Правовые основы деятельности институциональных инвесторов в России, Китае и США

 
Код статьиS013128120000157-3-1
DOI10.31857/S013128120000157-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: МГИМО МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №4
Страницы79-89
Аннотация

В статье анализируются правовые принципы и основы деятельности институциональных инвесторов в России, Китае и США. Показано, что именно посредством вовлеченности институциональных инвесторов можно ограничить риск неправомерных действий со стороны менеджмента компании. Активность российских пенсионных фондов и прочих видов доверительного управления остается низкой по сравнению с развитыми рынками. Поэтому китайский опыт внедрения инвесторов в корпоративное управление компаниями может стать хорошим подспорьем для нового витка развития российской корпоративной среды.

Ключевые словаРоссия, Китай, США, коллективное инвестирование, институциональные инвесторы, корпоративное управление, закон об инвестициях, ценные бумаги, совет директоров, акционерный капитал.
Получено28.09.2018
Дата публикации02.10.2018
Кол-во символов38730
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

В современных условиях неопределенности вектора своего дальнейшего развития инвестиционная деятельность становится основным объектом анализа и принятия управленческих решений. На текущий момент мировые финансовые и товарные рынки так изменчивы, что риск убыточного инвестирования достаточно велик. Именно поэтому мировая инвестиционная деятельность получила новый виток развития в виде достаточно активного участия институциональных инвесторов — юридических лиц или структур без образования юридического лица, управляющих частными накоплениями и при этом берущих на себя ответственность за принятие инвестиционных решений в том или ином объеме. Ситуация, когда физическое лицо передает свои денежные средства (активы) в доверительное управление специально созданным инвестиционным фондам, доверительным структурам, не вызывает множества вопросов — частный инвестор, не имея напрямую доступа к национальным и международным финансовым рынкам, становится опосредованным участником, получая, естественно, доход в зависимости от объема инвестиционных средств и успешности выбранной инвестиционной стратегии. Гораздо сложнее охарактеризовать правовые полномочия, которые несут инвесторы в лице фондов доверительного управления (ФДУ) и инвесторы как вкладчики в данные ФДУ. Более того, в зависимости от правовой системы и законодательных ограничений обе стороны инвестиционных отношений несут не только ограниченную правовую ответственность за инвестиционные решения, но и ограниченные права на получение прибыли.

2

Понятие «институциональные инвесторы» в правовом аспекте

3

Инвесторы являются современными аккумуляторами финансовых средств, полученных от множества физических и юридических лиц. Будучи активными участниками финансовых рынков, они создают новые особые правила функционирования фондовых бирж и корпоративного сектора. В отличие от стратегических инвесторов, которые сфокусированы на прямых инвестициях в отдельный бизнес или проект, институциональные инвесторы ставят перед собой задачу собрать оптимальный портфель успешных вложений, инвестируя агрегированные финансовые ресурсы, полученные от физических и юридических лиц. Именно поэтому институциональные инвесторы не считают первостепенной задачей получение полного контроля над объектом инвестирования. Удачно сформированный инвестиционный портфель позволяет создать успешную стратегию управления и иметь стабильный доход от вложений.

4

Современная тенденция в международной практике состоит в понижении доли финансового сектора и повышении удельного веса институциональных инвесторов при распределении денежных ресурсов на рынке вложений.

5

Развивающийся высокими темпами рынок коллективных инвестиций, а также возросшие требования объективной реальности поставили перед законодательством ряд задач: расширить правила игры на рынке коллективных инвестиций в целом и паевых инвестиционных фондов в частности, удовлетворить стремление участников рынка применять новые виды инвестирования и привлечения денежных средств инвесторов, а также увеличить правовое поле институтов инвестирования до общемировых стандартов1.

1. Черепанов Н.С. Правовое регулирование деятельности и нституциональных инвесторов /науч. рук. Е.П. Губин. М., 2009. С. 39.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1730

Оценка читателей: голосов 0

1. Черепанов Н.С. Правовое регулирование деятельности институциональных инвесторов / науч.рук. Е.П. Губин. М., 2009. С. 39.

2. Польщикова А.Е. Влияние институциональных инвесторов на корпоративное управление //Право и экономика. 2011. № 8. С. 44.

3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

4. Определение ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2006/ 10 по делу № А65–24593/ 2008-СГ1–5/ 30; Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2008 г. № КА-А40/ 6737–08; Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2007 г., 5 апреля 2007 г. № КА-А41/ 2272–07.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (действующая редакция, 2016).

6. Сергеев В.В. Законодательное обеспечение рынка ценных бумаг в условиях модернизации рыночной экономики (с заседания Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России) // Банковское право. 2011. № 4. С. 3.

7. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Российский фонд технологического развития (РФТР), ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), а также венчурные и посевные фонды, созданные с ее участием, ОАО «РОСНАНО», венчурные фонды, созданные при участии ОАО «РОСНАНО», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Внешэкономбанк, ОАО «МСП Банк», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), отдельные федеральные органы исполнительной власти (Росмолодежь), общественные организации: ОПОРА РОССИИ, Российская ассоциация венчурного инвестирования, а также специализированная торговая площадка ММВБ для высокотехнологичных компаний «Рынок инноваций и инвестиций».

8. К примеру, ГК «Роснанотех», ОАО «РВК», Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, региональные институты развития.

9. Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2011 г. по делу № А40–92297/ 11–46–801; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. по делу № А40–92297/ 11–46–801; Постановление ФАС Московского округа от 30 июля 2012 г. по делу № А40–92297/ 11–46–801; решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2012 г. по делу № А40–55358/ 12–100–391; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2012 г.; Постановление ФАС Московского округа от 30 января 2013 г. по делу № А40–55358/ 12–100–391 // СПС «Гарант».

10. Сюй Сяонянь, Ван Янь. Чжунго шанши гунсы дэ соючжи цзегоу юй гунсы чжили: [Структура собственности и управление корпорациями в публичных компаниях Китая] // Цзинцзи яньцзю. 1998. № 7. С. 105–127.

11. Хэ Цзюнь. Шанши гунсы чжили цзегоу дэ шичжэн фэньси: [Эмпирический анализ структуры управления в публичных компаниях] // Цзинцзи яньцзю. 1998. № 5.

12. Чэнь Сянюн, Чжэн Сюэчжан, Хуан Сюэлу. Шанши гунсы гуцюань цзегоу юй цзинин цзисяо гуаньси дэ шичжэн яньцзю: [Эмпирические исследования связи структуры акционерного права и результатов хозяйственной деятельности в публичных компаниях] // Чжэнцюань шичан. 2000. № 4. С. 34–41.

13. Гао Минхуа, Ма Шоули. Дули дунши чжиду юй гунсы цзисяо гуаньси дэ шичжэн фэньси: [Эмпирический анализ связи института независимого директора и результатов хозяйственной деятельности корпорации] // Нанькай дасюэ цзинцзи яньцзю. 2002. № 2. С. 64–68.

14. Ху Цинцин, Шэнь Ифэн. Дули вайбу дунши нэнфоу тигао шанши гунсы дэ цзинин ецзи: [Возможность повышения независимым внешним директором результатов хозяйственной деятельности публичных компаний] // Шицзе цзинцзи. 2002. № 7. С. 55–62.

15. Ли Чанцин, Лай Цзяньцин. Дуншихуэй тэчжэн инсян гунсы цзисяо ма?: [Влияние особенностей совета директоров на эффективность компании] // Цзиньжун яньцзю. 2004. № 5. С. 64–77.

16. Шао Шаоминь. Вого дули дунши чжиду яньцзю: [Исследования института независимого директора в Китае]. Пекин: Лисинь куайцзи чубаньшэ, 2005.

17. Ли Цзэнцюань. Гоцзя кунгу юй гунсы чжили дэ юсяосин: [Государственный холдинг и эффективность управления корпорацией]. Пекин: Цзинцзи кэсюэ, 2005.

18. Blume Marshall E., Keim Donald B. Working Paper, Institutional Investors and Stoсk Market Liquidity: Trends and Relationships / The Wharton School, University of Pennsylvania (Aug. 21, 2012). URL: http://finance.wharton.upenn.edu/-keim/research/ChangingInistitutionPreferences_21Aug2012.pdf

19. Tonello Matteo, Rahimov Stephan Rahim. The 2015 Institutional Investment Report, Trends in Asset Allocation and Portfolio Compposition, November, 2015.

20. Chemmanur Thomas J., Hu Gang, Huang Jiekun. The Role of Institutional Investors in Initial Public Offerings // The Review of Financial Studies. 2010. V. 23. No. 12. P. 4496.

21. Burr Barry. Money Managers Increasing Activism on Governance — But Quietly // Pensions & Investments. 2013. March. URL: http://www.wsj.com/articles/SB100014240527023039497045794579461773304558680

22. CalPERS global proxy voting policy. URL: https://www.calpers.ca.gov/eip-docs/investments/policies/shareowner/prozy-voting-policy/ global-proxy-voting.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх