Ethical Aspects of the Economics of Happiness

 
PIIS086904990013360-8-1
DOI10.31857/S086904990013360-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Faculty of Economics
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: 3rd training building, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages48-62
Abstract

The article is devoted to the ethical aspects of the economics of happiness. Happiness is considering as an economic phenomenon and a measurable indicator of subjective life satisfaction. Basing on the economics of happiness ideas, the author shows hedonic and eudemonic meanings of the concept of subjective well-being. Special attention is paid to the influence of cultural traditions on ethical values and beliefs about happiness. The paper discusses ethical norms of individualist and collectivist cultures. The author turns to Ronald Inglhart’s evolutionary theory of modernization and shows the Russian specificity of the global shift from values of survival to values of self-expression at the beginning of the 21st century. This shift implies the rising of the level of happiness through values of self-expression such as trust, tolerance and individual freedom.

KeywordsEthics, happiness, hedonism, eudemonism, economics of happiness, subjective life satisfaction, subjective well-being, “Easterlin paradox” individualist culture, collectivist culture.
Received25.02.2021
Publication date03.03.2021
Number of characters42355
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 …счастье есть нечто самое прекрасное и наилучшее, и оно же – самое приятное (Аристотель, Эвдемова этика)
2 Введение
3 Экономическая теория счастья (или экономика счастья) как область научных исследований сформировалась в 1970-х гг. и к началу XXI века стала научной школой.
4 В качестве предмета исследования экономика счастья рассматривает субъективные представления личности об удовлетворенности жизнью как экономический феномен. Ее теоретическое единство образуют базовые концепции поведенческой экономики, опирающиеся на описанные еще А.Смитом психологические мотивы экономического поведения, а также психологизм теории полезности И.Бентама. Методологической особенностью экономики счастья является междисциплинарность исследовательского подхода не только в рамках социальных наук, но и, к примеру, с привлечением медицины. Либертарианский патернализм, опирающийся на “мягкое подталкивание” людей “к выбору, который улучшит их жизнь” [Талер, Санстейн 2018, c. 15] и приведет к счастью, определяет разделяемую большинством исследователей практическую программу1. Активную научную деятельность ведут лидеры этой школы: основоположник экономики счастья - Р.Истерлин, а также другие известные ученые - А.Дитон, Э.Динер, Р.Веенховен, Р.Инглхарт, Р.Лэйард, Ю-К.Онг, Э.Освальд, Н.Пудхави, Б.Стивенсон, Дж.Уолферс и др. 1. В июле 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой странам-членам рекомендательно предлагалось оценить счастье своих граждан и использовать его для руководства своей государственной политикой.
5 В научных исследованиях субъективной удовлетворенности жизнью теоретики экономики счастья качественно и количественно анализируют влияние разнообразных экономических факторов на субъективное благополучие [Антипина 2012], среди которых, в частности:
6
  • наличие или отсутствие работы (или источника дохода);
7
  • размер индивидуального дохода;
8
  • уровень среднедушевого дохода (среди членов профессионального сообщества, социальной группы);
9
  • достижение карьерных целей;
10
  • удовлетворенность профессиональной деятельностью, условиями труда;
11
  • наличие возможностей для полноценного отдыха и качественного проведения досуга;
12
  • доступность и качество медицинских и страховых услуг, а также услуг по обеспечению безопасности и правопорядка;
13
  • степень экономического развития страны в целом;
14
  • показатели инфляции и безработицы, циклические колебания деловой активности.
15 При этом, на наш взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется этическим аспектам экономики счастья.
16 Между тем, будучи философским знанием о морали, этика оперирует понятием “счастье” как отражающим личную жизненную цель индивида, к которой нужно стремиться, в том числе и в экономической сфере. Следовательно, с моральной стороны счастье как экономический феномен может быть представлено прежде всего через такие понятия как “богатство”, “умеренность”, “щедрость”, “добродетель”, “свобода”, “справедливость”, “рациональность”, “долг”, “ответственность”, “самореализация”, “частный и общий интерес”, “трудолюбие”, “доверие” и другие категории, использующиеся для описания нравственного опыта. Таким образом, исследование этических аспектов не только усилит теоретическую целостность и междисциплинарность экономики счастья, но и позволит ответить на важный нормативный вопрос: каких ценностей следует придерживаться человеку в экономической сфере его жизни, чтобы быть счастливым?

Number of purchasers: 0, views: 116

Readers community rating: votes 0

1. Antipina O.N. (2012) Jekonomicheskaja teorija schast'ja kak napravlenie nauchnyh issledovanij [Economics of Happiness as an Academic Research Discipline]. Voprosy Ekonomiki, no. 2, pp. 94-107.

2. Antipina O.N. (2017) Jekonomika, kul'tura i schast'e: est' li vzaimosvjaz'? [Economy, Culture and Happiness: Is There Interconnection?]. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya, vol. 61, no. 7, pp. 35-44.

3. Aristotle (2005) Evdemova jetika [Eudemian Ethics]. Moscow: Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences.

4. Brickman P., Campbell D.T. (1971) Hedonic Relativism and Planning the Good Society // Appley M.H. (Ed.) Adaptation-Level Theory: A Symposium. New York: Academic Press, pp. 287Ð302.

5. Confucius (2004) Lun' Juj // Konfucianskoe ÒChetveroknizhieÓ (ÒSy shuÓ) [Lun Yu // Confucianism ÒFour BooksÓ (ÒSishuÓ)]. Moscow: Vostochnaja literatura, pp. 149-236.

6. Crescenzi T. (2012) Beyond the Keynesian Endpoint: Crushed by Credit and Deceived by Debt Ñ How to Revive the Global Economy. New Jersey: Pearson.

7. Diener E., Lucas R.E., Scollon C.N. (2006) Beyond the Hedonic Treadmill: Revising the Adaptation Theory of Well-Being. American Psychologist, vol. 61, no. 4, pp. 305-314.

8. Diener E., Tay L., Oishi S. (2013) Rising Income and the Subjective Well-Being of Nations. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 104, no. 2, pp. 267-276.

9. Duesenberry J.S. (1949) Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.

10. Easterlin R.A. (1974) Does Economic Growth Improve the Human Lot? Some Empirical Evidence // David P.A., Reder M.W. (Eds.) Essays in Honor of Moses Abramovitz. New York: Academic Press, pp. 89-125.

11. Easterlin R.A. (2013) Happiness and Economic Growth: The Evidence. IZA Discussion Paper, no. 7187.

12. Easterlin R.A. (2016) Paradox Lost? IZA Discussion Paper, no. 9676.

13. Easterlin R.A., OÕConnor K.J. (2020) The Easterlin Paradox. IZA Discussion Paper, no. 13923.

14. Friedman M. (1957) A Theory of the Consumption Function. New Jersey: Princeton.

15. Guseynov A.A., Apresyan R.G. (2000) Jetika: Uchebnik [Ethics: Text-Book]. Moscow: Gardariki.

16. Helliwell J.F., Layard R., Sachs J.D., De Neve J.-E. (Eds.) (2020) World Happiness Report. New York: Sustainable Development Solutions Network.

17. Il'in A.N. (2012) Koncept bezuderzhnogo potreblenija (strukturnyj analiz) [The concept of rampant consumption (structural analysis)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 2, pp. 161-169.

18. Inglehart R., Foa R., Peterson C., Welzel C. (2008) Development, Freedom, and Rising Happiness: A Global Perspective (1981Ð2007). Perspectives on Psychological Science, vol. 3, no. 4, pp. 264-285.

19. Inglehart R.F. (2018) Kul'turnaja jevoljucija: kak izmenjajutsja chelovecheskie motivacii i kak jeto menjaet mir [Cultural Evolution: How PeopleÕs Motivations are Changing and How this is Changing the World]. Moscow: Mysl'.

20. Kahneman D., Deaton A. (2010) High Income Improves Evaluation of Life but not Emotional Well-Being. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, vol. 107, no. 38, pp. 16489-16493.

21. Knack S., Keefer P. (1997) Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation. The Quarterly Journal of Economics, vol. 112, no. 4, pp. 1251-1288.

22. Larin A.V., Filiasov S.V. (2018) Paradoks Isterlina i adaptacija v Rossii [Adaptation and the Easterlin Paradox in Russia]. HSE Economic Journal, vol. 22, no. 1, pp. 59Ð83.

23. Lu L., Gilmour R., Kao S.-F. (2001) Cultural Values and Happiness: An EastÐWest Dialogue. The Journal of Social Psychology, vol. 141, no. 4, pp. 477Ð493.

24. Ng Y.-K. (2002) The East-Asian Happiness Gap: Speculating on Causes and Implications. Pacific Economic Review, vol. 7, no. 1, pp. 51-63.

25. OECD (2017) OECD Guidelines on Measuring Trust. Paris: OECD Publishing.

26. Oswald A.J., Powdthavee N. (2008) Does Happiness Adapt? A Longitudinal Study of Disability with Implications for Economists and Judges. Journal of Public Economics, vol. 92, no. 5-6, pp.1061-1077.

27. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. (2015) Happiness and Productivity. Journal of Labor Economics, vol. 33, no. 4, pp. 789-822.

28. Rodionova L.€. (2014) Paradoks Isterlina v Rossii [Easterlin Paradox in Russia]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law, vol. 14, no. 2, part 2, pp. 386Ð393.

29. Shevchuk A., Strebkov D. (2012) Freelancers in Russia: Remote Work Patterns and E-Markets. economic sociology_the european electronic newsletter, vol. 13, no. 2, pp. 37-45.

30. Stevenson B., Wolfers J. (2008) Economic Growth and Subjective Well-Being: Reassessing the Eastern Paradox. IZA Discussion Paper, no. 3654.

31. Thaler R.H., Sunstein C.R. (2018) Nudge. Arhitektura vybora. Kak uluchshit' nashi reshenija o zdorov'e, blagosostojanii i schast'e [Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness]. 2nd ed. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber.

32. VCIOM [Russian Public Opinion Research Center] (http://www.wciom.ru).

33. Veenhoven R., Vergunst F. (2014) The Easterlin Illusion: Economic Growth Does Go with Greater Happiness. International Journal of Happiness and Development, vol. 1, no. 4, pp. 311-343.

Система Orphus

Loading...
Up