Islam and Communism: two Dreams, Hopes and two Destinies

 
PIIS086904990010754-1-1
DOI10.31857/S086904990010754-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Dialogue of Civilizations Research Institute gGmbH
Address: Berlin, Germany, Franzosische Strase 23
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 4
Pages118-126
Abstract

The similarity of Islam and communism consists in the fact that the basic thesis of their philosophy is the assumption of their indisputable priority on other ideologies as well as on any model of the society organisation what must lead a priori to the final triumph, to the creation of an ideal social model. The elements of religiosity, i.e. belief in the inevitable success present in the communist ideology. As to Islam who in accordance with its dogma is considered as modus vivendi it is oriented to searching the solution of profane - social, economic and political problems. Both Islam and communism are characterised by the rejection of other values. From the beginning communists strive their goals using rough even cruel methods, compared with actions of Islamic radicals and extremists.

KeywordsIslam, Islamism, communism, bolshevics, religion, utopia, prophets
Received02.09.2020
Publication date03.09.2020
Number of characters25192
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Сопоставление религии и коммунизма происходит с момента возникновения коммунистического учения. На эту тему рассуждали многие философы – от К. Маркса и Ф. Энгельса до отечественных мыслителей Н. Бердяева, Н. Лосского, К. Леонтьева, которые, будучи христианами, сравнивали коммунизм с христианством.
2 Схожесть ислама с коммунизмом выглядит рельефнее хотя бы по той причине, что ислам, обращенный на решение мирских, социальных и политических проблем, подобно коммунизму, предлагает идеальную модель устройства общества и государства. Ислам всегда позиционировал себя и воспринимался его адептами как образ жизни. Таковым он был и остается.
3 И коммунизм, и ислам, согласно их установкам, “обреченыˮ на окончательный триумф. Разумеется, после краха Советского Союза вера в победу коммунизма стала достоянием недавней истории. Зато не были и не могут быть опровергнуты как религиозные догматы утверждения о преимуществах ислама над прочими цивилизациями и моделями устройства общества. Ведь в соответствии с исламской доктриной все человечество рано или поздно перейдет в ислам. Но эти убеждения не препятствуют проведению параллелей между коммунистической и исламской системами: аналогия возможна не только из-за похожести коммунизма на религиозный концепт, но также из-за политизации ислама, степень которой в последние десятилетия постоянно возрастает. Этот факт стоит принимать просто как данность, не придавая ей однозначно позитивной или негативной коннотации.
4 Коммунизм и ислам как две утопии Коммунизм – светская утопия. Опирающаяся на исламскую традицию модель общества и государства – утопия религиозная. Коммунизм устремлен в будущее, пусть и далекое. Трудности при его построении всегда объяснялись сложностью задач, отсутствием необходимого опыта и умения – в советские времена было модно словосочетание “первопроходцыˮ. Кроме того, требовалось воспитание “человека новой формацииˮ (что это такое, так и осталось непонятным). Одновременно жестко констатировалось, что возврата в прошлое нет и быть не может.
5 Иначе обстоит дело в исламе, где строительство “самой лучшей общественной моделиˮ означает воссоздание идеала, сотворенного пророком Мухаммадом еще в VII в. Речь идет не о буквальном повторении ранней исламской истории. Никто из мусульманских идеологов и богословов не выступает против использования накопленного в немусульманском мире научного, технологического и прочего опыта. Пафос их призывов направлен на избавление исламской уммы от допущенных ранее ошибок, длящегося веками негативного влияния на нее западного, можно сказать, и евро-христианского мировоззрения как чуждого “истинному исламуˮ, от чуждых исламу элементов общественной и частной жизни. Иными словами, речь идет о возвращении на путь “истинного исламаˮ.

Number of purchasers: 0, views: 1608

Readers community rating: votes 0

1. Al-Attas Seiyd Muhammad Naqib (2001) Vvedenie v metafiziku islama [Introduction to the Islamic Metaphysic]. Moscow: Institut islamskoi tsivilizatsii, Kuala Lumpur: International Institute of Islamic Civilisation (in Russ.).

2. Al-Kilani Nadjib (1947) About Religion and State (Khaulia ad-din va ad-daulia (arab. iaz.)). Beyrut, London: än-Nakkach Publishing House. (in Arabic).

3. Benhabib Seyla (2002) Pritiazaniia kul'tury [The Claims of Culture]. Moscow: Logos (in Russ.)

4. Berdiaev N.A. (2007) Religioznye osnovy bol'shevizma. Iz religioznoi psikhologii russkogo naroda [Basis of the Bolshevism. About Religious Psychology of the Russian People]. Padenie sviashchennogo russkogo tsarstva: publitsistika 1914–1922 g. [The fall of the Holy Russian Kingdom: journalism 1914 –1922]. Moscow: Astrel', Okava (in Russ.).

5. Freud S. (1991) Massovaya psikhologiya i analiz chelovecheskogo “yaˮ [Massenpsychologie und ich-analyses. In “I” and “IT”]. Freud Z. “Yaˮ i “ONOˮ. Trudy raznykh let. Kniga 1. Tbilisi: Merani (in Russ.).

6. Gallois P.-M. (1995) Le soleil d'Állah aveugle l'Óccident. Lausanne: Editions L'Age d'Homme.

7. Kosach G.G. (2001) Krasnyi flag nad Blizhnim Vostokom? Kompartii Egipta, Palestiny, Sirii i Livana v 20 – 30-e gody [The Red Flag above the Middle East? Communist Parties of Egypt, Palestine, Syria and Lebanon in the 20-30s]. Moscow: Institut stran Azii i Afriki pri MGU. (in Russ.)

8. Liuciy A. (2013) Parad utopii [The Parade of Utopias]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya (in Russ.)

9. Malashenko A. (1998) Islamskoe vozrozhdenie v sovremennoi Rossii [The Islamic Revival in the Contemporary Russia]. Moscow: Carnegie Center Moscow (in Russ.)

10. Markedonov S. (2005) “Zelenyy kommunizmˮ, kak ugroza rossiyskomu gosudarstvu [“The Green Communismˮ as a Threat to the Russian State]. Izvestiya. 1 December (in Russ.)

11. Marx K. (1955) Kommunizm gazety “Reihnisher Beobachter” [Communism of the Newspaper “Reihnisher Beobachterˮ]. K. Marx, F. Engels Sochineniya [Compositions]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury, p. 195–208 (in Russ.)

12. Materialy XXVI s"ezda KPSSS (1981) [Contents of the Political Bureau of the XXVI Congress of the CPSU]. Moscow: Politizdat (in Russ.)

13. The Political and Religious Movements in the Arab World (1989) An-Nahdj №25. Damascus, Nicosia (in Arabic).

14. Ponomarev V. (1999) Islam Karimov protiv “Khizb ut-Takhrirˮ [Islam Karimov against “Hisb ut-Tahrirˮ]. Pravozashchitnyi tsentr “Memorialˮ, Informatsionnyi tsentr po pravam cheloveka v tsentral'noi Azii (in Russ.)

15. Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza (1986). [The Program of the Communist Party of the Soviet Union] Moscow: Politizdat (in Russ.).

16. Qutb Seyyid (1993) Budushchee prinadlezhit islamu [The Future belongs to Islam]. Moscow: TOO “Santladaˮ (in Russ.)

17. Qutb Seyyid (1974) The Social Justice in Islam. Beyrut: Publishing House “Darash-Shuruqˮ (in Arabic).

18. Rashid Ahmed (2002) Jihad: The rise of militant Islam in Central Asia. New Haven: Yale Univ. Press.

19. Surkov V. (2007) Russkaya politicheskaya kul'tura. Vzglyad iz utopii [The Russian Political Culture. The Glance from Utopia]. Moscow: Izd. “Nezavisimaya gazetaˮ (in Russ.)

20. Zaveshchanie imama Khomeyni (1992) [Testament of Imam Khomeini]. Baku: Nezavisimyy informatsionny tsentr TABKHID [Independent Information Center TABKHID] (in Russ.).

Система Orphus

Loading...
Up