The main problems of interaction between the Russian Federation and China in the military-strategic sphere

 
PIIS086904990018613-6-1
DOI10.31857/S086904990018613-6
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: doctoral student
Affiliation: Far Eastern Federal University
Address: Russian Federation, Primorsky Territory, Vladivostok, Ocean Avenue 101A
Abstract

This article represents an analysis of the military-strategic cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China. The author provides a brief description of interstate relations in this area, as well as the main achievements. Particular attention is paid to the aerospace sector, competition in the field of military trade, the supply of military equipment to Asian countries, cybersecurity, joint development and interaction in the Arctic. As a result, it was found that Russia and China are striving for closer relations, despite the difficulties that arise, which indicates a high level of interstate trust.

KeywordsChina, Russia, cooperation, military-strategic sphere, interaction, problems.
Received15.02.2022
Number of characters20087
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В настоящее время отношения Китая и России находятся на самом высоком уровне за все время. Во время встречи в сентябре 2019 г. министра обороны России Сергея Шойгу и заместителя председателя Центрального военного совета КНР Чжана Юся обе стороны подтвердили готовность к дальнейшему сотрудничеству в вопросах, связанных с обороной. Представитель Китая также добавил, что готов «вести сотрудничество для достижения нового прорыва» в отношениях между двумя странами. Тем не менее, координация между Россией и Китаем идет вразрез с давним неприятием Поднебесной формальных союзов. Термин «союзник» не используется Китаем в двусторонних отношениях с Россией, хотя он и признает, что эти отношения «вышли за рамки двусторонних отношений и важны для поддержания общего мира». Растущее политическое, экономическое и военное влияние Китая уже давно выражается в терминах «мирного подъема». В то время, когда глобальное влияние Китая подвергается все более тщательному изучению, его тесные отношения с Россией служат подтверждением со стороны крупного государства, что его подъем действительно не представляет угрозы. Однако существующий мировой порядок и его недостатки служат препятствием для двух стран в продвижении их собственных национальных интересов — у них мало стимулов для его изменения, но вместо этого государства могут искать в нем пути адаптации. Вместо идеологического союза, напоминающего о временах холодной войны, российско-китайские двусторонние отношения во многом определяются реальной политикой. Усилия двух стран до сих пор сосредоточены на создании своих собственных сфер влияния и поддержании государственной стабильности внутри страны. В той мере, в какой сотрудничество помогает им в достижении этих целей, они будут продолжать сотрудничать. В начале 2022 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин провели первую встречу с начала пандемии в Пекине. Оба лидера отмечали, что государства совместными усилиями претворяют в жизнь подлинную многосторонность и отстаивают демократический дух, который представляет собой основу защиты равенства и преодоления возникающих кризисов. Итогами переговоров стали подписание «Совместного заявления о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Ключевыми тезисами рассматриваемого документа являются выступление против дальнейшего расширения НАТО, а также призыв отказываться от идеологизированных подходов времен «холодной войны» и придерживаться уважения безопасности, суверенитета, интересов и безопасности других стран. При этом государства также будут придерживаться последовательному углублению кооперации в области устойчивого развития Арктического региона. «Совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии» представляет собой новый виток в развитии отношений России и Китая в напряженной мировой обстановке, характеризующейся беспрецедентным давлением. Столкнувшись с повышенным вниманием и критикой со стороны международного сообщества, неудивительно, что и Россия, и Китай нашли стимул для укрепления своих двусторонних отношений. Военное сотрудничество между двумя странами не случайно, а является очень важным аспектом их более широких двусторонних отношений. Об этом свидетельствуют такие инициативы, как «дорожная карта военного сотрудничества на 2017–2020 годы», подписанная между Россией и Китаем в июне 2017 г. Хотя объем дорожной карты публично не обсуждался, она, вероятно, относится к двусторонним учениям, обменам, совместным учениям и другим военным действиям. Необходимо также отметить, что в октябре 2021 г. боевые корабли Китая и России впервые провели совместное патрулирование и проход через Сангарский пролив в Тихоокеанском регионе. Основными задачами данного мероприятия стала охрана объектов морской экономической деятельности и демонстрация флагов стран. Результатом патрулирования стало проведение ряда тренировок, а также тактического маневрирования. Возобновление акцента на двусторонних связях между двумя странами также отражено в обновлении отношений в 2019 г. до «всеобъемлющего стратегического партнерства новой эры». Согласно совместному заявлению, цель трансформации отношений состоит в том, чтобы обе стороны оказывали больше поддержки друг другу, поскольку они стремятся идти собственным путем развития, защищать свои интересы, суверенитет и территориальную целостность. Акцент на последнем аспекте указывает на стремление к более тесной координации между двумя странами по территориальным и морским спорам. Военно-техническое сотрудничество России и Китая Расширение военно-технического сотрудничества между двумя странами в 2014 г. открыло путь для передачи Китаю российских технологий в поддержку российских платформ, стоящих на вооружении китайских вооруженных сил, а также для новых приобретений. В декабре 2019 г. заместитель генерального директора Российского государственного агентства по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» Александр Щербинин заявил, что военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем «составляет несколько миллиардов долларов в год». Поскольку приоритеты двух стран совпадают в отношении развития возможностей в области искусственного интеллекта, космоса, кибербезопасности и беспилотных систем, вполне вероятно, что сотрудничество в области разработки технологий двойного назначения в конечном итоге превзойдет военную торговлю. Существующее российско-китайское сотрудничество в гражданской сфере, например совместная разработка широкофюзеляжного гражданского авиалайнера, уже имеет военное применение. Между тем, в ноябре 2018 г. Россия и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного использования спутниковых систем ГЛОНАСС и BeiDou. Возможность доступа к навигационным системам друг друга также может быть расширена для использования в военной сфере. Точно так же декларация о сотрудничестве для лунных миссий прокладывает путь к усилению их соответствующих преимуществ в области исследования космоса и технологий, которые потенциально могут быть использованы в военных целях. Несмотря на давнюю помощь России в модернизации вооруженных сил Китая, обычно именно Индия, а не Китай, получала новейшее российское вооружение и технику. Эта модель начала меняться в 2015 г., когда Китай стал первым иностранным покупателем российских многоцелевых истребителей Су-35, заключив контракт на получение 24 таких самолетов к концу 2018 г. Однако необходимо отметить, что одним из аспектов разногласий было то, что Россия настаивала на покупке как минимум 48 самолетов, предположительно из-за опасений, что Китай заинтересован в закупке только для того, чтобы их перепроектировать. Как видно из продажи, эти опасения были преодолены, и в июне 2019 г. ТАСС сообщил, что Россия предложила Китаю продать еще одну партию Су-35. Китай также стал первым международным покупателем ЗРК С-400 «Триумф», подписав в 2014 г. контракт на поставку двух комплектов. Поставка второго комплекта была завершена в конце 2019 г. Годовой отчет Ростеха за 2019 г. показывает, что его дочерняя компания «Вертолеты России» в начале 2019 г. получила контракт на поставку 121 вертолета в Китай. Эта продажа указывает на то, что, несмотря на прогресс, достигнутый отечественным сектором оборонного производства Китая, он продолжает полагаться на российский опыт для некоторых платформ. Наряду с данными военными продажами Россия и Китай также совместно занимаются исследованиями и разработками военной техники. В 2019 г. на Международном авиационно-космическом салоне объявили о договоренности о совместной разработке 40-тонного вертолета, получившего обозначение Advanced Heavy Lift (AHL). Согласно заявлениям министра промышленности и информационных технологий Китая Мяо Вэя, поставка запланирована на 2032 г., а директор Ростеха по международному сотрудничеству и региональной политике Виктор Кладов заявил, что будет произведено 200 вертолетов. В 2018 г. Корпорация авиационной промышленности Китая представила модель AHL на Air Show China. Совместная программа развития началась в 2015 г., когда холдинг «Вертолеты России» и AVIC подписали рамочное соглашение о совместной работе над AHL. Хотя считается, что Китай несет ответственность за проектирование и производство вертолета, российские компании будут его техническими партнерами. Китайские СМИ цитировали Ву Симина, китайского политического советника и главного конструктора вертолетов в Корпорации авиационной промышленности, который заявил, что государству не хватает опыта в технологиях, связанных с системами передачи, и он надеется извлечь уроки из этого партнерства с Россией. Противоракетная оборона, как подчеркнул Владимир Путин, является еще одной важной областью сотрудничества. В октябре 2019 г. было объявлено, что Россия поможет Китаю в разработке системы раннего предупреждения о ракетном нападении, которая «резко повысит обороноспособность» страны. Сергей Боев, глава российской оборонной корпорации ПАО «МАК Вымпел», также заявил, что две страны создают систему раннего предупреждения о ракетном нападении Россия и Китай провели свои первые совместные компьютерные учения по противоракетной обороне в 2016 г. Хотя официально это не упоминалось, планируемая китайская сеть раннего предупреждения ракетного нападения может обмениваться данными с российской системой и наоборот. Это могло бы значительно улучшить зону наблюдения России и повысить ее готовность реагировать на угрозы государству. В случае, если какая-либо из стран окажется вовлеченной в военную конфронтацию, обмен информацией может стать критическим при противодействии ракетным угрозам со стороны США. Конкуренция в сфере военно-технического сотрудничества Несмотря на сотрудничество по множеству оборонных проектов, Россия и Китай также продолжают конкурировать в этом секторе. Первоначально эта конкуренция в основном касалась расширения клиентов и рынков для их военной техники. Однако в последние годы она приобрела отчетливый характер геополитического соперничества. События в Центральной Азии являются ярким примером. Россия сохранила контроль над регионом, который она считает находящимся в сфере своих привилегированных интересов, как экономическими, так и военными средствами. Благодаря своему участию она может диктовать темпы модернизации вооруженных сил и влиять на внутреннюю политику региона. Примечательно, что военное присутствие России в Центральной Азии расширило обеспечило возможность реагировать на любые события, особенно после развертывания войск США и НАТО в Афганистане. Китай укрепил свое влияние в регионе экономическими средствами, в основном торговлей и инвестициями. Эти интересы защищались различными механизмами ШОС, такими как Деловой совет и Межбанковский консорциум. Устав от растущего влияния Китая в ШОС и, следовательно, в Центральной Азии, Россия попыталась расширить членство за счет Индии и Пакистана, чтобы новые акторы сбалансировали китайское влияние в регионе. Пекин, в свою очередь и без участия Москвы, создал Четырехсторонний механизм по сотрудничеству и координации (ЧКСМ), который призван интегрировать антитеррористические усилия Афганистана, Китая, Пакистана и Таджикистана и, таким образом, позволить Китаю взять на себя частичную ответственность за ситуацию в области безопасности в регионе. Россия может быть обеспокоена созданием системы безопасности, альтернативной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но китайские официальные лица подчеркивают, что цель ЧКСМ состоит в том, чтобы дополнить ОДКБ, а не конкурировать с ней. Независимо от фактического статуса двух организаций ясно, что эта инициатива дает Китаю дополнительные рычаги влияния в отношениях с Россией и странами Центральной Азии. Наряду с созданием новых институциональных механизмов Китай также смог увеличить военный экспорт в регион в результате колебаний России по передаче военной техники своим соседям. Начало инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в начале 2010-х годов совпало с поставками китайских систем ПВО в Туркменистан и Узбекистан. Система HQ-9 заполняет пробелы в зенитно-ракетном потенциале обеих стран большой дальности и дополняет их ракетные системы меньшей дальности; тем временем Китай стал поставщиком оборудования, которое исторически поставлялось исключительно Российской Федерацией. С тех пор Пекин поставил в Казахстан авиатранспортные самолеты Y-8, в Туркменистан – системы ПВО малой дальности QW-2 Vanguard 2, в Таджикистан – патрульные машины VP11, а в Казахстан и Узбекистан – беспилотные летательные аппараты Wing Loong-1. Предположительно, большее количество оборудования тайно доставляется в страны Центральной Азии в виде пожертвований Китая внутренним службам безопасности и пограничным службам. В более долгосрочной перспективе Китай, вероятно, будет искать новые возможности для поставок современного оружия в Центральную Азию, от бронетехники до самолетов, что еще больше подорвет долю России на оборонном рынке в регионе. Возможно, более важными, чем проникновение Китая на оборонный рынок региона, являются его усилия стать поставщиком услуг безопасности в регионе. Об этом свидетельствует подписанный между Таджикистаном и Китаем в 2016 г. контракт, предусматривающий строительство семи пограничных постов на таджикско-афганской границе. К 2020 г. по на некоторых из этих пограничных постов присутствовала Народная вооруженная полицией Китая, которая находится под непосредственным контролем Центрального военного совета Китая. Присутствие китайских сотрудников службы безопасности считается беспроигрышной ситуацией для Таджикистана и Китая, поскольку оно может как ограничить распространение экстремизма в стране, например, представленного Исламским государством в Афганистане, так и обуздать аналогичные силы, которые могут повлиять на события в Синьцзян-Уйгуроком автономном районе. Более тесное военное сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии также заметно по ускоренным темпам военных обменов и встреч между высшими должностными лицами министерства обороны. Параллельное развитие Китаем инфраструктуры в Центральной Азии свидетельствует о его стремлении к более широким связям с регионом. В 2020 г. Китай открыл новый аэропорт в Ташкургане в Синьцзян-Уйгуроком автономном районе, недалеко от границ Таджикистана и Афганистана, и, как сообщается, планирует построить еще 24 аэропорта. По сути, это объекты двойного назначения, и поэтому их можно использовать в военных целях для повышая боеготовности Китая и развития инфраструктуры в регионе. Отношения между Китаем и Россией в отношении Центральной Азии принесли пользу обеим сторонам, причем Россия несет основную ответственность за военную безопасность через ОДКБ, а Китай — за экономическое развитие. Однако в долгосрочной перспективе вряд ли такое четкое разделение сохранится. Китайские интересы уже вышли за рамки экономических инвестиций и торговли и вторглись в традиционную для России сферу военной помощи и сотрудничества. Китай, скорее всего, поставит в Центральную Азию больше военной техники, и России придется минимизировать растущее влияние своего соседа. Соперничество между двумя странами проявляется и в Беларуси. На протяжении многих лет президент Беларуси Александр Лукашенко просил у России помощи в рамках модернизации белорусских Вооруженных Сил. Нежелание Москвы помочь в модернизации белорусских ракет малой дальности вынудило Минск рассмотреть альтернативные варианты. В 2016 г. Беларусь приняла на вооружение 301-мм реактивную систему залпового огня «Полонез», которая состоит из шасси МЗКТ-7930 белорусского производства и китайских ракет А200, способных поражать цели на расстоянии до 200 км. С тех пор система была модернизирована и может нести ракету А300 с дальностью полета 300 км. Китай также поставил в Беларусь бронеавтомобили CS/VN3 Dajiang 4x4 в 2016 г. Из этого можно сделать вывод, что Китай будет стремиться расширить свое присутствие и влияние в Беларуси как ворота для дальнейшей экспансии на европейские рынки. Между тем, с точки зрения Москвы, экономическое присутствие Пекина имеет один ключевой положительный аспект: если Лукашенко сменит более дружественный Москве президент, Коммунистическая партия Китая, скорее всего, одобрит это изменение, чтобы защитить свои экономические инвестиции, тем самым придав легитимность действиям России в Беларуси. Сотрудничество России и Китая в Арктическом регионе Таяние льдов в Арктике также открывает новую область конкуренции. В течение многих лет Россия неуклонно модернизировала свое военное присутствие в регионе, развертывая передовые средства противовоздушной обороны, восстанавливая военно-воздушные и сухопутные базы советских времен и строя новые. Благодаря этим возможностям передового развертывания Россия в настоящее время доминирует в Арктике в военном отношении. Политику России в Арктике можно охарактеризовать как экономический оптимизм и пессимизм в плане безопасности, но оценки Москвы, похоже, были слишком крайними по обоим пунктам. С точки зрения безопасности ее пессимизм необоснован, поскольку она опережает другие страны в разработке военной техники, предназначенной для действий в суровых арктических условиях. Кроме того, Россия проводит регулярные учения по переброске войск воздушным или морским транспортом на Крайний Север, демонстрируя возможности быстрого реагирования, которые подчеркивают его решимость защищать свои интересы в регионе. На экономическом фронте Россия до сих пор была чрезмерно оптимистична. Несмотря на неуклонный ежегодный рост рейсов и общего объема грузов, перевозимых по Северному морскому пути, он не достиг своих экономических целей в регионе. Однако Россия видит достаточный потенциал для долгосрочного экономического освоения Арктики, включая разведку газовых и нефтяных месторождений, чтобы к 2035 г. запланировать создание флота из девяти атомных и четырех обычных ледоколов. Китай все больше стремится играть более заметную роль в Арктике. В январе 2018 г. был первый документ по политике в отношении Арктики, в котором утверждается, что, хотя страны, непосредственно не соседствующие с ней, не имеют прав на территориальный суверенитет, им разрешено проводить там широкий спектр операций и задач. К ним относятся «научные исследования, навигация, пролет, рыболовство, прокладка подводных кабелей и трубопроводов в открытом море и других соответствующих морских районах Северного Ледовитого океана, а также права на разведку и разработку ресурсов в Районе». Учитывая свою близость к Крайнему Северу, Китай называет себя приарктическим государством и важной заинтересованной стороной в арктических делах, стремящимся «участвовать в управлении Арктикой». Ключом к пониманию углубления взаимодействия между Россией и Китаем является контекст, в котором оно происходит. С точки зрения России и Китая существующая международная система в основном благоприятствует США, ЕС и западному миру в целом и ставит их в невыгодное положение; особенно сейчас они оба активно преследуют интересы национальной безопасности и стремятся распространить свое влияние на своих ближайших соседей. Россия, стремящаяся восстановить утраченную после 1991 г. значимость, более склонна использовать военные средства в стратегической оппортунистической манере для защиты своих политических, экономических интересов и интересов безопасности. Китай больше опасается прямого применения силы в своих интересах. Однако его непоколебимость в территориальных вопросах и его действия в Южно-Китайском море свидетельствуют о готовности бросить вызов принятым нормам и международным конвенциям. Исходя из высокого уровня доверия между Китаем и Россией, а также постоянным обменом важной стратегической информацией, проведением военный учений и операций, дальнейшее сотрудничество двух стран будет разворачиваться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это подтверждается патрулированием боевых кораблей России и Китая, а также увеличением интенсивности совместной боевой подготовки как на земле и в воздухе. В современной обстановке на мировой арене необходимо вывести военно-стратегическое партнерство на новый, «предсоюзнический» уровень для поддержания безопасности в регионе, реализации национальных интересов двух стран и расширения иных сфер сотрудничества.

1. Korolev A. N. Naskol'ko blizki Rossija i Kitaj? Voenno-strategicheskoe sotrudnichestvo v mezhdunarodnyh otnoshenijah [How close are Russia and China? Military-strategic cooperation in international relations] // Rossija i ATR. 2019. №3 (105). S. 138-161.

2. Boevye korabli RF i Kitaja vpervye proveli sovmestnoe patrulirovanie v Tihom okeane [Warships of the Russian Federation and China for the first time conducted joint patrols in the Pacific Ocean] // TASS URL: >>>> (Data obrashhenija 06.02.2022)

3. V Belarus' pribyli kitajskie broneavtomobili «Drakon» [Chinese armored vehicles "Dragon" arrived in Belarus // Rossiyskaya Gazeta] // Rossijskaja Gazeta URL: >>>> (Data obrashhenija 30.01.2022)

4. Vel'mozhin V. V. Kitajsko-rossijskie otnoshenija: sovremennoe sostojanie i perspektivy [Sino-Russian Relations: Current State and Prospects] // Skif. 2018. №3 (19). S. 1-4.

5. Veremeev N. Ju. Strategicheskoe partnerstvo Belarusi i Kitaja: jetapy dvustoronnego sotrudnichestva [Strategic partnership between Belarus and China: stages of bilateral cooperation] // Universum: obshhestvennye nauki. 2021. №10 (78). S. 1-3.

6. Voennyj sojuz Moskvy i Pekina mozhet prevratit'sja iz formal'nogo v real'nyj [The military alliance between Moscow and Beijing can turn from formal into real] // Vedomosti URL: >>>> (Data obrashhenija 29.01.2022)

7. Godovoj otchet Gosudarstvennoj korporacii «Rosteh» za 2019 g. [Annual report of the Rostec State Corporation for 2019] // Oficial'nyj sajt Gosudarstvennoj korporacii «Rosteh» URL: >>>> (Data obrashhenija 28.01.2022)

8. Zabella A. A. Celi i interesy Kitaja v Arktike [Goals and interests of China in the Arctic] // Vestnik MGOU. Serija: Istorija i politicheskie nauki. 2019. №4. S. 166-176.

9. Zampred goskomissii po Arktike: Bol'shoj Sevmorput' dolzhen "raskatat'" transportnyj marshrut v rossijskoj Arktike [Deputy Chairman of the State Commission for the Arctic: The Great Northern Sea Route should "roll out" the transport route in the Russian Arctic] // Interfaks URL: >>>> (Data obrashhenija 30.01.2022)

10. Kak Rossija pomogla Kitaju prevzojti samu sebja i stat' obladatelem vtoryh po sile VVS v mire? [How did Russia help China surpass itself and become the owner of the second most powerful air force in the world?] // RYB URL: >>>> (Data obrashhenija 26.01.2022)

11. Kuznecov A. M. «Mirnoe razvitie Kitaja» i nekotorye problemy teorii mezhdunarodnyh otnoshenij ["Peaceful development of China" and some problems of the theory of international relations] // Aziatsko-Tihookeanskij region: jekonomika, politika, pravo. 2013. №2. S. 21-41.

12. Makarenko D. V. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v ramkah razvitija Severnogo morskogo puti [Russian-Chinese cooperation in the framework of the development of the Northern Sea Route] // Vestnik nauki i obrazovanija. 2021. №2-1 (105). S. 1-7.

13. Mirzehanov V. S., Tjul'pakov M. V. Potencial i perspektivy sovremennyh turkmeno-kitajskih otnoshenij [Potential and prospects of modern Turkmen-Chinese relations] // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 9, Vostokovedenie i afrikanistika: Referativnyj zhurnal. 2018. №4. S. 30-37.

14. Morozov Ju. V. Global'nye pozicii Kitaja i perspektivy ih razvitija v XXI veke [China's Global Positions and Prospects for Their Development in the 21st Century] // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost'. 2020. №25. S. 80-96.

15. Muratshina K. G. Prioritety stran Central'noj Azii v shos v kontekste ih vzaimootnoshenij s Kitaem [Priorities of the Central Asian countries in the SCO in the context of their relations with China] // Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Istoricheskie nauki». 2017. №3. S. 445-457.

16. Novosel'cev S. V. Koncepcija «Kitajskoj mechty» i ejo prakticheskoe primenenie [The concept of the "Chinese Dream" and its practical application] // Sravnitel'naja politika. 2016. №1 (22). S. 1-17.

17. Otnoshenija Rossii i Kitaja vstupajut v novuju stadiju razvitija, zajavil Shojgu [Relations between Russia and China are entering a new stage of development, said Shoigu] // RIA Novosti URL: >>>> (Data obrashhenija 25.01.2022)

18. Prodolzhaetsja stroitel'stvo samogo vysokogornogo ajeroporta v Sin'czjane [Construction of the highest mountain airport in Xinjiang continues] // Sin'hua Novosti URL: >>>> (Data obrashhenija 30.01.2022)

19. Putin i Si Czin'pin vystupili s zajavleniem po mezhdunarodnym problemam [Putin and Xi Jinping made a statement on international issues] // Rossijskaja gazeta URL: >>>> (Data obrashhenija 06.02.2022)

20. Rossija zavershila postavku Kitaju istrebitelej Su-35 [Russia completes delivery of Su-35 fighter jets to China] // TASS URL: >>>> (Data obrashhenija 27.01.2022)

21. Rossija i Kitaj podgotovili dorozhnuju kartu voennogo sotrudnichestva na 2017-2020 gg. [Russia and China have prepared a roadmap for military cooperation for 2017-2020] // Interfaks URL: >>>> (Data obrashhenija 26.01.2022)

22. Rossija i Kitaj podeljat Tadzhikistan [Russia and China will divide Tajikistan] // Gazeta.ru URL: >>>> (Data obrashhenija 30.01.2022)

23. Rossija predlozhila Kitaju kupit' novuju partiju istrebitelej Su-35 [Russia offered China to buy a new batch of Su-35 fighters] // TASS URL: >>>> (Data obrashhenija 28.01.2022)

24. RF ratificirovala soglashenie s KNR o primenenii sistem GLONASS i Beidou v mirnyh celjah [Russia ratified an agreement with China on the use of GLONASS and Beidou systems for peaceful purposes] // TASS URL: >>>> (Data obrashhenija 27.01.2022)

25. Sergej Boev rasskazal o sozdanii dlja KNR sistemy preduprezhdenija o raketnom napadenii [Sergey Boev spoke about the creation of a missile attack warning system for China] // Oficial'nyj sajt MAK «Vympel» URL: >>>> (Data obrashhenija 29.01.2022)

26. Sovmestnoe zajavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o razvitii otnoshenij vseob’emljushhego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstvija, vstupajushhih v novuju jepohu [Joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on the development of relations of comprehensive partnership and strategic interaction entering a new era] // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii URL: >>>> (Data obrashhenija 27.01.2022)

27. Tadzhikistan i Kitaj provedut ocherednye sovmestnye voennye uchenija na Pamire [Tajikistan and China will hold regular joint military exercises in the Pamirs] // Eurasianet URL: >>>> (Data obrashhenija 30.01.2022)

28. Tjazhelyj vertolet s kitajskim akcentom [Heavy helicopter with Chinese accent] // Kommersant URL: >>>> (Data obrashhenija 29.01.2022)

29. Hidojatzoda K. D. Vlijanie Rossii i Kitaja na formirovanie novogo miroporjadka na primere Central'noj Azii (vazhnejshego regiona dlja Rossii) [The influence of Russia and China on the formation of a new world order on the example of Central Asia (the most important region for Russia)] // Russkaja politologija. 2018. №3 (8). S. 58-64.

30. 40-ton class heavy helicopter jointly developed by China, Russia to be delivered by 2032 // Chinamil URL: >>>> (Дата обращения 29.01.2022)

31. China’s Arctic Policy // The State Council of The People’s Republic of China URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

Система Orphus

Loading...
Up