Обзор исследований дагестанских арабоязычных источников в постсоветский период

 
Код статьиS086919080016925-4-1
DOI10.31857/S086919080016925-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ври директора Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Аффилиация: Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Адрес: Махачкала, Почтовый / фактический адрес: 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 75. ИИАЭ ДФИЦ РАН
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Дагестанский Федеральный Исследовательский Центр Российской Академии наук
Адрес: ул. Ярагского, 75
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы239-249
Аннотация

Среди источников по истории Северного Кавказа важнейшее место занимают арабоязычные материалы, сосредоточенные, главным образом, в Дагестане. Их изучение началось еще в XIX в., когда представители формировавшихся в России востоковедческих центров в Москве и Санкт-Петербурге, начали знакомство с дагестанскими историческими сочинениями. С образованием Центра восточных рукописей в Махачкале при Институте языка, истории и литературы Дагестанского филиала Академии наук СССР, начинается академическое изучение богатейшего массива северокавказских арабоязычных источников. Благодаря кропотливой работе дагестанских арабистов, был создан Фонд восточных рукописей (Рукописный фонд), вобравший в себя тысячи рукописей и документов.

В постсоветский период отечественные востоковеды обратили внимание на целый ряд еще недостаточно изученных арабоязычных источников. Поисковая работа продолжила выявлять все новые и новые источники, в значительной степени меняющие устоявшие представления о социально-правовой и военно-политической истории Дагестана. В научный оборот были введены обстоятельные исследования и переводы нескольких исторических хроник, широкий круг разнообразных источников периода Кавказской войны. Идет планомерная работа по изучению эпистолярных источников, хранящихся в Фонде восточных рукописей ДФИЦ РАН и в многочисленных частных рукописных собраниях.

Исследования арабоязычных письменных памятников зачастую остаются вне поля зрения не только широкого круга читателей, но и историков-кавказоведов. Настоящая статья, посвященная их обзору и анализу, призвана отчасти восполнить этот пробел. В ней дается краткая характеристика наиболее важным исследованиям дагестанских арабоязычных источников, подводя тем самым определенный итог многолетней поисковой и исследовательской работы по изучению этих письменных памятников, проведенным в постсоветский период.

Ключевые словаархеография, Восточный Кавказ, Дагестан, арабоязычная рукописная книга, дагестанские исторические сочинения, суфийская литература, памятники права
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках научного проекта РФФИ № 20-19-50149
Получено24.09.2021
Дата публикации29.10.2021
Кол-во символов15673
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Известный кавказовед А.Н. Генко отмечал, что среди источников по истории Кавказа «выдающаяся роль принадлежит источникам арабского происхождения или арабоязычным» [Генко, 1941, с. 81]. В этом отношении особенно выделяется Дагестан, арабоязычное письменное наследие которого столь масштабно и разнообразно, что до сих пор не определены его точные границы. До наших дней сохранились десятки тысяч манускриптов и документов.
2 Наибольший интерес у дагестанских востоковедов вызывали исторические сочинения, изучению которых уделялось самое пристальное внимание. Особое отношение было к хронике «Дербенд-наме» как одному из самых ранних и популярных исторических сочинений Дагестана. Исследованием хроники занимались М.С. Саидов, А.Р. Шихсаидов, Г.М.-Р. Оразаев, И.Х. Абдуллаев, Д.М. Маламагомедов, П.М. Алибекова. Остаются открытыми вопросы датировки, языка оригинала и атрибуции этого сочинения. Однозначная трактовка, объявляющая его автором Мухаммада Аваби Акташи из Эндирея, выглядит спорной. По другой версии, происхождение создателя «Дербенд-наме» можно отнести к г. Агдаш, расположенному на территории современного Азербайджана. Промежуточным итогом изучения данной хроники следует считать объемный труд, вышедший под редакцией Г.М.-Р. Оразаева, включающий в себя научные описания списков «Дербенд-наме» и переводы на 15 языках: дагестанских, восточных и европейских [Мухаммад Аваби Акташи, 2018].
3 Столь же пристальное внимание уделялось и хронике «Тарих Дагестан». А.Р. Шихсаидов, изучив более 40 списков этого памятника, дал его общую характеристику и оценку, обзор истории изучения и переводов, и представил свой сводный и комментированный перевод. Существуют определенные разногласия по датировке этого сочинения. Т.М. Айтберов предложил свою, достаточно убедительную версию происхождения этой хроники. По его мнению, данное сочинение носит компилятивный характер и состоит из трех самостоятельных частей, в которых содержатся видоизмененные заимствования из различных восточных хроник. Дату его создания он возводит к XVIII в., а не XIV–XV вв., как предполагалось ранее [Айтберов, 2013].
4 Многолетний труд дагестанских востоковедов по изучению исторических хроник вылился в издание в 1993 г. фундаментальной работы под названием «Дагестанские исторические сочинения». Помимо упомянутых «Дербенд-наме» и «Тарих Дагестан», в нее были включены исследования и переводы ряда других хроник: «История Абу Муслима», «Ахты-наме», «История Маза», «История Каракайтага», «История Ирхана», «История Гирейхана», «История потомков Мухаммада Казикумухского», «О борьбе дагестанцев против иранских завоевателей», «Тарихи Эндирей» и «Тарихи Кызляркала» [Шихсаидов, Айтберов, Оразаев, 1993].
5 Большое внимание уделялось и вводу в научный оборот источников периода Кавказской войны. Важным событием стало критическое издание арабоязычных произведений Абдурахмана из Газикумуха. А.Р. Шихсаидов, Х.А. Омаров и Н.А. Тагирова осуществили издание двух его трудов – «Книга воспоминаний» и «Краткое изложение подробного описания дел Шамиля». Перевод первого из них, существующего в единственном списке, за исключением ряда отрывков, был выполнен блестящим знатоком арабоязычной литературы Дагестана М.-С. Саидовым. Его изданию в 1976 г. помешало целенаправленное преследование дагестанских востоковедов, которых обвиняли в пропаганде «реакционного ислама». В сочинении Абдурахмана из Газикумуха последовательно описываются события, связанные с деятельностью трех имамов, и затем приводится историко-этнографический очерк о дагестанском обществе, подробно описывающий хозяйство и традиции горцев, социальную и экономическую политику в Имамате. Только в 1997 г. А.Р. Шихсаидов и Х.А. Омаров, проведя сверку перевода М.-С. Саидова с оригиналом, осуществив дополнительный перевод пропущенных мест и научное комментирование, опубликовали это чрезвычайно интересное сочинение. Текст его был снабжен географическим, именным и терминологическим указателями и факсимиле рукописи [Абдурахман из Газикумуха, 1997].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 718

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдулмажидов Р.С., Абдулаев А.Г. «Асар» – памятник письменного наследия Мухаммада ал-Йараги: общая характеристика и источниковедческий анализ. Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 4. С. 65–78.

2. Абдулмажидов Р.С., Магомедова З.А. Эпистолярные источники по истории Имамата: корреспонденция Даниял-бека Елисуйского. История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 2. С. 93–106.

3. Абдулмажидов Р.С., Маламагомедов Д.М., Шехмагомедов М.Г. Мухаммадтахир ал-Карахи: жизнь и творческое наследие (исследования и тексты). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021.

4. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. Обращение Умара аль-Хунзахи к жителям Дагестана: общая характеристика и комментированный перевод. Исламоведение. 2013. № 1. С. 125–135.

5. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. «Тарих ал-харб» (История войны) Мустафы афанди ал-Илисуви: предисловие, перевод и примечания. Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2016. № 2. С. 45–52.

6. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. Апологетика и критика суфизма в Дагестане в нач. XX в. Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2019. № 1. С. 23–38.

7. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Пер. с араб. М.-С. Саидова. Ред. перевода, подгот. факсимильного издания, комм. и указ. А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1997.

8. Абдурахман из Газикумуха. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. Пер. с араб., ввод., комм., указ. Н.А. Тагировой. М.: Вост. лит., 2002.

9. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII–XIX вв. Ч. I–II. Издательство ДГУ. Махачкала, 1999.

10. Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского – текст XIX в. об истории Имамата. Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2010.

11. Айтберов Т.М. Вопросы датировки «Тарих Дагестан». Актуальные проблемы развития государственности народов Кавказа. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), посвященной 80-летию со дня рождения видного ученого-кавказоведа М.Г. Магомедова. Махачкала, 2013. С. 63–70.

12. Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Письма дагестанских сторонников династии Каджаров эпохи русско-персидских войн (первая половина XIX века). The Near East and Georgia, VIII. Tbilisi: Ilia State University Press, 2014. С. 204–207.

13. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI–XII вв.). М., 2003.

14. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М.: Вост. лит., 2002.

15. Бобровников В.О. Правовой словарь арабоязычных памятников дагестанского ‘адата XIV–XX вв. (некоторые итоги изучения исламских дискурсов). История, археология и этнография Кавказа. 2020. Т. 16. № 2. С. 291–315.

16. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. Фикх и мусульманский обычай на российском Кавказе: источники и исследования. Хрестоматия. СПб.: Президентская библиотека, 2017.

17. Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки. Пер. с араб. Т.М. Айтберова. Махачкала: ДНЦ РАН, 1992.

18. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии арабистов. М.-Л.: Изд-во AН СССР, 1941.

19. Ибрагимова З.Б. «Наджм ал-анам фи рийадат ал-‘авамм» Мухаммада-хаджи ал-Кикуни как источник по изучению идеологии суфизма в Дагестане. Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2011. С. 49–56.

20. Ибрагимова З.Б. Проблема мухаджирства в дагестанских памятниках эпистолярного жанра конца XIX – начала XX вв. Вопросы истории. 2012. № 4. С. 152–157.

21. Ибрагимова З.Б. Продолжение богословской полемики начала XX в. в дагестанских арабографических сочинениях советского периода. История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 3. С. 34–39.

22. Ибрагимова З.Б. К вопросу атрибуции и атетезы суфийского сочинения жанра биографий «Хикайа ва манакиб ал-машаих АН-накшбандийина». Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2014. № 2(38). С. 93–100.

23. Канчавели Н.Г. «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 г.». Мравалтави. Историко-филологические исследования. Т. XI. Тбилиси, 1985. С. 230–254.

24. Кемпер М. Шариатский дискурс имамата в Дагестане первой половины XIX в. Дагестан и мусульманский Восток. Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов, В.О. Бобровников. М.: Издательский дом Марджани, 2010. С. 107–124.

25. Магомедова З.А. Сведения исторического характера в письмах наибов Дагестана (середина XIX в.). Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2013. № 4 (36). С. 33–40.

26. Магомедова З.А., Ибрагимова З.Б. Арабоязычные эпистолярные источники XIX – начала XX века: история изучения и тематическая характеристика (по материалам Фонда восточных рукописей). Манускрипт. 2020. Т. 13. № 11. С. 110–115.

27. Магомедова З.А., Ибрагимова З.Б. Дагестанские арабоязычные эпистолярные материалы XIX–начала ХХ веков. Научный диалог. 2021. № 1. С. 320–336.

28. Мусаев М.А. Взгляд на «Лекианоба» в контексте изучения правовых заключений дагестанских ученых-богословов XVIII в. Фундаментальные исследования. 2013. № 10–14. С. 3223–3228.

29. Мусаев М.А. Биографии дагестанских ученых-богословов, противников имама Шамиля, в изложении ʻАли ал-Гумуки (Каяева). Фундаментальные исследования. 2014. № 6–3. С. 632–639.

30. Мусаев М.А. Запрет на употребление алкоголя в исламе: религиозные императивы и практика на примере Дагестана XVII – первой половины XIX в. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 92–117.

31. Мусаев М.А., Гусейханов С.М. Абдуррахман из Газикумуха. «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1877 году» (Предисловие, текст, перевод, комментарии). Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2008. С. 52–66.

32. Мусаев М.А., Шехмагомедов М.Г. Сочинение Абдурахмана из Газикумуха «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства Османов в 1294 году» в редакции 1884 года. Вестник Дагестанского научного центра. 2012. № 43. С. 72–78.

33. Мухаммад Аваби Акташи. «Дербенд-наме» на языках народов мира. Тексты и комментарии. Сост., предисл. Г. М.-Р. Оразаева. Махачкала: Издательский дом «Дагестан», 2018.

34. Мухаммадтахир ал-Карахи. Книга о значимости стремления улучшать свои деяния по мере сил. Пер. с араб. и коммент. Р.С. Абдулмажидова, Д.М. Маламагомедова, М.Г. Шехмагомедова. М.: Нау¬ка, Восточная литература, 2014.

35. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Пер. с араб. Т.М. Айтберова. Ч. 1. Махачкала, 1990.

36. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые и их сочинения. Пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Москва: Издательский дом Марджани, 2012.

37. Нурмагомедов А.У., Абдулмажидов Р.С. Взаимоотношения имамата Шамиля и Османской Турции: новые источники. Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 63. С. 38–45.

38. Омаров Х.А. 100 писем Шамиля (Памятники письменности Дагестана). Вып. 1. Махачкала: Издательство ДНЦ РАН, 1997.

39. Омаров X.A. Образцы арабоязычных писем Дагестана XIX в. (Хрестоматия по чтению, переводу и комментированию). Махачкала: Новый день, 2002.

40. Хапизов Ш.М., Айтберов Т.М., Каяев И.А. Эпистолярные источники по взаимоотношениям правителей Грузии и Аварии (Ираклия II и Мухаммад-нуцала). Кавказоведческие разыскания. 2014. № 6. С. 257–266.

41. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Агиографическое сочинение XVII в. «Рисала фи хикайа аджиба вакат фи-д-Дагистан фи карйат Ириб». Восток. 2017. № 6. С. 143–151.

42. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Муртазаали ал-Уради – верховный кадий Имамата. Махачкала: ИД «Эпоха», 2018.

43. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Карах в XII – нач. ХХ вв. (исторические и этнографические очерки). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2019.

44. Шейх Абдурахман-хаджи ас-Сугури. «ал-Машраб ан-накшбандийа» (Накшбандийское направление). Пер. с араб. Наврузова А.Р. Абдулаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахман-хаджи и его родословная. Махачкала: Юпитер, 1998. С. 201–268.

45. Шехмагомедов М. Г. Источниковедение суфизма в Дагестане XIX в. переписка шейхов Мухаммада ал-Йараги и Мухаммада ал-Газикумухи с имамом Газимухаммадом ал-Гимрави. Мавраевъ. 2014. № 1. С. 48–50.

46. Шехмагомедов М.Г., Мусаев М.А. «Очерк о событиях в Дагестане в 1294 году» Али-кади Салтинского: предисловие, перевод, примечания. Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2011. С. 153–165.

47. Шехмагомедов М.Г., Хапизов Ш.М. «История Анкратля» (перевод с арабского языка, комментарии и исторический контекст). Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 61. С. 23–37.

48. Шехмагомедов М.Г., Хапизов Ш.М. «Биография Мухаммада ал-Кудуки», написанная Кудиявом Саидом ал-Кудуки (1842–1919): перевод и комментарии. История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 3. С. 26–33.

49. Шехмагомедов М.Г., Хапизов Ш.М., Маламагомедов Д.М. Тленсерух в конце XVIII–XIX вв.: Историко-документальное исследование (на основе изучения материалов коллекции Усмандибира ал-Ири). Махачкала: ИД «Эпоха», 2015.

50. Шихалиев Ш.Ш. Дагестанская суфийская литература XIX–нач. XX вв.: текстологический и источниковедческий разбор. Исламоведение. 2009. № 2(2). С. 75–91.

51. Шихалиев Ш.Ш. «Адаб ал-мардиййа» Джамалуддина ал-Газигумуки как памятник суфийской литературы Дагестана (краткий обзор). Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2011. С. 28–34.

52. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх