона в современной структуре международных отношений.

2 Распад Советского Союза не мог не наложить отпечаток на характер взаимоотношений его правопреемницы — Российской Федерации — со странами Латинской Америки. В течение 1990-х годов Москва не обладала достаточными политическими и экономическими ресурсами для продолжения устоявшегося за годы существования СССР курса: были утеряны связи с компартиями региона, закрыты совместные торговые и индустриальные проекты. Если для Уругвая сложившееся положение вещей не стало трагедией, то, например, для Кубы оно явилось одной из причин тяжелейших экономических потрясений. Между тем смена политической парадигмы в Москве положила начало новому этапу межрегионального диалога, основанного не на идеологических связях и финансовой помощи, а на торгово-экономических контактах при равноправном положении партнеров в рыночных условиях. Переход от биполярной к многополярной системе международных отношений активизировал политический диалог России с Латинской Америкой, в которой Москва стремилась найти союзников и партнеров для выработки собственных подходов к решению глобальных проблем.
3 Вышеуказанные тенденции были характерны и для Уругвая: стагнация в области международной экономической и политической жизни страны в 1990-е годы сменилась в начале XXI в. заключением новых торговых соглашений, в том числе в сфере поставок военной продукции, новыми направлениями политического диалога — как в рамках классических двусторонних отношений, так и в рамках международных организаций.
4 Эволюция отношений Москвы и Монтевидео не становилась в последние годы объектом специальных научных исследований. В отечественной литературе рассматривались лишь отдельные аспекты и этапы становления двусторонних связей1, были подготовлены академические издания документов, посвященные диалогу Уругвая и СССР2, были показаны место Монтевидео в довоенной внешней политике Москвы3, факторы разрыва и восстановления дипломатических контактов в 1920—1940-е годы4. Даже в фундаментальных работах по истории левых партий региона и их связей с Коминтерном дипломатическим отношениям, установленным еще до Второй мировой войны, было уделено немного внимания5.
5 В работах, посвященных современному Уругваю, подробно рассматриваются аспекты социально-экономического развития страны6 в рамках «левоцентристского проекта»7 и «левого дрейфа»8, место Монтевидео в системе региональных и межамериканских отношений9. Актуальной представляется и оценка возможностей и рисков развития двусторонних отношений Уругвая и РФ в контексте политической динамики латиноамериканского региона, а также целей и задач отечественной дипломатии.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 907

Оценка читателей: голосов 0

1. А.И. Сизоненко. Россия – Уругвай: 150 лет. — Латинская Америка, 2017, №12, c. 87-91.

2. СССР — Уругвай: 60 лет дипломатических отношений (документы и материалы). М., 1988.

3. А.С. Андреев. Уругвай в довоенной внешней политике СССР. — Латинская Америка, 2016, № 1, c. 59-67.

4. С.Б. Брилев. Страна-«заноза». К 80-летию разрыва дипломатических отношений СССР и Уругвая. – Международная жизнь, 2016, №7, c. 145-184.

5. В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец. Формирование и развитие латиноамериканского левого дви-жения в 1919-1929 гг. Т.1. Рождение первых компартий. СПб., ГУАП, ИЛА РАН, 2012.

6. Н.Ю. Кудеярова. Преемственность уругвайского левоцентризма: возвращение Табаре Васкеса. — Латинская Америка, 2015, № 3, c. 25-42.

7. Э.С.Дабагян. Уругвай: реализуя левоцентристский проект. — Свободная мысль, 2010, № 9, с. 103-118.

8. Уругвай в контексте левого дрейфа: преемственность и перемены, Москва, ИЛА РАН, серия «Саммит», 2010.

9. А.С. Андреев. Уругвай в межамериканских и региональных отношениях в контексте многополярного мира. — Латинская Америка, 2016, № 12, c. 64-74.

10. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Восточной Рес-публикой Уругвай, 24.09.1997. — Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilate-ral/page-256/47415 (accessed: 10.01.2019).

11. Российско-уругвайские отношения. — Посольство Российской Федерации в Восточной Республике Уругвай. — Available at: https://uruguay.mid.ru/rossia-urugvaj (accessed: 10.01.2019).

12. А.С. Андреев. Уругвай в современных международных отношениях. – Вестник Россий-ского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2015, т. 15, № 4, с. 85-91.

13. El vicepresidente uruguayo Danilo Astori visita Moscú y San Petersburgo, Russia Beyond the Headlines, 11.06.2014. — Available at: https://es.rbth.com/internacional/2014/06/11/el_vicepresidente uru-guayo_danilo_astori_visita_moscu_y_san_pet_40831 (accessed: 10.01.2019).

14. Встреча с Президентом Уругвая Хосе Мухикой. 17.07.2014. — Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/46235 (accessed: 09.01.2019).

15. Pepe Mujica propondrá ante el BRICS acercamiento entre Mercosur y Rusia, La Gente, 30.06.2014. — Available at: http://www.radiolaprimerisima.com/noticias/alba/165502/pepe-mujica-propondra-ante-el-brics-acercamiento-entre-mercosur-y-rusia/ (accessed: 15.01.2019).

16. И.Г. Киреева. Внерегиональные направления внешней политики Уругвая (2010- 2015 гг.). — Ибероамериканские тетради, 2016, №4 (14), с. 94-107.

17. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев находится в рабочей поездке в Восточной Республике Уругвай. — Совет безопасности России, 09.12.2015. — Available at: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/995/ (accessed: 11.01.2019).

18. L.F. Clérico, W.F. Luzuriaga y D. Hernández Nilson. La estrategia de inserción internacional de uruguay en el gobierno del Frente Amplio. — Revista Uruguaya de Ciencia Politica, 2006, vol 15, N1, p. 129-150.

19. C. Lopez Burian. Political parties, ideology and foreign policy in Uruguay (2010-2014). — Colombia Internacional, 2015, no 83, p. 135-169.

20. G. Caetano, C. López, C. Luján. La política exterior uruguaya entre Vázquez y Vázquez (2010 – 2015). — José Busquets y Nicolás Bentancur (coords.). El decenio progresista. Las políticas públicas de Vázquez a Mujica. Fin de siglo, Montevideo, 2016, p. 279–300.

21. В Кремле состоялись переговоры Владимира Путина с Президентом Уругвая Табаре Васкесом. — Официальный сайт Президента РФ, 16.02.2017. — Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/53884 (accessed: 10.01.2019)

22. La reunión del presidente Vázquez con Putin en dos minutos. El Observador, 16.02.17. — Available at: https://www.elobservador.com.uy/nota/la-reunion-del-presidente-vazquez-con-putin-en-dos-minutos-201721616320

23. В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец. Латинская Америка: правый шторм для «левого поворота». — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2015, т. 15, № 4, с. 45-55.

24. Las señales de Tabaré Vázquez en su visita a Rusia, Sputnik News, 18.02.2017. — Available at: https://mundo.sputniknews.com/firmas/201702181067063095-uruguay-putin-visita/ (accessed: 10.01.2019).

25. Vladimir Putin propuso a Tabaré Vázquez realizar proyectos conjuntos en el ámbito de la energía, Montevideo Portal, 16.02.2017. — Available at: https://www.montevideo.com.uy /Noticias/Vladimir-Putin-propuso-a-Tabare-Vazquez-realizar-proyectos-conjuntos-en-el-ambito-de-la-energia-uc335019 (accessed: 10.01.2019).

26. А.С. Андреев. Механизм субрегиональной интеграции Уругвая, Парагвая и Боливии. — Латинская Америка, 2017, №7, с. 50-60.

27. П.П. Яковлев. Россия – Латинская Америка: стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции. — Латинская Америка, 2017, №12, с. 24.

28. En reforma de la Caja Militar, triunfó la solución intermedia propuesta por Murro, y el MEF está disconforme, La Diaria, 31.05.2017. — Available at: https://ladiaria.com.uy/ articulo/2017/5/en-reforma-de-la-caja-militar-triunfo-la-solucion-intermedia-propuesta-por-murro-y-el-mef-esta-disconforme/ (accessed: 12.01.2019).

29. Статс-секретарь-замминистра Андрей Пудов представил опыт России по заключению международных договоров по социальному обеспечению. — Министерство труда, 08.12.2017. — Available at: https://rosmintrud.ru/ pensions/cooperation/24 (accessed: 10.01.2019).

30. О российско-уругвайском военно-техническом сотрудничестве. — Министерство ино-странных дел РФ, 04.06.2003. — Available at: http://www.mid.ru/ru/maps/uy/-/asset_publisher/q1czluJpnSwa/content/id/518578 (accessed: 05.01.2019).

31. Ejército Nacional del Uruguay. — Available at: http://deii.ejercito.mil.uy/ (accessed: 10.01.2019).

32. Acuerdo en materia de Defensa entre Uruguay y Rusia, Ministerio de Defensa Nacional, 23.11.2018. — Available at: https://www.mdn.gub.uy/?p=26317#.XDR3T81S-M8 (accessed: 10.01.2019).

33. Declaración conjunta de los resultados de la reunión del ministro de defensa nacional de la República Oriental del Uruguay, Dr. Jorge Menendez y el viceministro de defensa de la Federación de Rusia, coronel general Alexander Fomin, Ministerio de Defensa Nacional, 22.11.2018. — Available at: https://www.mdn.gub.uy/wp-content/uploads/noticias-20181123-declaracionconjunta-mdn-rusia.pdf (accessed: 05.01.2019).

34. W.F. Luzuriaga, N. Pose. Uruguay and its incorporation to the United Nations Security Coun-cil. International law in the role of a small state. — Revista de Relaciones Internacionales, Estrategia y Seguridad, 2017, vol. 12, issue 2, p. 133-161.

35. B. Fassbender. UN Security Council Reform and the Right of Veto: A Constitutional Perspec-tive. Martinus Nijhoff Publishers, 1998, p. 269.

36. Uruguay cuestiona en la ONU veto de Rusia, El Pais, 13.04.2017. — Available at: https://www.elpais.com.uy/informacion/uruguay-cuestiona-onu-veto-rusia.html (accessed: 10.01.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх