Основные проблемы взаимодействия РФ и КНР в военно-стратегической сфере

 
Код статьиS086904990018613-6-1
DOI10.31857/S086904990018613-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: аспирантка
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: Росся, Приморский край, Владивосток, Океанский проспект 101А
Аннотация

В настоящей статье проводится анализ военно-стратегического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Автором приводится краткая характеристика межгосударственных отношений в данной области, а также основные достижения. Особое внимание уделяется аэрокосмической сфере, конкуренции в сфере военной торговли, поставки военной техники странам Азии, кибербезопасности, совместным разработкам и взаимодействия на территории Арктики. В результате установлено, что Россия и Китай стремятся к более тесным отношениям, несмотря на возникающие трудности, что свидетельствует о высоком уровне межгосударственного доверия.

Ключевые словаКитай, Россия, сотрудничество, военно-стратегическая сфера, взаимодействие, проблемы.
Получено15.02.2022
Кол-во символов20087
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В настоящее время отношения Китая и России находятся на самом высоком уровне за все время. Во время встречи в сентябре 2019 г. министра обороны России Сергея Шойгу и заместителя председателя Центрального военного совета КНР Чжана Юся обе стороны подтвердили готовность к дальнейшему сотрудничеству в вопросах, связанных с обороной. Представитель Китая также добавил, что готов «вести сотрудничество для достижения нового прорыва» в отношениях между двумя странами. Тем не менее, координация между Россией и Китаем идет вразрез с давним неприятием Поднебесной формальных союзов. Термин «союзник» не используется Китаем в двусторонних отношениях с Россией, хотя он и признает, что эти отношения «вышли за рамки двусторонних отношений и важны для поддержания общего мира». Растущее политическое, экономическое и военное влияние Китая уже давно выражается в терминах «мирного подъема». В то время, когда глобальное влияние Китая подвергается все более тщательному изучению, его тесные отношения с Россией служат подтверждением со стороны крупного государства, что его подъем действительно не представляет угрозы. Однако существующий мировой порядок и его недостатки служат препятствием для двух стран в продвижении их собственных национальных интересов — у них мало стимулов для его изменения, но вместо этого государства могут искать в нем пути адаптации. Вместо идеологического союза, напоминающего о временах холодной войны, российско-китайские двусторонние отношения во многом определяются реальной политикой. Усилия двух стран до сих пор сосредоточены на создании своих собственных сфер влияния и поддержании государственной стабильности внутри страны. В той мере, в какой сотрудничество помогает им в достижении этих целей, они будут продолжать сотрудничать. В начале 2022 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин провели первую встречу с начала пандемии в Пекине. Оба лидера отмечали, что государства совместными усилиями претворяют в жизнь подлинную многосторонность и отстаивают демократический дух, который представляет собой основу защиты равенства и преодоления возникающих кризисов. Итогами переговоров стали подписание «Совместного заявления о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Ключевыми тезисами рассматриваемого документа являются выступление против дальнейшего расширения НАТО, а также призыв отказываться от идеологизированных подходов времен «холодной войны» и придерживаться уважения безопасности, суверенитета, интересов и безопасности других стран. При этом государства также будут придерживаться последовательному углублению кооперации в области устойчивого развития Арктического региона. «Совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии» представляет собой новый виток в развитии отношений России и Китая в напряженной мировой обстановке, характеризующейся беспрецедентным давлением. Столкнувшись с повышенным вниманием и критикой со стороны международного сообщества, неудивительно, что и Россия, и Китай нашли стимул для укрепления своих двусторонних отношений. Военное сотрудничество между двумя странами не случайно, а является очень важным аспектом их более широких двусторонних отношений. Об этом свидетельствуют такие инициативы, как «дорожная карта военного сотрудничества на 2017–2020 годы», подписанная между Россией и Китаем в июне 2017 г. Хотя объем дорожной карты публично не обсуждался, она, вероятно, относится к двусторонним учениям, обменам, совместным учениям и другим военным действиям. Необходимо также отметить, что в октябре 2021 г. боевые корабли Китая и России впервые провели совместное патрулирование и проход через Сангарский пролив в Тихоокеанском регионе. Основными задачами данного мероприятия стала охрана объектов морской экономической деятельности и демонстрация флагов стран. Результатом патрулирования стало проведение ряда тренировок, а также тактического маневрирования. Возобновление акцента на двусторонних связях между двумя странами также отражено в обновлении отношений в 2019 г. до «всеобъемлющего стратегического партнерства новой эры». Согласно совместному заявлению, цель трансформации отношений состоит в том, чтобы обе стороны оказывали больше поддержки друг другу, поскольку они стремятся идти собственным путем развития, защищать свои интересы, суверенитет и территориальную целостность. Акцент на последнем аспекте указывает на стремление к более тесной координации между двумя странами по территориальным и морским спорам. Военно-техническое сотрудничество России и Китая Расширение военно-технического сотрудничества между двумя странами в 2014 г. открыло путь для передачи Китаю российских технологий в поддержку российских платформ, стоящих на вооружении китайских вооруженных сил, а также для новых приобретений. В декабре 2019 г. заместитель генерального директора Российского государственного агентства по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» Александр Щербинин заявил, что военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем «составляет несколько миллиардов долларов в год». Поскольку приоритеты двух стран совпадают в отношении развития возможностей в области искусственного интеллекта, космоса, кибербезопасности и беспилотных систем, вполне вероятно, что сотрудничество в области разработки технологий двойного назначения в конечном итоге превзойдет военную торговлю. Существующее российско-китайское сотрудничество в гражданской сфере, например совместная разработка широкофюзеляжного гражданского авиалайнера, уже имеет военное применение. Между тем, в ноябре 2018 г. Россия и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного использования спутниковых систем ГЛОНАСС и BeiDou. Возможность доступа к навигационным системам друг друга также может быть расширена для использования в военной сфере. Точно так же декларация о сотрудничестве для лунных миссий прокладывает путь к усилению их соответствующих преимуществ в области исследования космоса и технологий, которые потенциально могут быть использованы в военных целях. Несмотря на давнюю помощь России в модернизации вооруженных сил Китая, обычно именно Индия, а не Китай, получала новейшее российское вооружение и технику. Эта модель начала меняться в 2015 г., когда Китай стал первым иностранным покупателем российских многоцелевых истребителей Су-35, заключив контракт на получение 24 таких самолетов к концу 2018 г. Однако необходимо отметить, что одним из аспектов разногласий было то, что Россия настаивала на покупке как минимум 48 самолетов, предположительно из-за опасений, что Китай заинтересован в закупке только для того, чтобы их перепроектировать. Как видно из продажи, эти опасения были преодолены, и в июне 2019 г. ТАСС сообщил, что Россия предложила Китаю продать еще одну партию Су-35. Китай также стал первым международным покупателем ЗРК С-400 «Триумф», подписав в 2014 г. контракт на поставку двух комплектов. Поставка второго комплекта была завершена в конце 2019 г. Годовой отчет Ростеха за 2019 г. показывает, что его дочерняя компания «Вертолеты России» в начале 2019 г. получила контракт на поставку 121 вертолета в Китай. Эта продажа указывает на то, что, несмотря на прогресс, достигнутый отечественным сектором оборонного производства Китая, он продолжает полагаться на российский опыт для некоторых платформ. Наряду с данными военными продажами Россия и Китай также совместно занимаются исследованиями и разработками военной техники. В 2019 г. на Международном авиационно-космическом салоне объявили о договоренности о совместной разработке 40-тонного вертолета, получившего обозначение Advanced Heavy Lift (AHL). Согласно заявлениям министра промышленности и информационных технологий Китая Мяо Вэя, поставка запланирована на 2032 г., а директор Ростеха по международному сотрудничеству и региональной политике Виктор Кладов заявил, что будет произведено 200 вертолетов. В 2018 г. Корпорация авиационной промышленности Китая представила модель AHL на Air Show China. Совместная программа развития началась в 2015 г., когда холдинг «Вертолеты России» и AVIC подписали рамочное соглашение о совместной работе над AHL. Хотя считается, что Китай несет ответственность за проектирование и производство вертолета, российские компании будут его техническими партнерами. Китайские СМИ цитировали Ву Симина, китайского политического советника и главного конструктора вертолетов в Корпорации авиационной промышленности, который заявил, что государству не хватает опыта в технологиях, связанных с системами передачи, и он надеется извлечь уроки из этого партнерства с Россией. Противоракетная оборона, как подчеркнул Владимир Путин, является еще одной важной областью сотрудничества. В октябре 2019 г. было объявлено, что Россия поможет Китаю в разработке системы раннего предупреждения о ракетном нападении, которая «резко повысит обороноспособность» страны. Сергей Боев, глава российской оборонной корпорации ПАО «МАК Вымпел», также заявил, что две страны создают систему раннего предупреждения о ракетном нападении Россия и Китай провели свои первые совместные компьютерные учения по противоракетной обороне в 2016 г. Хотя официально это не упоминалось, планируемая китайская сеть раннего предупреждения ракетного нападения может обмениваться данными с российской системой и наоборот. Это могло бы значительно улучшить зону наблюдения России и повысить ее готовность реагировать на угрозы государству. В случае, если какая-либо из стран окажется вовлеченной в военную конфронтацию, обмен информацией может стать критическим при противодействии ракетным угрозам со стороны США. Конкуренция в сфере военно-технического сотрудничества Несмотря на сотрудничество по множеству оборонных проектов, Россия и Китай также продолжают конкурировать в этом секторе. Первоначально эта конкуренция в основном касалась расширения клиентов и рынков для их военной техники. Однако в последние годы она приобрела отчетливый характер геополитического соперничества. События в Центральной Азии являются ярким примером. Россия сохранила контроль над регионом, который она считает находящимся в сфере своих привилегированных интересов, как экономическими, так и военными средствами. Благодаря своему участию она может диктовать темпы модернизации вооруженных сил и влиять на внутреннюю политику региона. Примечательно, что военное присутствие России в Центральной Азии расширило обеспечило возможность реагировать на любые события, особенно после развертывания войск США и НАТО в Афганистане. Китай укрепил свое влияние в регионе экономическими средствами, в основном торговлей и инвестициями. Эти интересы защищались различными механизмами ШОС, такими как Деловой совет и Межбанковский консорциум. Устав от растущего влияния Китая в ШОС и, следовательно, в Центральной Азии, Россия попыталась расширить членство за счет Индии и Пакистана, чтобы новые акторы сбалансировали китайское влияние в регионе. Пекин, в свою очередь и без участия Москвы, создал Четырехсторонний механизм по сотрудничеству и координации (ЧКСМ), который призван интегрировать антитеррористические усилия Афганистана, Китая, Пакистана и Таджикистана и, таким образом, позволить Китаю взять на себя частичную ответственность за ситуацию в области безопасности в регионе. Россия может быть обеспокоена созданием системы безопасности, альтернативной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но китайские официальные лица подчеркивают, что цель ЧКСМ состоит в том, чтобы дополнить ОДКБ, а не конкурировать с ней. Независимо от фактического статуса двух организаций ясно, что эта инициатива дает Китаю дополнительные рычаги влияния в отношениях с Россией и странами Центральной Азии. Наряду с созданием новых институциональных механизмов Китай также смог увеличить военный экспорт в регион в результате колебаний России по передаче военной техники своим соседям. Начало инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в начале 2010-х годов совпало с поставками китайских систем ПВО в Туркменистан и Узбекистан. Система HQ-9 заполняет пробелы в зенитно-ракетном потенциале обеих стран большой дальности и дополняет их ракетные системы меньшей дальности; тем временем Китай стал поставщиком оборудования, которое исторически поставлялось исключительно Российской Федерацией. С тех пор Пекин поставил в Казахстан авиатранспортные самолеты Y-8, в Туркменистан – системы ПВО малой дальности QW-2 Vanguard 2, в Таджикистан – патрульные машины VP11, а в Казахстан и Узбекистан – беспилотные летательные аппараты Wing Loong-1. Предположительно, большее количество оборудования тайно доставляется в страны Центральной Азии в виде пожертвований Китая внутренним службам безопасности и пограничным службам. В более долгосрочной перспективе Китай, вероятно, будет искать новые возможности для поставок современного оружия в Центральную Азию, от бронетехники до самолетов, что еще больше подорвет долю России на оборонном рынке в регионе. Возможно, более важными, чем проникновение Китая на оборонный рынок региона, являются его усилия стать поставщиком услуг безопасности в регионе. Об этом свидетельствует подписанный между Таджикистаном и Китаем в 2016 г. контракт, предусматривающий строительство семи пограничных постов на таджикско-афганской границе. К 2020 г. по на некоторых из этих пограничных постов присутствовала Народная вооруженная полицией Китая, которая находится под непосредственным контролем Центрального военного совета Китая. Присутствие китайских сотрудников службы безопасности считается беспроигрышной ситуацией для Таджикистана и Китая, поскольку оно может как ограничить распространение экстремизма в стране, например, представленного Исламским государством в Афганистане, так и обуздать аналогичные силы, которые могут повлиять на события в Синьцзян-Уйгуроком автономном районе. Более тесное военное сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии также заметно по ускоренным темпам военных обменов и встреч между высшими должностными лицами министерства обороны. Параллельное развитие Китаем инфраструктуры в Центральной Азии свидетельствует о его стремлении к более широким связям с регионом. В 2020 г. Китай открыл новый аэропорт в Ташкургане в Синьцзян-Уйгуроком автономном районе, недалеко от границ Таджикистана и Афганистана, и, как сообщается, планирует построить еще 24 аэропорта. По сути, это объекты двойного назначения, и поэтому их можно использовать в военных целях для повышая боеготовности Китая и развития инфраструктуры в регионе. Отношения между Китаем и Россией в отношении Центральной Азии принесли пользу обеим сторонам, причем Россия несет основную ответственность за военную безопасность через ОДКБ, а Китай — за экономическое развитие. Однако в долгосрочной перспективе вряд ли такое четкое разделение сохранится. Китайские интересы уже вышли за рамки экономических инвестиций и торговли и вторглись в традиционную для России сферу военной помощи и сотрудничества. Китай, скорее всего, поставит в Центральную Азию больше военной техники, и России придется минимизировать растущее влияние своего соседа. Соперничество между двумя странами проявляется и в Беларуси. На протяжении многих лет президент Беларуси Александр Лукашенко просил у России помощи в рамках модернизации белорусских Вооруженных Сил. Нежелание Москвы помочь в модернизации белорусских ракет малой дальности вынудило Минск рассмотреть альтернативные варианты. В 2016 г. Беларусь приняла на вооружение 301-мм реактивную систему залпового огня «Полонез», которая состоит из шасси МЗКТ-7930 белорусского производства и китайских ракет А200, способных поражать цели на расстоянии до 200 км. С тех пор система была модернизирована и может нести ракету А300 с дальностью полета 300 км. Китай также поставил в Беларусь бронеавтомобили CS/VN3 Dajiang 4x4 в 2016 г. Из этого можно сделать вывод, что Китай будет стремиться расширить свое присутствие и влияние в Беларуси как ворота для дальнейшей экспансии на европейские рынки. Между тем, с точки зрения Москвы, экономическое присутствие Пекина имеет один ключевой положительный аспект: если Лукашенко сменит более дружественный Москве президент, Коммунистическая партия Китая, скорее всего, одобрит это изменение, чтобы защитить свои экономические инвестиции, тем самым придав легитимность действиям России в Беларуси. Сотрудничество России и Китая в Арктическом регионе Таяние льдов в Арктике также открывает новую область конкуренции. В течение многих лет Россия неуклонно модернизировала свое военное присутствие в регионе, развертывая передовые средства противовоздушной обороны, восстанавливая военно-воздушные и сухопутные базы советских времен и строя новые. Благодаря этим возможностям передового развертывания Россия в настоящее время доминирует в Арктике в военном отношении. Политику России в Арктике можно охарактеризовать как экономический оптимизм и пессимизм в плане безопасности, но оценки Москвы, похоже, были слишком крайними по обоим пунктам. С точки зрения безопасности ее пессимизм необоснован, поскольку она опережает другие страны в разработке военной техники, предназначенной для действий в суровых арктических условиях. Кроме того, Россия проводит регулярные учения по переброске войск воздушным или морским транспортом на Крайний Север, демонстрируя возможности быстрого реагирования, которые подчеркивают его решимость защищать свои интересы в регионе. На экономическом фронте Россия до сих пор была чрезмерно оптимистична. Несмотря на неуклонный ежегодный рост рейсов и общего объема грузов, перевозимых по Северному морскому пути, он не достиг своих экономических целей в регионе. Однако Россия видит достаточный потенциал для долгосрочного экономического освоения Арктики, включая разведку газовых и нефтяных месторождений, чтобы к 2035 г. запланировать создание флота из девяти атомных и четырех обычных ледоколов. Китай все больше стремится играть более заметную роль в Арктике. В январе 2018 г. был первый документ по политике в отношении Арктики, в котором утверждается, что, хотя страны, непосредственно не соседствующие с ней, не имеют прав на территориальный суверенитет, им разрешено проводить там широкий спектр операций и задач. К ним относятся «научные исследования, навигация, пролет, рыболовство, прокладка подводных кабелей и трубопроводов в открытом море и других соответствующих морских районах Северного Ледовитого океана, а также права на разведку и разработку ресурсов в Районе». Учитывая свою близость к Крайнему Северу, Китай называет себя приарктическим государством и важной заинтересованной стороной в арктических делах, стремящимся «участвовать в управлении Арктикой». Ключом к пониманию углубления взаимодействия между Россией и Китаем является контекст, в котором оно происходит. С точки зрения России и Китая существующая международная система в основном благоприятствует США, ЕС и западному миру в целом и ставит их в невыгодное положение; особенно сейчас они оба активно преследуют интересы национальной безопасности и стремятся распространить свое влияние на своих ближайших соседей. Россия, стремящаяся восстановить утраченную после 1991 г. значимость, более склонна использовать военные средства в стратегической оппортунистической манере для защиты своих политических, экономических интересов и интересов безопасности. Китай больше опасается прямого применения силы в своих интересах. Однако его непоколебимость в территориальных вопросах и его действия в Южно-Китайском море свидетельствуют о готовности бросить вызов принятым нормам и международным конвенциям. Исходя из высокого уровня доверия между Китаем и Россией, а также постоянным обменом важной стратегической информацией, проведением военный учений и операций, дальнейшее сотрудничество двух стран будет разворачиваться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это подтверждается патрулированием боевых кораблей России и Китая, а также увеличением интенсивности совместной боевой подготовки как на земле и в воздухе. В современной обстановке на мировой арене необходимо вывести военно-стратегическое партнерство на новый, «предсоюзнический» уровень для поддержания безопасности в регионе, реализации национальных интересов двух стран и расширения иных сфер сотрудничества.

1. Королев А. Н. Насколько близки Россия и Китай? Военно-стратегическое сотрудничество в международных отношениях // Россия и АТР. 2019. №3 (105). С. 138–161.

2. Боевые корабли РФ и Китая впервые провели совместное патрулирование в Тихом океане // ТАСС URL: >>>> (Дата обращения 06.02.2022)

3. В Беларусь прибыли китайские бронеавтомобили «Дракон» // Российская Газета URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

4. Вельможин В. В. Китайско-российские отношения: современное состояние и перспективы // Скиф. 2018. №3 (19). С. 1–4.

5. Веремеев Н. Ю. Стратегическое партнерство Беларуси и Китая: этапы двустороннего сотрудничества // Universum: общественные науки. 2021. №10 (78). С. 1–3.

6. Военный союз Москвы и Пекина может превратиться из формального в реальный // Ведомости URL: >>>> (Дата обращения 29.01.2022)

7. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростех» за 2019 г. // Официальный сайт Государственной корпорации «Ростех» URL: >>>> (Дата обращения 28.01.2022)

8. Забелла А. А. Цели и интересы Китая в Арктике // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. №4. С. 166–176.

9. Зампред госкомиссии по Арктике: Большой Севморпуть должен "раскатать" транспортный маршрут в российской Арктике // Интерфакс URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

10. Как Россия помогла Китаю превзойти саму себя и стать обладателем вторых по силе ВВС в мире? // RYB URL: >>>> (Дата обращения 26.01.2022)

11. Кузнецов А. М. «Мирное развитие Китая» и некоторые проблемы теории международных отношений // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. №2. С. 21–41.

12. Макаренко Д. В. Российско-китайское сотрудничество в рамках развития Северного морского пути // Вестник науки и образования. 2021. №2–1 (105). С. 1–7.

13. Мирзеханов В.С., Тюльпаков М.В. Потенциал и перспективы современных туркмено-китайских отношений // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2018. №4. С. 30–37.

14. Морозов Ю. В. Глобальные позиции Китая и перспективы их развития в XXI веке // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. №25. С. 80–96.

15. Муратшина К. Г. Приоритеты стран Центральной Азии в шос в контексте их взаимоотношений с Китаем // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. №3. С. 445–457.

16. Новосельцев С. В. Концепция «Китайской мечты» и её практическое применение // Сравнительная политика. 2016. №1 (22). С. 1–17.

17. Отношения России и Китая вступают в новую стадию развития, заявил Шойгу // РИА Новости URL: >>>> (Дата обращения 25.01.2022)

18. Продолжается строительство самого высокогорного аэропорта в Синьцзяне // Синьхуа Новости URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

19. Путин и Си Цзиньпин выступили с заявлением по международным проблемам // Российская газета URL: >>>> (Дата обращения 06.02.2022)

20. Россия завершила поставку Китаю истребителей Су-35 // ТАСС URL: >>>> (Дата обращения 27.01.2022)

21. Россия и Китай подготовили дорожную карту военного сотрудничества на 2017–2020 гг. // Интерфакс URL: >>>> (Дата обращения 26.01.2022)

22. Россия и Китай поделят Таджикистан // Газета.ру URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

23. Россия предложила Китаю купить новую партию истребителей Су-35 // ТАСС URL: >>>> (Дата обращения 28.01.2022)

24. РФ ратифицировала соглашение с КНР о применении систем ГЛОНАСС и Beidou в мирных целях // ТАСС URL: >>>> (Дата обращения 27.01.2022)

25. Сергей Боев рассказал о создании для КНР системы предупреждения о ракетном нападении // Официальный сайт МАК «Вымпел» URL: >>>> (Дата обращения 29.01.2022)

26. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: >>>> (Дата обращения 27.01.2022)

27. Таджикистан и Китай проведут очередные совместные военные учения на Памире // Eurasianet URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

28. Тяжелый вертолет с китайским акцентом // Коммерсатнъ URL: >>>> (Дата обращения 29.01.2022)

29. Хидоятзода К. Д. Влияние России и Китая на формирование нового миропорядка на примере Центральной Азии (важнейшего региона для России) // Русская политология. 2018. №3 (8). С. 58–64.

30. 40-ton class heavy helicopter jointly developed by China, Russia to be delivered by 2032 // Chinamil URL: >>>> (Дата обращения 29.01.2022)

31. China’s Arctic Policy // The State Council of The People’s Republic of China URL: >>>> (Дата обращения 30.01.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх